Государство как основной структурный элемент политической системы общества
Каждый структурный элемент политической системы – это субъект политических отношений, который выполняет особую роль в управлении делами общества и государства. Основным структурным элементом политической системы общества является государство как целостный политический институт. Особое место государства в политической системе общества обусловлено рядом обстоятельств: 1. Государство является единственной политической организаций выражающей интересы всего общества в целом. Государственная власть – основная принуждающая сила в обществе. Своей деятельностью государство охватывается всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от их социального положения, возраста, пола, вероисповедания и т.д. Именно государство позволяет гражданам реально и активно участвовать в осуществлении государственной власти. 2. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство – это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. 3. Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т.е. особой публичной властью. Другие элементы политической системы не имеют таких разветвленных, всеобъемлющих публичных органов. Государство обладает разветвленной системой юридических средств воздействия, что позволяет ему использовать такие методы государственного воздействия как убеждение, принуждение и стимулирование.
4. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности (как правило наиболее наукоемкие и затратные, те которые окупаются достаточно медленно), учреждения финансово-кредитной системы. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, пошлины, займы, сборы и т.д.). 5. Государство как основной элемент политической системы общества обладает суверенитетом (верховенство власти внутри страны и ее независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть. Принимаемые государством как верховной политической властью управленческие решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Суверенитет государства проявляется в том, что только государство может издавать обязательные для исполнения нормативные акты (в которых содержатся нормы права); в том, что только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает для этого специальным аппаратом.
Суверенность государств находит отражение и в конституциях. «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику» (ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь). Важным вопросом является определение разграничения полномочий между государством и обществом, т.е. проблемы определения границ деятельности государства. Известно два противоположных подхода по данному вопросу: 1. тоталитарное государство (когда государство становится единственным элементом политической системы общества и полностью подчиняет себе все сферы жизнедеятельности общества); 2. либеральное государство (когда государство выполняет роль «ночного сторожа», осуществляя лишь решение самых общих и наиболее сложных проблем жизнедеятельности общества). В реальной жизни, как правило, реально существует смешение государства с другими политическими институтами.
Таким образом, государство представляет собой центральный элемент политической системы общества, что определяется его юридическими признаками и особой социальной ролью, по отражению сбалансированных интересов всех социальных групп, проживающих на определенной территории. Государство является основным элементом политической системы общества и взаимодействует с другими элементами политической системы общества: - политическими партиями; - общественными объединениями; - церковью; - органами местного самоуправления; - граждане (непосредственные формы демократии)
Таким образом, государство является центральным элементом политической системы общества, определяя деятельность всех остальных ее структурных элементов и одновременно испытывая на себе их влияние. Одни из ученых акцентируют внимание на публичных учреждениях – государственных органах политико-юридического понимания государства. социологическим. С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. Государство – это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях: - в широком смысле - для обозначения общности людей, представляемой и организуемой органом высшей власти и проживающей на определённой территории (в таком понимании оно тождественно стране и политически организованному народу); - в узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории.
Происхождение государства Государство — основной институт политической системы общества. Это обусловлено его ролью в структуре политических отношений: а) только государство имеет право на применение физического насилия; б) государство осуществляет власть от имени всего общества по отношению ко всем членам общества. Почему и когда возникло государство? В научной литературе существует много теорий, объясняющих причины и способы его возникновения: - теологическая (Фома Аквинский): государство есть порождение божественной воли; - патриархальная (английский мыслитель Роберт Филмер; ум. 1653): государство является результатом исторического развития семьи – абсолютная власть монарха является продолжением власти отца (патриарха) в семье; - договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо): государство возникло в результате общественного договора между людьми. - органическая (Герберт Спенсер; 1820 – 1903): государство – это единый организм, возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание (в этом организме правительство выполняет функции мозга); - психологическая (Тард, Петражицкий): государство есть результат врожденной психической потребности людей подчиняться; - концепция насилия, покорения одних народов другими (К. Каутский, 1854 – 1938; Л. Гумплович, 1838 – 1909; Ф. Оппенгеймер): государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия как форма господства победителей над побежденными; Расовая (Гобино, Ницше) Инцестная (половая) Леви-Стросс Спортивная (Ортега и Гасет) Патримониальная (Галлер) из поземельной собственности Диффузионная (Гребнер) передача опыта управления от одних народов другим - марксистская, экономическая, классовая (историко-материалистическая): государство возникло в результате деления общества на классы как средство господства одних классов над другими. Какую из этих концепций следует признать правильной? Сравнительно-исторические исследования показывают, что не существует какой-то одной-единственной причины возникновения государства. Оно возникло в процессе разложения первобытно-общинного строя как закономерный, объективный результат естественного развития общества под воздействием целого комплекса причин и факторов.
Среди них можно выделить следующие: 1). Рост производительных сил и углубление общественного разделения труда. Благодаря этому появились излишки продуктов, которые могли обеспечить существование определенной группы людей, непосредственно не занимающихся производительным трудом. 2). Возникновение частной собственности и деление общества на классы. Это было следствием присвоения излишков продуктов отдельными индивидами и группами. Противоречия и конфликты между противоположными классами вызвали необходимость в особой организации, которая с помощью средств принуждения поддерживала бы общественный порядок. 3). Демографические факторы. Рост численности и плотности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений (запрет кровосмешения) повышало потребность в регулировании взаимосвязей между людьми, живущими на одной территории. 4). Антропологические факторы (греч. anthropos – человек), т. е. коренящиеся в самой природе человека как биологического вида. Человек – существо общественное, он может выжить и реализовать себя только в рамках определенных общностей. В этом плане государство (так же как семью, поселение, нацию) можно считать присущей человечеству на определенной стадии развития естественной формой общежития. 5). В ряде случаев возникновение государства было ускорено иноземным завоеванием.Внешнее завоевание и насилие со стороны захватчиков усугубляет социальное неравенство, ускоряет образование классов, эксплуатации, а значит – и государства (набеги варягов на Русь, походы крестоносцев на Литву и т. д.). Обобщив перечисленные причины и факторы, можно сказать, что государство возникает, существует и развивается в результате усложнения экономической и социальной жизни как форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|