Причины многообразия теорий: разный объём заний; регионы, лостижения других наук к общественным; философские и идеологические пристрастия авторов
Сущность государства
В качестве одной из философских категорий сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, сущность государства – это его роль, назначение в обществе. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с социальным назначением государства, – определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения.
В настоящее время существует множество новых теорий о сущности государства:
1. теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др.). Смысл теории плюралистической демократии состоит в том, что а современном обществе классы фактически перестали существовать, власть таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место жительства, круг интересов и т.д. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на орган государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают частицей государственной власти, участвуют в управлении государством, государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.
2. т еория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и другие). Смысл этой теории состоит в том, что народные массы не способны управлять государством, и это осуществляется верхушкой общества — его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности, и пр.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право. Отмечая негативные стороны данной теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т. п.), следует отметить следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей — депутатов, работников государственного аппарата и пр. Важно, чтобы эти люди реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных из избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.
3. технократическая теория возникла в 20-х гг. 20 века и получила значительное распространение в 60—70 гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Б. Беквит, Г. Саймон, Д. Белл и другие. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты — управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.
Демократия в постиндустриальном обществе будет заменена правлением экспертов. И это будет более эффективное управление, нежели правление при помощи избирателей и избранников народа, поскольку эксперты более талантливы и более опытны в специальных вопросах. 3. теория всеобщего благоденствия (Д. Кейнс, А. Пигу, В. Мунд и. др.). Согласно теории всеобщего благоденствия, государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория всеобщего благоденствия подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток — умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает. 4. теории конвергенции (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин и др.). Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 50—60-х гг. XX в. Она рассматривала взаимное влияние государств двух систем; западных — США, Англия и другие с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и пр. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия».
5. теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории заключается в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток — в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву. 6. Особое место среди указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются прежде всего экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель — построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства — его отмирание по мере построения коммунистического общества.
проявляется в трех аспектах: 1) универсальная организация всего общества - обеспечивает единство, целостность общества, решение "общих дел" (т. е. касающихся всех классов и социальных групп), регулирование взаимоотношений власти и народа; 2) орудие классового господства, т. е. как организация экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом; 3). социальный арбитр - применяя законы и насилие, государство осуществляет распределение общественных ресурсов (материальных ценностей, образования, здравоохранения и т. д.) между различными социальными группами и отдельными гражданами Общие признаки Основными и достаточными признаками (элементами), присущими государствам всех времен и типов, являются 1) территория, 2) население, 3) власть, 4) суверенитет, 5) монопольные права: на применение насилия, на издание законов и на взимание налогов.
- Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это не только т. наз. "твердая земля" (суша), но и недра, а также водное и воздушное пространства. - Население государства — это совокупность людей, проживающих на его территории. Несмотря на существующие социальные, этнические, религиозные, расовые и т. п. различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник власти в государстве. - Отделенная от общества публичная власть. Носителем власти является особый слой людей, который профессионально занимается управлением посредством специальной организации —государственного аппарата. - Суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории и само определяет свои отношения с другими государствами - Монопольное право на применение принуждения. Для этого государство располагает необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, тюрьмы и т. д.) и средствами (оружие, другие ресурсы). - Монопольное право на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения. - Монопольное право на взимание налогови сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата. Признаки государства как основного структурного элемента политической системы общества: 1. выступает от имени всего народа; 2. предназначено для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества; 3. располагает специальным аппаратом управления; 4. оказывает определяющее влияние на развитие экономики; 5. обладает суверенитетом; 6. издает правовые акты; 7. обеспечивает гуманитарное развитие общества Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Функции государства – это основные направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества. Один из основных критериев классификации – сферы государственной деятельности:.
1. Внутренние функции – это такие направления деятельности государства, которые направлены на решение задач внутреннего развития общества. 2. Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами. К числу внутренних функций относятся: § экономическая, § идеологическая, § социальная, § экологическая, § культурная, § функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан. К внутренним функциям относятся: - защита существующего экономического и общественно- политического строя; - регулирование социальных отношений; - обеспечение законности и правопорядка; - защита окружающей природной среды; - культурно-воспитательная функция (развитие образования, науки, спорта и т. д.).
Внешние функции государства закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением: - обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; - защита интересов государства на международной арене; - развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; - участие в международном разделении труда; - участие в решении глобальных проблем человечества. В соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности: - общесоциальные (правоохранительная, природоохранительная и др.) - классовые (функция захвата чужих территорий, подавления сопротивления эксплуатируемых) - Государственные органы.
Для осуществления указанных функций государство формирует систему органов власти и управления, составляющих в совокупности организационную структуру государства. Современная система государственных органов включает следующие элементы: 1) Представительные органы государственной власти. Представительные органы формируются путем прямого волеизъявления граждан (всеобщими выборами). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления; 2) Исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов — непосредственное каждодневное управление государственными делами, включающее в себя: а) исполнительную деятельность (осуществление решений представительных учреждений); б) распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы. 3) Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. 4) Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории государства. 5) Органы государственного контроля. 6) Органы охраны общественного порядка (милиция, полиция). 7) Органы государственной безопасности. 8) Вооруженные силы (армия). Виды органов государства в соответствии с теорией разделения властей: · законодательные, · исполнительные, · судебные, · контрольно-надзорные. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными нормативными актами органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание РБ; органами исполнительной власти – Правительство – Совет Министров РБ, подчиненные ему органы государственного управления, другие органы исполнительной власти; органами судебной власти – Верховный Суд РБ, Высший Хозяйственный Суд РБ, Конституционный Суд РБ; контрольно-надзорными органами – Прокуратура РБ, Комитет государственного контроля. По порядку образования различают органы · первичные – избираемые непосредственно народом (это, к примеру. Президент РБ; · производные – органы, формируемые другими государственными органами Конституционный Суд РБ
По способу принятия решений выделяют: · коллегиальные органы (они принимают решения большинством голосов, простым или квалифицированным) – Парламент РБ, Конституционный Суд РБ. · единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РБ, Прокуратура РБ).
В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют · органы общей компетенции – в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Парламент РБ, Правительство РБ). · Органы специальной компетенции – осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (например, различные министерства и ведомства).
По положению в иерархической структуре государственного аппарата различают: · Высшие органы государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Например, Президент, парламент, правительство. · местные органы государства. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства. Например, исполкомы, муниципалитеты.
По характеру подчиненности существуют: · органы исключительно «вертикального» подчинения (к примеру, суды) · органы так называемого «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. Сама идея «двойного подчинения» обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.
По срокам полномочий есть: · органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; · бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.
По времени функционирования выделяют: · постоянные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. · временные органы государства. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.
По структуре или способу организации: · простые – не имеют в своей структуре внутренних подразделений (нотариат) · сложные – обладают соответствующей структурной организацией (например, министерства, ведомства и др.).
По правовым формам деятельности: · правотворческие · правоприменительные · правоохранительные Формы государства.
Изучить же государство с точки зрения его формы — значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) типа политического режима. Форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим — его функциональную сторону. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции (например, в США), характер религиозных мировоззрений (в странах мусульманского мира), национальные особенности (в федеративных государствах), природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и др.). Форма правления Под формой правленияпонимается организация верховной государственной власти, структура высших государственных органов, порядок их образования и взаимодействия между собой. Различают две основные формы правления: монархию и республику. Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.
Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению. Рассмотрим подробнее основные черты монархий: 1. Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже. 2. Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.). 3. Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего – главы государства). Для того чтобы подчеркнуть особый, верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась. Так, царь в дореволюционной России объявлялся помазанником божьим, император Японии - сыном богини Солнца Аматерасу и т. д. Обычно при заговорах, дворцовых переворотах восставший народ или заговорщики пытались посадить на трон того, кто имел якобы законное право на царствование. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьей. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны. парламентарную (или конституционную) монархию. Дуалистическая монархия выборные монархии в Малайзии, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты. Теократические монархии, где глава государства является главой религиозного культа, представляющего одну из основных религий (Ватикан, ОАЭ, формально Великобритания)
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.
Монархия (греч. monarchia - единовластие) — это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (императора, царя, короля, великого князя, шаха, эмира, султана и т. п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Существуют две разновидности монархий: - абсолютные (неограниченные); - конституционные (ограниченные). В абсолютной монархии вся власть безостатка (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена в руках монарха. Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время встречается редко – например, в странах Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Султанат Оман, Государство Катар - эмират). В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. В таком государстве законы принимает парламент, а монарх руководит только - исполнительной властью (дуалистическая монархия; Иордания, Кувейт, Марокко) либо - вообще ничем не руководит, а выполняет только представительные функции - «царствует, но не правит» (парламентарная монархия; Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
Республика (лат. res – дело + publicus – общественный, всенародный = общенародное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым. Республиканская форма правления была известна уже рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики: - парламентарная; - президентская; - смешанная (полупрезидентская).
В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно перед ним (ФРГ, Италия, Турция, Израиль, Индия и др.). Глава государства (президент) избирается, как правило, парламентом и осуществляет главным образом представительские и церемониальные функции. Реально первым лицом в парламентарной республике является глава правительства (премьер-министр, канцлер). В президентской республике широкие полномочия принадлежат президенту (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Он избирается независимо от парламента (всем народом либо коллегией выборщиков). Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом.
В смешанной (полупрезидентской) республике (Франция, Польша, Финляндия, Болгария, Австрия) сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В странах бывшего Советского Союза идет поиск наиболее приемлемых вариантов формы правления. Государства Прибалтики больше тяготеют к форме парламентарной республики. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ установилась президентская форма правления. Республика (в переводе с латинского – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами. Среди многих их разновидностей возможно, однако, определить основные и наиболее характерные черты республиканской формы правления. 1. выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти. 2. осуществление государственной власти от имени народа. 3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. 4. обязательность решений верховной государственной власти. 5. принцип разделения властей. По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики. Преимущества парламентарной республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует еди-ноначальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют и «объективные» предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток парламентарных республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы. Стало уже классическим упоминание в этой связи послевоенной Италии, где вплоть до 90-х гг. ХХ в. чуть ли не ежегодно правительство отправлялось в отставку. К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики является, как это часто бывает, продолжением ее достоинств. А именно: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею («монократические», «суперпрезидентские» республики). Что касается монократической республики, то она характерна для "молодых" государств, где сильны монархические традиции (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются: 1. Особый статус главы государства как единоличного носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролемсостороны законодательной и судебной властей. 2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима. 3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие). 4. Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента. 5. Власть приобретается, как правило, нелегитимным способом (узурпируется): путем отказа оставить свою выборную должность по истечении срока, захвата не принадлежащих по конституции полномочий, наконец, путем военного переворота. Суперпрезидентские республики существовали в основном в странах Латинской Америки. Отличительные черты: 1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной). 2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками). 3. Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей. 4. Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции. Особая разновидность республиканской формы правления — теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|