Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX в. в России.




Как уже отмечалось, в России после отмены крепостного права бурно развивался капитализм. При этом в связи с тем, что реформы сохранили без существенных изменений политический строй царской России, а также другие пережитки феодально-крепостнической системы, в стране возникла новая революционная ситуация. С середины 70-х годов крестьянское движение вновь усилилось, достигнув наибольшего размаха в 1879-1880 гг. Особенностью ϶ᴛᴏй революционной ситуации было возрастающее рабочее движение. С конца 70-х годов усилились репрессии против революционеров. Царизм после некᴏᴛᴏᴩого маневрирования перешел к реакционному внутриполитическому курсу. После убийства народовольцами Александра II (1 марта 1881 г.) царское правительство стало на путь открытой реакции. Как уже указывалось, в 1881 г. было принято Стоит сказать - положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. При введении предусмотренных данным законом режимов усиленной или чрезвычайной охраны вся полнота власти передавалась генерал-губернатору. Последний получал право запрещать собрания, закрывать торгово-промышленные заведения, подвергать любое лицо аресту до 3 месяцев, штрафу, высылке. Значительно возросли права полиции и жандармерии. Согласно названному Стоит сказать - положению создавалось Особое совещание,состоявшее из товарища министра внутренних дел и четырех чиновников - по два от МВД и министерства юстиции. Последнее имело право применять административную высылку и ссылку к любому лицу, "Приз даваемому вредным для государственного порядка и общественного спокойствия". В 1892 г. был издан закон "О военном положении", позволявший вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, опасных в революционном отношении. Указанные чрезвычайные законы представляли министру внутренних дел, генерал-губернатору, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях и командующим военными округами право передавать дела о преступлениях общего характера на рассмотрение военных судов по законам военного времени. По данным законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, совершение иных преступлений в отношении военных и полицейских чиновников и других должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей (убийство, покушение на убийство, нанесение ран, увечий и тяжких побоев, грабеж, разбой и др.). В 1889 г. было принято Стоит сказать - положение о земских участковых начальниках, кᴏᴛᴏᴩые заменили собой мировых судей. На земских участковых начальников возлагались полицейско-судебные функции, что противоречило важнейшему принципу судебной реформы 1864 г. - отделению суда от администрации. Земские начальники назначались губернатором из местных потомственных дворян по соглашению с предводителем дворянства и утверждались министром внутренних дел. Было пересмотрено Стоит сказать - положение о земских и городских органах самоуправления. По новому Стоит сказать - положению о земствах вместо цензового определения состава первой избирательной курии был установлен сословный принцип формирования. В курию стали входить только дворяне (потомственные и личные), что привело к увеличению (и до ϶ᴛᴏго большого) дворянского представительства в земствах. Стоит сказать, для городских избирателей был повышен имущественный ценз, для крестьян введен порядок назначения гласных в земства из числа крестьян-выборщиков губернатором по его усмотрению. Был усилен контроль органов администрации за земствами - губернатор или министр внутренних дел имел право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. Новое Городовое положение 1892 г. увеличило имущественный ценз, отстранив тем самым от выборов в городские думы не только мелкую буржуазию, но и часть средней. Был усилен контроль правительственных органов за деятельностью городского самоуправления. В 70-80-е годы было внесено много существенных изменений в систему судопроизводства и судоустройства. В 1871 г. были значительно расширены права жандармерии в области дознания и следствия по политическим делам (что привело к существенному ограничению прав судебных следователей). В 1878 г. (после убийства народниками шефа жандармов генерала Мезенцева) был принят закон "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некᴏᴛᴏᴩых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени". Дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на чинов полиции и других должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы и многие другие были переданы в военно-окружные суды.

54. Развитие права в России во второй половине XIX в.

Гражданское право. После освобождения крестьян от крепостной зависимости расширилась сфера применения гражданского права. Крестьяне стали более активными участниками гражданских правоотношений. Они в большей мере, чем раньше, могли покупать и продавать, а также заключать другие сделки, ибо имели свои земли, а также движимое и недвижимое имущество.

Новые законы и уставы, появившиеся в конце 50-х годов, и судебная практика, сложившаяся в результате введения в действие «Судебных уставов императора Александра II», в значительной степени преобразовали старое право и создали отчасти новую систему, далеко, впрочем, не свободную от недостатков. Судебная практика могла восполнить многие пробелы закона в составе и разработке юридических норм, но она не могла ни создать учреждений, необходимых для правильной организации юридического быта, ни придать определенности юридическим формам собственности. Не могла также судебная практика слить в одно целое две разрозненные группы русского гражданского общества: крестьянство, руководствующееся обычным правом, и привилегированные общественные слои.

Формы собственности. Признавая основной формой индивидуальную собственность, русское законодательство второй половины XIX в. не дает ей детального развития в определении как правомочий собственника, так и объекта собственности, способов ее приобретения и укрепления, а также ее защиты путем прямых исков и особенно путем детальной разработки института владения. Определяя собственность как полное и исключительное обладание вещью, русские гражданские законы не содержали, однако, норм, ясно отделяющих это исключительное обладание лица от объектов общего права пользования.

В российском законодательстве второй половины XIX в. сохранялось деление имений на родовые и благоприобретенные, затруднявшее переход имений от одного владельца к другому и часто заставлявшее прибегать к фиктивным сделкам. Наконец, в российском законодательстве по-прежнему признавалось существование общинного землевладения крестьян, весьма неопределенного по своей организации.

Защита обладания движимостью была установлена законом, гласящим, что «движимые вещи считаются собственностью того, кто ими владеет, доколе противное не будет доказано». Существовал также ряд постановлений о праве полного и неполного пользования движимыми вещами как видах вещного права и как «особых видах» этого пользования. Одновременно действовало и понятие неполной, ограниченной условиями собственности, находившейся в руках землевладельцев, государственных крестьян, так как подведение ее под простое пользование было бы нарушением прав собственника.

По отношению к крестьянскому имуществу законы того времени не признавали обшей семейной собственности на крестьянский двор. считая домохозяина единственным распорядителем.

В действовавшем семейном праве были точно установлены формы церковного заключения брака, крайне ограничен развод, определены права незаконнорожденного ребенка. В 1891 г. изданы новые правила об узаконении этих детей через последующий брак. Пожизненная и неограниченная родительская власть по закону была властью в интересах отца, а не детей.

В наследственном праве действовали во многом старые законы и указы. Сохранялись ограничения в наследовании женщин по нисходящей линии, полностью устранялись они из боковых родственных линий, когда были наследники — мужчина той же линии и степени родства, исключались из наследования родственники по восходящей линии, а взамен этого им передавалось в пожизненное владение имение, существовали также ограничения в наследовании супругов. Свобода завещания была не ограничена обязательной долей прямых наследников.

Во второй половине XIX в. продолжали действовать некоторые нормы обычного права, которые ограничивали крестьян, несмотря на освобождение их от крепостничества. Эти ограничения касались права собственности крестьян на землю. Они не могли свободно распоряжаться своими наделами. Большинство сделок, связанных с землей, могло быть совершено только с согласия крестьянской общины.

Развитие промышленности способствовало принятию ряда законодательных актов, регулирующих вопросы труда и заработной платы рабочих. Согласно этим законам, прежде всего, ограничивалась продолжительность рабочего времени — не более 11,5 ч. в сутки, эксплуатация труда детей и подростков. Делались попытки регламентировать действия фабрикантов по применению к рабочим штрафных санкций.

Для надзора за соблюдением фабричного законодательства был образован специальный орган — фабричная инспекция, наделенная соответствующими правами.

Гражданское судопроизводство. Судебной реформой 1864 г. в основу гражданского судопроизводства были положены устность, гласность, состязательность, более свободная оценка доказательств судом и разрешение дел на основании закона согласно внутреннему убеждению судей. Судебные сроки сокращены, вместо прежних разнообразных форм процесса установлено более общее и естественное деление структуры судопроизводства. Все это в тесной связи с нововведениями в судоустройстве — ограничением связи с нововведениями в судоустройстве — ограничением числа инстанций, выделением маловажных дел в ведомство мировой юстиции, отделение судебной власти от законодательной и административной, независимым положением судей и присяжной адвокатуры, сосредоточением надзора за правильным течением судебных дел в самих судебных местах — вдохнуло новую жизнь в гражданское судопроизводство. Вслед за уставом гражданского судопроизводства издано нотариальное положение, задачей которого было предотвращение тяжб путем упорядочения совершения гражданских сделок. В дополнение и частично во изменение устава гражданского судопроизводства издан ряд узаконений. К ним относятся: положение об охранительном судопроизводстве 14 апреля 1866 г., которое позднее дополнено законом 12 марта 1891 г. о порядке узаконения детей и об усыновлении: закон 16 января 1868 г. о судебно-межевом разбирательстве; закон 1 июля 1868 г., устанавливающий кассационные залоги; закон 1 июля 1868 г. О судопроизводстве по делам о несостоятельности и примыкающий к нему закон 7 марта 1879 г., ограничивающий личное задержание как способ взыскания долгов; закон 9 июля 1889 г., который предусматривал введение в России института обеспечения доказательств, и др. При распространении судебных уставов на окраины были сделаны изъятия из общих правил гражданского судопроизводства, вызванные или местными условиями, или же необходимостью согласовывать процессуальные правила с местным материальным правом (при введении судебных уставов в губерниях Царства Польского и Прибалтики).

Особые порядки гражданского судопроизводства были установлены для дел казенного управления; для исков о вознаграждении за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц; для дел брачных (о личных и по имуществу, а также правах супругов) и о законности рождения; примирительного разбирательства, т.е. для окончания процесса мировой сделкой и разрешения споров третейским судом.

В целом порядок производства в мировых судах был следующим. Иск мог быть заявлен устно. Производство дела было сугубо словесное, письменная подготовка не требовалась, ведение протоколов для мирового судьи было не обязательным. К постановлению решения мировой судья приступал лишь в случае провала попыток склонить стороны к прекращению дела миром. Решения мировых судей по искам на сумму свыше 30 руб. считались окончательными и могли быть обжалованы лишь в кассационном порядке. На прочие решения мировых судей допускались апелляционные жалобы съезду мировых судей. Решения мировых учреждений могли быть приведены в исполнение не только судебными приставами, состоящими при мировых съездах, но и полицейскими чинами и волостными, а также сельским властями. Мировой судья мог рассрочить уплаты присужденной суммы на определенные сроки сообразно платежеспособности должника.

Уголовное право в России во второй половине XIX в. Главными документами уголовного права в России в этот период были Уложение об уголовных и исправительных наказаниях (издано в 1845 г.), устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, устав о ссыльных, устав о содержащихся под стражей, воинский и военно-морской уставы о наказаниях, устав сельско-судебный. Кроме того, карательные меры содержались в некоторых уставах казенных управлений и промышленности — таможенный, акцизный и пр. Карательные церковные законы, применяемые церковно-судебной властью, содержались в уставе духовных консисторий, в Кормчей книге и в духовном регламенте.

К уголовным наказаниям относились смертная казнь, ссылки на каторжные работы, на поселение в Сибирь, в Закавказье. Последнее наказание было исключительным и назначалось лишь в особых случаях. Уголовные наказания были для всех одинаковы. Что же касается исправительных наказаний, то Уложение разделяло всех преступников на две главные категории: освобожденных и не освобожденных от телесных наказаний.

К исправительным наказаниям относились ссылки на житье, исправительные арестантские отделения, тюрьма, арест, выговоры, замечания и внушения, денежные взыскания.

Наряду с общими наказаниями были наказания особенные (исключение из службы, отрешение от должности и др.), назначаемые за преступные деяния по службе. Кроме главных наказаний, установлены дополнительные: конфискация имущества, церковное покаяние, отдача под особый надзор полиции и др. Существовали также следующие виды наказаний: а) лишение всех прав состояния — ликвидация сословных, семейных и имущественных прав; б) лишение всех особенных прав и преимуществ — ликвидация сословных и служебно-политических привилегий; в) лишение некоторых особенных прав и преимуществ, что влекло за собой лишение права вступать на государственную службу, быть избирателем и избираемым на почетные и сопряженные с властью должности.

Суд не мог определить иного наказания, кроме того, которое в законах предусмотрено за то или иное преступление. Когда за деяние положено несколько различных степеней или даже родов наказания, суд мог свободно выбирать. Избрание меры в пределах степени предоставлено на усмотрение суда, кроме тех случаев, когда закон особо указывал, что должна быть назначена высшая или низшая мера.

В случаях рецидива или совокупности преступных деяний наказание назначалось на основе особых правил. Уложение допускало назначение наказаний по аналогии, «если в законе за подлежащее рассмотрению суда преступное деяние нет определенного наказания». Правила замены наказания как по причинам юридическим, так и по фактической невозможности применить в конкретном случае данное наказание отличались особенной сложностью. Наказание отменялось вследствие смерти преступника, примирения сторон, помилования и давности свершения преступления. Сроки давности были установлены от 6 месяцев до 10 лет и зависели от тяжести наказания. Давность не распространялась на государственные преступления и умышленное убийство родителей.

Устав о ссыльных первоначально был издан в 1822 г. В 1832 г. он введен в Свод законов. В 1855 г. система наказаний в уставе была изменена и приспособлена к Уложению. Главное содержание устава — правила о порядке отправления и следования ссыльных, управлениями ими и надзора за ними. В ряду этих правил имелись постановления о наказаниях за преступления и проступки ссыльных.

Основные виды наказаний для ссыльных следующие: плети, розги, приковывание к тележке, увеличение срока работ, перевод из разряда исправляющихся в разряд испытуемых, перевод с поселения на каторжные работы. Из преступных деяний в уставе специально выделены побег с места поселения, работ или с дороги, а также обмен имен и фамилий. Кроме суда, наказания ссыльным в весьма широком диапазоне определялись местной административной властью.

Уголовный процесс. Розыскной процесс, начавшийся еще в XVI в., продолжился при ПетреI. В 1716 г. издано «Краткое изображение процессов» (приложение к Воинскому уставу), заимствованное из немецких источников и вводящее следственный процесс. Собственное признание при этом рассматривалось как «лучшее свидетельство всего света». Неудивительно, что для его получения у обвиняемого широко применялись пытки. В то же время был введен ревизионный порядок рассмотрения дел и учреждены особые должностные лица, наблюдавшие за ходом важнейших уголовных дел или собиравшие необходимые доказательства. Указ о форме суда, изданный в 1723 г., должен был применяться и к делам уголовным, за некоторыми исключениями, но на практике «суд по форме» не имел почти никакого значения. При составлении Свода законов судопроизводственные законоположения времен Петра I и Екатерины II, измененные их преемниками, вошли во 2-ю книгу XV тома Свода.

По Своду уголовный процесс делился на три части: следствие, суд, исполнение приговора.

Право обжалования было ограничено и заменено в известных пределах ревизией дела в высшей инстанции или по требованию закона, или по разногласию между судом и губернатором. В 1860 г. учреждены судебные следователи для производства предварительного следствия Судебные уставы 1864 г ввели в уголовный процесс две стороны — обвинение и защиту, действующие отдельно и независимо от суда. и состязание между ними Предварительное следствие, впрочем сохранило розыскной характер. В мировом производстве требование устности было выдержано в большей степени, чем в общих судах Введена гласность судебного следствия установлено участие общества в отправлении правосудия в лице присяжных заседателей и сословных представителей Рассмотрение дела по существу ограничено было двумя инстанциями, учреждено особое кассационное производство по отмене приговоров Позднее устав уголовного судопроизводства во многом дополнен, изменен в ходе контрреформ. В 1871 г. были изданы правила о порядке действия корпуса жандармов по расследованию преступлений. В 1872 г изменен порядок судопроизводства по делам о государственных преступлениях для осуждения, которых образовано особое присутствие Сената. В 1878 г. некоторые преступления изъяты из веления присяжных заседателей и переданы суду судебной палаты с участием сословных представителей. В 1882 г. расширена карательная власть мировых судей, которым предоставлено право по некоторым преступлениям заключать виновных в тюрьму на срок до полутора лет. В 1887 г. ограничена гласность судебного разбирательства. В 1889 г вновь было уменьшено число дел, подведомственных суду присяжных. В том же году обнародованы правила о производстве дел в судебно-административных учреждениях. В 1897 г. изменены формы и обряды судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет.

При рассмотрении дела по существу в судебном заседании должны были присутствовать не менее трех судей, прокурор или его товарищ, секретарь или его помощник. Каждый период заседаний с участием присяжных заседателей открывался особым публичным судебным заседанием для привода присяжных заседателей к присяге и объяснения им их прав, обязанностей и ответственности. Прокурор или частный обвинитель имели право отвести без объяснения причин по 3 присяжных заседателя. Из числа неотведенных лиц, если их не менее 18, назначались по жребию 12 компетентных и 2 запасных присяжных заседателя.

В ходе процесса при открытии судебного заседания читали обвинительный акт или частную жалобу, затем председатель спрашивал подсудимого, признает ли он себя виновным. Если подсудимый признавал себя виновным и это не вызывало никаких сомнений, суд мог перейти к заключительным прениям. При отрицательном ответе подсудимого суд приступал к судебному следствию, т.е. к рассмотрению и проверке доказательств. После этого происходили судебные прения, затем суд приступал к решению вопроса о виновности Приговоры окружных судов с участием присяжных, а также судебных палат с участием сословных представителей считались окончательными. Против приговоров первой инстанции без участия присяжных допускались апелляционные отзывы подсудимых, частных обвинителей, гражданских истцов, равно как и протесты лиц прокурорского надзора. Дело, по которому приговор отменен, возвращалось для нового производства или в суд, одобривший приговор (в другом составе присутствия), или в другой суд равной степени.

Приговоры суда присяжных и судебных палат могли быть обжалованы или опротестованы только в кассационном порядке в Сенате. Приговоры Сената и Верховного уголовного суда вступали в законную силу немедленно, по ним допускались только прошения о помиловании на имя царя.

В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось упрощенно, без деления на стадии, так как сам характер преступлений, подсудных мировому суду, по закону не требовал проведения предварительного расследования. Все вопросы процесса единолично решал мировой судья.

Таким образом, вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформы 60-х годов в сфере государственного управления, отмена крепостного права, судебная реформа, существенные изменения в других сферах привели в значительной демократизации общественной и государственной жизни.

В развитии права также произошли определенные сдвиги. Расширились гражданские права крестьянина, принципиально изменилось процессуальное право, произошла существенная демократизация судопроизводства.

55. Изменения в государственном строе России в начале ХХ в. Особенности государственного строя Российской империи по Основным законам Российской империи 1906 г.

Изменения, произошедшие в государственном строе России, были закреплены в своде "Основных государственных законов Российской империи"(ОГЗ), утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г. Согласно статье 4 ОГЗ "Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Определение царской власти как неограниченной было упразднено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой. Законопроекты, не принятые законодательными учреждениями, считались отклоненными. Согласно ст. 87 император имел право в перерывах между заседаниями Думы и Совета издавать законы без их участия, но при этом он не мог вносить изменения в ОГЗ, Учреждения Государственного совета и Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу и Государственный совет. В течение двух месяцев после возобновления заседаний Думы и Совета изданные указы выносились на их обсуждение, не получившие одобрения указы отменялись.

ОГЗ вводили в определенной степени конституционные ограничения самодержавной власти императора. Созданные выборные центральные органы государственной власти — Государственный совет и Государственную думу можно рассматривать как двухпалатный парламент.

Тем не менее, в России не произошел переход от абсолютной монархии к конституционной, о чем свидетельствовали события 3 июня 1907 г. 1 июня на закрытом заседании Думы членам социал-демократической фракции было предъявлено обвинение в подготовке к ниспровержению государственного строя и 3 июня по инициативе П. А. Столыпина были обнародованы Манифест о роспуске Думы и новый избирательный закон.

Новый избирательный закон предусматривал ограничение избирательных прав отдельных слоев населения: на 56 процентов сокращалось число выборщиков от крестьян, рабочие только 6 губерний могли выбирать своих депутатов в Думу, городская курия разделялась на две (крупная, средняя торгово-промышленная буржуазия, чиновники, владельцы значительного недвижимого имущества и мелкие владельцы недвижимой собственности, ремесленники), сокращалось представительство национальных окраин (Польши и Кавказа — в 2,5 раза, Сибири — в 1,5 раза, население Средней Азии лишалось избирательных прав). В то же время на 33 процента выросло число выборщиков от помещиков.

Нарушение императором ст. 87 ОГЗ большинством исследователей трактуется как государственный переворот. Сложившаяся в последующем система законодательства и политические средства его осуществления получили название режима "третьеиюньской монархии". Ill и IV Государственные думы, избранные по новому избирательному закону, были полностью "послушны" императору, фактически его власть ничем не была ограничена и по-прежнему носила абсолютный характер.

Царское правительство в начале XX в. продолжало использовать сложившуюся ранее систему жандармско-полицейских органов, но создавало и новые органы – специальную фабрично-заводскую полицию, а также подразделения полиции в сельской местности – отряды сельской полицейской стражи. Были приняты меры, направленные на увеличение штатов общей и политической полиции.

В 1902–1903 гг. во всех более или менее крупных городах России создаются специальные органы политического сыска – охранные отделения («охранки»). В 1906 г. было принято Положение о районных охранных отделениях, в 1907 г. – Положение об охранных отделениях. Общее руководство деятельностью охранных отделений возлагалось на Особый отдел департамента полиции.

19 августа 1906 г. царское правительство, возглавляемое Столыпиным, в порядке чрезвычайного законодательства ввело Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало их создание в местностях, где было объявлено военное или чрезвычайное положение. Однако Положение о военно-полевых судах не было утверждено Второй Государственной думой и поэтому перестало действовать с 1907 г.

В 1905–1906 гг., в соответствии с Манифестом 17 октября 1905 г., несколько расширяется сфера личных и гражданских свобод россиян. Так, Временные правила о печати провозглашали отмену общей и духовной цензуры. 4 марта 1906 г. был издан Указ «О временных правилах о собраниях», позволявший проводить собрания свободно, без предварительного заявления и разрешения административных властей. Временными правилами об обществах и союзах 1906 г. была разрешена деятельность профессиональных союзов. Однако все вышеуказанные права и свободы на практике зачастую нарушались.

В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение Российской империи. Оно объединяло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Общая часть Уложения содержала более четкие определения понятия «преступление», оснований наступления уголовной ответственности, форм вины видов соучастия, стадий совершения преступления и других положений уголовного законодательства.

Возраст наступления уголовной ответственности был увеличен до 10 лет.

Была значительно усилена ответственность за государственные преступления (бунт против верховной власти, преступные деяния против особы императора и членов его семьи, государственная измена, смута), это было продиктовано Первой русской революцией 1905–1907 гг. Наказаниями за государственные преступления были смертная казнь, срочная и бессрочная каторга, заключение в крепости на длительные сроки, ссылка на поселение в отдаленные регионы России (обычно в Сибирь и на Дальний Восток).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...