Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы автомобильных перевозок. Нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта




Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области

(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)

 

 

 

Организация транспортных услуг

И безопасность транспортного процесса

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ (7 семестр)

 

 

Для студентов всех форм обучения направления подготовки бакалавров

23.03.01 «Технология транспортных процессов»

(профиль «Организация и безопасность движения»)

 

Составитель: ст. преподаватель Козырева Е.А.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

Кафедры «Техника и технологии

Автомобильного транспорта»

Протокол №1 от 30.08.2016 г.

 

Шахты 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция №1 «Юридическое обеспечение перевозочного процесса. Нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта. Общие положения лицензирования перевозочной деятельности»  
Лекция №2 «Порядок выдачи и аннулирования лицензии»  
Лекция №3 «Обеспечение надежности водителей»  
Лекция №4 «Режим труда и отдыха. Нормирование рабочего времени водителей»  
Лекция №5 «Обеспечение безопасности движения на автотранспортных предприятиях»  
Лекция №6 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации»  
Лекция №7 «Документальное оформление перевозок»  
Лекция №8 «Организация междугородних и международных перевозок»  
Лекция №9 «Транспортно-экспедиционное обслуживание»  
  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ  

Лекция №1

Юридическое обеспечение перевозочного процесса. Нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта. Общие положения лицензирования перевозочной деятельности

Правовые основы автомобильных перевозок. Нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта

 

В процессе производства транспортных услуг люди и предприятия вступают в определенные отно­шения друг с другом. Для осуществления этих отно­шений устанавливается порядок и правила поведе­ния людей и коллективов предприятий, организаций. Эти правила поведения называются правовыми нор­мами.

Для обеспечения возможности применения право­вых норм и выполнения установленных в них требо­ваний эти нормы выражаются в письменном виде в определенной форме. Такие документы называются нормативными актами и могут иметь вид законов, при­нимаемых высшими органами государственной влас­ти, постановлений, принимаемых соответствующими министерствами, а также других документов (инструк­ций, приказов и т. п.), принимаемых соответствующи­ми департаментами.

Основными нормативными актами на автомобиль­ном транспорте являются: Устав автомобильного транспорта, правила перевозки пассажиров и бага­жа автомобильным транспортом, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов ав­томобильным транспортом, Правила дорожного дви­жения, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Устав автомобильного транспорта регламентирует деятельность АТП, организаций и клиентов, пользую­щихся услугами автомобильного транспорта. Устав регламентирует не все, а наиболее важные вопросы автомобильного транспорта. Поэтому для конкретиза­ции отдельных моментов, вытекающих из специфики перевозок грузов, разрабатываются подставные нор­мативные акты: правила перевозок, инструкции, прика­зы и т. п.

Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом состоят из следующих разделов: Пра­вила заключения договора на перевозку, Правила принятия груза к перевозке, Правила маркировки груза, Правила складирования груза, Правила пере­адресовки груза, расчеты за перевозки, Правила составления актов, Правила представления и рас­смотрения претензий, Правила перевозок основных видов грузов.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществ­ляется на основании договора перевозки.

По договору об организации перевозки груза пе­ревозчик обязуется в установленные сроки прини­мать, а грузовладелец — предоставлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об орга­низации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспорт­ных средств и представление грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные установки органи­зации перевозок. По договору перевозок пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставляет багаж в пункт назначения и вы­дать уполномоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленный тариф за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В заключение договора перевозки пассажира удос­товеряется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Заключение договора перевозки груза подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Товарно-транспортная на­кладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит сведения об исполнении договора. Товарно-транспортная накладная является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транс­портной работы и расчетов за перевозки. Также ос­новным перевозочным документом является путевой лист, который определяет показатели технической работы подвижного состава и водителя, статистичес­кой отчетности, начислений заработной платы води­теля, расчетов за перевозки грузов.

Общие положения лицензирования перевозочной деятельности.

Переход к рыночным отношениям потребовал прин­ципиально новых форм государственного регулиро­вания деятельности транспортного комплекса и бо­лее развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользо­вания, ведомственного, кооперативного, частных вла­дельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных изздержках. Однако свобода пред­принимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следователь­но, монополизму в других.

Решением Совета Министров от 25 сентября 1990 года 378 создана Российская транспортная инспекция — как орган регулирования транспортного рынка путем выдачи лицензий владельцам транспортных средств на право заниматься транспортной деятельностью опреде­ленного вида. Ее задачами являются:

- контроль за исполнением перевозчиками транспорт­ного законодательства, правил перевозок и других нормативных актов;

- снижение транспортных издержек в народном хозяй­стве;

- защита интересов потребителей транспортных услуг;

- стимулирование деятельности перевозчиков, направ­ленной на рациональное использование подвижного состава, повышение качества и эффективности транспортного, транспортно-экспедиционного и сер­висного обслуживания организацией населения;

- предотвращение монополизма транспортных услуг путем организации оптимального уровня конкурен­ции;

- регулирование количества и структуры подвижного состава;

- уменьшение вредного воздействия транспорта на ок­ружающую среду;

- снижение аварийности на транспорте;

- обеспечение необходимого профессионального уров­ня работников транспорта.

Основополагающими правовыми документами по лицензированию перевозочной деятельности автомо­бильного транспорта является «Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

«Федеральный закон...» регулирует отношения между федеральными органами исполнительной вла­сти, организации исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями в связи с осуще­ствлением лицензирования отдельных видов деятель­ности. При этом принимаются следующие основные понятия:

- лицензия — специальное разрешение на осуществ­ление конкретного вида деятельности при обяза­тельном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юри­дическому лицу или индивидуальному предприни­мателю;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельнос­ти, на осуществление которого на территории Рос­сийской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

- лицензирование - мероприятия, связанные с пре­доставлением лицензий, переоформлением доку­ментов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицен­зий, аннулированием лицензий и контролем лицен­зирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий.

«Положение» определяет порядок лицензирова­ния следующих видов деятельности при осуществ­лении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:

а) перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспор­том, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Мини­стерством транспорта Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган). На каждый ли­цензируемый вид деятельности предоставляется соот­ветствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов авто­мобильным транспортом являются:

а) выполнение требований, установленных феде­ральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской Федерации в области лицензи­руемого вида деятельности;

б) соответствие автотранспортных средств, заяв­ленных для выполнения перевозок, в том числе нахо­дящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспор­том и допуска автотранспортных средств к эксплуа­тации;

в) соответствие индивидуального предпринимате­ля и работников юридического лица квалификаци­онным требованиям, предъявляемым при осуществ­лении соответствующих перевозок автомобильным транспортом;

г) наличие в штате юридического лица должност­ных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствую­щей должности.


 

Лекция №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...