Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Психологический климат в группе» (социометрический)




Каждый студент получает текст с описанием указанных ниже ситуаций и выполняет соответствующие действия.

Ситуация I

Предположим, что эффективность выступлений Вашей групповой команды КВН в последние годы существенно снизилась, так как на сцену вышли аналогичные конкурирующие студенческие группы. Необходимо разработать новую стратегию подготовки и участия в КВН Вашей группы.

А. Возглавить эту работу поручили Вам лично:

1. Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б. Если бы возглавить эту работу поручили другому студенту Вашей группы:

1. Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
Вас в свою команду?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 2

Вашей группе предстоят ответственные переговоры с Вашим «трудным» деканом, весьма важным лицом, влияющим, например, на распределение стипендиального фонда или проведение досуга и т.п. От успеха этих переговоров зависит выгодное или по крайней мере справедливое для Вашей группы решение проблем.

А. Возглавить переговоры поручили Вам лично:

1. Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б. Если бы возглавить переговоры поручили другому студенту Вашей группы:

1. Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)?.

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
Вас в свою команду?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 3

В помещении Вашего вуза или общежития произошла авария (пожар, затопление). Экономя финансовые средства, руководство решило часть восстановительных работ произвести своими силами*А. Вас включили в состав ремонтной бригады:

1. Кого бы Вы хотели видеть рядом с собой во время этих
непривлекательных, не соответствующих Вашим должностным
обязанностям работ (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. С кем Вам совершенно точно не хотелось бы выполнять такую
работу (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б.

1. Кто тот человек, который, как Вы уверены, хотел бы вместе с
Вами участвовать в этом деле (только сдну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы с
Вами участвовать в этом деле (только сдну фамилию)?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 4

Руководство Вашего факультета решила за свой счет организовать для студентов веселый пикник с выездом на природу. А.

1. Кого бы Вы хотели непременно видеть на этом увеселительном
мероприятии (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого бы Вам совсем не хотелось видеть на пикнике (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению? Б.

1. Кто, как Вам кажется, хотел бы Вас видеть на пикнике (только
одну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы Вас
там видеть (только одну фамилию)?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 5

Вы решили отметить у себя дома Ваш собственный день рождения.

А.

1. Кого Вы обязательно пригласите на этот праздник (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не станете приглашать (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению? Б.

1. Кто, как Вам кажется, из Вашей группы обязательно пригласил
бы Вас на свой день рождения (только одну фамилию)?.

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто из Вашей группы совершенно точно не стал бы приглашать
Вас на свой день рождения (только одну фамилию)?.

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Затем проводится обработка поступивших ответов. По каждой ситуации подсчитывается количество:

—положительные выборов;

—отрицательных выборов;

—предположений о положительных выборах;

—предположений об отрицательных выборах.
Выявляются:

 

—лидеры, или «звезды», группы, получившие больше всего
положительных выборов;

—члены группы, получившие среднее число положительных
выборов;

—члены группы, получившие меньше всего положительных
выборов;

—аутсайдеры, получившие больше всего отрицательных выборов;

 

—члены группы, получившие среднее число отрицательных
выборов;

—члены группы, получившие меньше всего отрицательных
выборов;

—микрогруппы.

Обсуждение: проводится по результатам тестирования с точки зрения психологического климата в группе

ТЕМА 16

ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Содержание и структура психологии коллектива.

2. Психологическая типология членов трудового коллектива.

Ключевые понятия темы:

коллектив, психологический климат коллектива, сплоченность коллектива, психологический тип личности.

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.

1. Донцов А. Психология коллектива. — М., 1984.

3. Самыгин СИ., Столяренко Л.Д Психология управления. —Ростов н/Д, 1997.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д, 1996.

Содержание и структура психологии коллектива

Коллектив— группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.

Производственный коллектив — типичный представитель органи­зованной социальной группы. Его субъект-объектная структура вклю­чает в себя, как правило, два основных уровня: уровень руководства и уровень исполнения.

Главной особенностью трудового коллектива является то, что человеческий фактор воздействует на конечный результат труда посредством взаимоотношений типа «лицом к лицу».

Это означает, что многое (или почти все) в деловых контактах членов трудового коллектив, зависит от межличностных отношений.

К характеристике психологии коллектива можно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива, традиции и психологический климат.

Психологический климат коллектива в определенном смысле — интегральная характеристика его психологии, в нем отражаются и межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.

Психодогический климат производственного коллектива опреде­ляется характером деловых взаимоотношений м взаимодействий и индивидуальным характером и свойствами личности.

Психология деловых взаимоотношений обусловлена целями и за­дачами коллективного труда; психология межличностных отношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивида другими, психологической совместимостью членов коллективе! в дело­вых и межличностных контактах.

В трудовом коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

- высокая сплоченность (ниже — подробнее);

- коллективистское самоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся в группах низкого уровня раз­вития;

- коллективистская интеграция (ниже — подробнее);

- социально ценный характер мотивации межличностных выборов;

- высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

- высокая объективность в возложении и принятии ответствен­ности за результаты Совместной деятельности.

В трудовых коллективах проявляется ряд социально-психологи­ческих закономерностей, которые качественно отличаются от законо­мерностей в группа* низкого развития. Так,

- с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности;

- отсутствуют резкие противоречия между групповыми и инди­видуальными интересами;

- имеется положительная связь между эффективной совместной деятельностью и благоприятным психологическим климатом;

- создаются наилучшие возможности для интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, в коллективе этот эффект отсутствует.

Одно из важных понятий, характеризующих трудовой кол­лектив, — понятие сплоченности. Сплоченность группы — это взаимное тяготение ее членов. Сплоченность трудового коллекти­ва — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:

—уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;

—степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;

—сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;

—ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

—совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;

 

—кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;

—демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;

—принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждения «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;

—осуществление делового (формального) общения как неформаль­ного: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;

—позитивность эмоционального фона общения членов коллектива друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;

—встречи членов коллектива в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят «междусобойчики за рюмкой чая»,

празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;

—конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стиле парт­нерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны:;

—достаточно высокий престиж коллектива в глазах его членов;

—отсутствие неформальных мелких группировок в трудовом кол­лективе и неформальных лидеров.

Факторы, обеспечивающие сплоченность коллектива:

— привлекательность членов коллектива, т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;

— сходство взглядов, установок, ценностей;

— сходство отношения к групповым целям, которое основывается на их соответствии потребностям членов коллектива;

— характер взаимосвязи членов коллектива на основе принятия
ими общей (кооперативной и конкурентной) стратегии поведения;

— удовлетворенность групповой деятельностью;

— характер руководства и принятия решений;

— групповая атмосфера (психологический климат в коллективе)
на основе межличностных отношений;

— престижность коллектива;

— соперничество с другим коллективом или коллективами;

— враждебное, неприязненное отношение общества к коллективу.
Наряду со сплоченностью в коллективе может существовать и напряженность. Она обусловлена объединением людей с различными позициями, взглядами, моделями поведения, планами и потребностями, что может порождать неудовлетворенность собой и другими членами коллектива.

Важной характеристикой трудового коллектива является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние коллектива, в котором:

—внутригрупповые структуры упорядочены;

—основные компоненты групповой активности согласованы;

—суббординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров);

—межличностные взаимодействия гармоничны;

— функционирование коллектива стабильно и преемственно. Отличительная особенность интеграционных процессов в коллек­тиве состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании коллектива и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.

К психологическим характеристикам групповой интеграции отно­сятся следующие:

—возникновение «мы-чувства», связанное с обострением про­цессов групповой идентификации и референтное, например, в условиях межгруппового соревнования;

—кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;

—заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;

—эффективные специальные усилия членов коллектива, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;

— эмоциональная идентификация каждого члена коллектива с другими его членами;

—оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;

—согласованность функционально-ролевого поведения членов коллектива при решении общих задач;

—способность действовать организованно в ситуации неопреде­ленности;

—сочетание инициативности и разнообразия форминдивидуального поведения с устойчивым единством действий членов коллектива в реализации его ведущей цели;

—способность членов коллектива самостоятельно планировать этапы
осуществления цели и распределять работу между собой;

— эффективный контролю членов коллектива, коррекция индивидуального поведения и нейтрализация дезорганизационных проявлений;

—сработанность членов коллектива, характеризующаяся высокой производственной продуктивностью при относительно невысоких эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие;

—дисциплинированность членов коллектива при выполнении возложенных на него функций;

— высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов коллектива по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.

Поведение членов трудового коллектива определяется:

—положением в формальной структуре (должностью, квалифика­цией, деловым опытом);

—положением в неформальной структуре.

Опираясь на результаты собственного опыта, члены коллектива организуют и согласовывают стратегию и тактику своего поведения. Как правило, человек ведет себя в соответствии с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают своим отношением к нему и оценками его другие люди.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...