Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства. С помощью этого понятия характеризуют взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти. Основные формы государственного устройства в современном мире: - унитарное (простое) государство; - федерация; - конфедерация (сложные государства).
Унитарное государство — это простое единое государство. Оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны). Федерация — это сложное, союзное государство. Оно состоит из государственных образований (штатов, республик, земель, кантонов и т. п.), имеющих определенную политическую самостоятельность. В федерации существует центральная (федеральная) власть и общегосударственное (федеральное) законодательство. Но члены (субъекты) федерации также имеют свои высшие органы власти, законодательство и т. д. При этом действует принцип верховенства федеральной власти и законодательства. Федерациями являются США (50 штатов), ФРГ (16 земель), Швейцария (23 кантона), Канада (10 провинций и 3 территории), Мексика (31 штат), Бельгия (французское, фламандское и германоязычное сообщество), Российская Федерация (89 субъектов федерации), Бразилия (26 штатов) и др. Конфедерация — союз независимых государств, образуемый для совместного решения определенных задач. Государства — члены конфедерации — сохраняют государственный суверенитет, независимую систему органов власти, свое законодательство, самостоятельное гражданство. В компетенцию союза они передают лишь некоторые вопросы (чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи).
Конфедерации имели место в истории США (1776 - 1787 гг.), Швейцарии (1291 - 1848 гг.), Германии (1815 - 1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.; Африка). Конфедерация — неустойчивая форма государственности и обычно либо превращается в федерацию, либо распадается.
Наряду с формой правления и формой государственного устройства третьим элементом формы государства является политический режим, который предполагает характеристику не только государства, но и всей политической системы. Правовое государство и гражданское общество Тот факт, что государство как политический институт существует уже не одну тысячу лет, свидетельствует о его жизненной необходимости для нормального функционирования общества. Вместе с тем история содержит бесчисленное множество примеров того, какими жестокими и беспощадными могут быть действия государственной власти, сколько горя, слез и загубленных человеческих жизней лежит на совести деспотичных правителей. Поэтому уже в глубокой древности люди стали задумываться над тем, как защитить человека от государственной тирании и произвола. Правовое государство Этапы развития теории правового государства:
1. Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, в средние века – до XVII в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Данте Алигьери и др.)
2. Обоснование концептуальных положение теории правового государства в Новое время, в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конститционными – XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.)
3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-юридической концепции. Понимание «Правового государства» как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственномй праву в первой половине XIX в. В трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Л. Штайна и др.
4. Развитие теории правового государства во второй половине XIX–XX
Ценнейшие мысли на этот счет высказали античные философы Сократ (470 – 399 гг. до н. э.), Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Они пришли к выводам, что для защиты человека от всесильной государственной машины необходимо, чтобы в государстве властвовали не личности, а законы. Причем законам должны беспрекословно подчиняться не только рядовые граждане, но и правители. Идея верховенства закона в жизни общества была затем развита европейскими и американскими мыслителями Нового времени Дж. Локком (1632 – 1704), Ш. Монтескье (1685 – 1755), И. Кантом (1724 – 1804), Т. Джефферсоном (1743 – 1826) и другими представителями либерализма. В Х1Х в. в немецкой юридической литературе для обозначения государства, в котором господствуют закон и право, стал употребляться термин "правовое государство". В современном понимании правовое государство— это такой тип государства, которое в своих действиях ограниченно правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки: 1). Суверенитет народа. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер. 2). Верховенство закона. Конституция и законы в правовом государстве обладают наивысшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами, которые издаются государственными органами (правительством, министерствами, местными органами власти). 3). Всеобщность права. Праву подчинены не только граждане, но и государство, его органы и должностные лица. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать.
4). Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин несет ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. 5). Разделение властей. В соответствии с этим принципом власть не может быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а в целях избежания произвола должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. При этом определенным верховенством должна обладать законодательная власть, конституционные решения которой обязательны для всех. 6). Неотчуждаемость прав и свобод человека. В силу этого принципа признается, что права и свободы принадлежат всем людям от рождения и каждому в равной степени, и никто не может быть лишен своих прав. Современные международные стандарты прав и свобод изложены в утвержденных ООН Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах () и Международном пакте о гражданских и политических правах (1966). Признаки правового государства:
1. Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества
2. Единственным источником государственной власти является народ
3. Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом
4. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства
5. реализация принципа разделения властей
6. обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим
7. наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности
8. установление в праве и последовательное обеспечение государством реализации юридической ответственности за правонарушения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|