Реформа системы государственного управления в России в первой четверти XIX в. Судоустройство в Российской империи в первой половине XIХ в.
С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи. «С образованием в 1810 году Государственного совета в качестве законосовещательного учреждения превращение России в правомерную монархию пошло быстрыми темпами. Как сказано было в манифесте, возвестившем об учреждении Государственного совета, он создавался для удовлетворения осознанной потребности «учреждать постепенно образ правления на твердых и непременяемых основаниях закона» Совет не был представительным бюрократическим учреждением, его члены, число которых с 1810 до 1890 г. увеличилось с 35 до 60 человек, назначались императором из влиятельных чиновников, нередко вышедших в отставку, а министры входили в его состав по должности. «В силу этого он не мог формально ограничивать самодержавие, однако с момента образования Государственного Совета все законы должны были предварительно обсуждаться в нем, прежде чем поступить на утверждение императора, что служило критерием между законом и постановлениями верховной власти в порядке текущего управления: то, что прошло через Государственный Совет, становилось законом, то, что не прошло через него, имело юридический статус постановления. Кроме того, всякий закон должен был утверждаться государем и опубликовываться Сенатом. Это имело принципиальное значение: теперь воля императора могла быть реализована при одном очень важном условии если воля превратилась в писанный закон, который предварительно обсужден в Государственном Совете и публиковался Сенатом. Ставился заслон дурной воле, пользуясь словами Екатерины II, «неотесанных тиранов» и «капризных деспотов»
При этом император мог «внять мнению» как большинства, так и меньшинства Государственного совета, мог опровергнуть и то, и другое. Тем самым подчеркивался совещательный характер Государственного совета. Большое значение имела Государственная канцелярия, которая не только вела делопроизводство Государственного совета, и «редактировала» выносимые на обсуждение законопроекты, т.е. проводила всю основную работу по составлению текста законопроектов. Развитие и осуществление реформы центральных учреждений связано с деятельность председателя этой канцелярии М.М.Сперанского, планы государственных преобразований которого Александр I в принципе одобрял, но на деле они воплощены не были. Важное нововведение в государственном управлении при Александре I состояло в том, что в 1801-1803 гг. Сенат получил статус института административной юстиции, прокуратуры и суда со следующими функциями: административно-судебные дела; надзор за правительственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, самостоятельно – с помощью самих сенаторов и посредством жалоб; высшая инстанция суда; охрана и удостоверение особенных прав разных классов. Постепенно высший суд и надзор за деятельностью коронных учреждений стали главными функциями Сената в течении XIX – начала XX веков. С целью контроля за деятельность органов коронного управления Сенат: 1) поддерживал постоянную связь с местными учреждениями, информировал их о результатах проверки управления в империи, как бы напоминал о том, что судный час наступит для всех, требовал неукоснительно следовать законам и инструкциям; 2) рассматривал отчеты о деятельности учреждений и персональные отчеты губернаторов об их работе; 3) заслушивал губернаторов в Сенате во время их пребывания в Петербурге; 4) рассматривал жалобы; 5) проводил ревизии учреждений. Осуществляемый Сенатом прокурорский надзор существенно сдерживал безнаказанное злоупотребление властью со стороны коронной администрации и защищал интересы населения и казны.
Особенно эффективной была деятельность сенаторов в качестве ревизоров местного коронного управления, которых нередко лично направлял император в ту или иную губернию по полученному сигналу. 46. Реформа политического сыска в первой половине XIX в. В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции,предусматривавшие создание единого уездного полицейского управле-ния, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшегогородничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды вполицейском отношении делились на станы во главе со становым при-ставом. В помощь ему несколько позже были введены должности поли-цейских урядников. В городах управы благочиния были заменены кан-целяриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (взависимости от ранга города), в подчинении кᴏᴛᴏᴩых находились горо-довые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Зна-чительно возросли штаты полиции, углубилась специализация различ-ных ее подразделений1. Функции и права полиции были чрезвычайношироки и точно не определены законом. Стоит заметить, что они включали: охрану"благочинии, общего спокойствия и порядка"; борьбу с пожарами; наблюдение за трактирами и питейными заведениями; борьбу с нищенст-вом; контроль за соблюдением паспортного режима; "урегулированиеотношений между рабочими и фабрикантами"; надзор в административ-ном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В веде-нии полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведениедознанияВ 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший по- литическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотекареволюционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшим-ся органам создать новые специальные секретные органы политическогосыска - отделения по охране порядка и общественной безопасности(так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петро-града и градоначальника Не стоит забывать, что варшавы. Позднее, особенно в начале XX в., они получили значительно более широкое распространение. Охранныеотделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создава-лись они "для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупрежде-ния и пресечения последних". В обязанности охранного отделения, как об ϶ᴛᴏм говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербург-ской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению ирасследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебный заведениями столицы, клубами, обществами; "принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций" и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|