Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая типология членов трудового коллектива




Существует достаточно большое число психологических типов, которые вполне применимы в анализе деловых, производственных и межличностных отношений в трудовых коллективах. К наиболее распространенным следует отнести:

—трехчленную типологию Берна на основе выделения внутренних частей личности: дитя —родитель —взрослый;

—типологию акцентуированных типов Леонгарда: гипертимный, дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный-пси­хастенический, экзальтированный-лабильный, интравертированный-
шизоидныи, экстравертированный-конформный;

 

- типологию Личко, состоящую из восьми акцентуированных и пяти неустойчивых типов (модификация типологии Леонгарда): эпилептоидный, паранойяльный, гипертимный, истероидный, шизоидный, психастеноидный, гипотимный, сензитивный,
конформный, неустойчивый, лабильный, астенический, циклоидный;

- шестнадцатичленную соционическую типологию на основе типо­логии Юнга: сочетания парэкстравертных-интравертных, сенсорных-интуитивных, мыслительных-чувствующих, решающих-восприни­мающих;

- четырехчленную типологию Акоффа - Эмери на основе сочетания активности и пассивности, с одной стороны, чувствительности к внешним обстоятельствам и чувствительности к личным пере­живаниям, с другой: обстоятельственно-активный, личностно-пассивный, обстоятельственно-пассивный, личностно-активный;

- пятичленную проективную психогеометрическую типологию Делингер: графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг;

— трехчленную сенсорную типологию на основе ведущей системы восприятия, переработки и отражения информации: аудиалист — слушающий, визуалист — смотрящий, кинестетик — чувствующий;

—трехчленную типологию Роттера на основе «локуса контроля»: интерналы, оптималы, экстерналы;

—пятичленную типологию Томаса на основе предпочитаемой стратегии поведения в конфликте: борцы, сотрудники, избегатели, уступатели, компромисты,

—пятичленную типологию Стивенса на основе уровня социа­лизации: младенец, малыш, подросток, юноша, взрослый.

Рассмотрим в качестве примера наиболее практичную, очень простую в применении типологию Личко.

Эпилептоидный

Акцентуация — возбудимость, педантизм, страсть к порядку.

Позитивные черты: Высокая энергетическая активность. Стрем­ление поддерживать ранее установленный порядок. Тщательность. Аккуратность. Пунктуальность. Исполнительность. Бережливость. Надежность. Внимательность к своему здоровью. Развитые организа­торские способности. В экстремальных ситуациях — храбрость, отва­га, напористость. Законопослушность. Сентиментальность. Стремле­ние к лидерству. Азартность в борьбе. Высокая требовательность к себе. Страсть к коллекционированию. Корпоративная преданность.

Негативные черты: Консервативность. Агрессивность. Гневли­вость. Взрывчатость. Придирчивость. Злопамятность. Мститель­ность. Жесткость («толстокожесть»). Жестокость. Чрезмерная требовательность к другим. Эгоцентризм. Авторитарный руково­дитель. Мелочность. Конфликтность. Жадность. Нежелание идти на риск. Критический взгляд на людей. Обвинительность.

Уязвимое место: Непереносимость неподчинения себе. Аффектив­ная реакция на ущемление своих интересов.

Конфликтогекные ситуации:

— когда требуются ломка, изменения устоявшихся порядков и установленных правил;

— при жесткой конкуренции со стороны столь же сильных и энергичных людей;

— когда ограничивается возможность проявить свой авторитет,
свою власть над другими людьми;

— при критике его действий, высмеивании его недостатков;

— когда требуются повседневная упорная работа, длительные усилия, при отсутствии возможности выделиться среди окружающих;

— когда ущемляются его права и интересы.

Паранойяльный

Акцентуация — фиксация на сверхценной идее. Позитивные черты: Высокая степень целеустремленности. Стрем­ление во что бы то ни стало добиться желаемого. Готовность по­жертвовать споим благополучием ради достижения поставленной цели. Высокая энергетическая активность. Независимость. Самостоятель­ность. Надежность в сотрудничестве, если цели партнера совпадают с его целями. Серьезность. Сосредоточенность на чем-то одном (не разбрасывается). «Трудоголик» — если фиксирован на работе. Высокая работоспособность. Способность добиваться больших успехов в индивидуальной творческой работе. Выраженная способность генери­ровать плодотворные идеи, находить нестандартные подходы к реше­нию сложных проблем. Огромная пробивная сила. Великолепные агитационно-ораторские способности. Инициативность. Выражен­ный прагматизм. Креативность (развитые творческие способности). Выраженные деловые качества. Способность быстро принимать решения и полностью брать ответственность на себя.

Негативные черты. Способность полностью пренебрегать интере­сами окружающих, если их цели расходятся с его целями. Агрессивность. Раздражительность. Гневливость (если что-то или кто-то стоит на пути к достижению поставленной им цели). Нечувствительность к чужому горю. Черствость. Авторитарность. Чрезвычайно высокое честолюбие. Высокая конфликтность. Не­терпимость к критике. Подозрительность. Злопамятность. Мститель­ность. Макиавеллизм («Цель оправдывает средства»). Готовность пренебрегать законами, нарушать их, не раскаиваясь. Обвини­тельность. Жестокость. Потребность в признании, в общественном одобрении. Чрезмерное самомнение. Эгоцентризм. Крайний субъективизм. Неадекватность восприятия, особенно своих успе­хов — переоценка их и недооценка ошибок. Высокая категоричность суждений.

Уязвимое место: Непереносимость отсутствия общественного признания и одобрения его успехов. Конфликтогенные ситуации:

- когда его дело подвергается критике;

— когда ему приводится подчиняться воле других людей, не яв­
ляющихся авторитетами для него;

- когда он вынужден заниматься «пустяками», социально не
значимой, рутинной или неинтересной деятельностью;

— при бытовой неустроенности;

- при длительном принудительном общении с людьми, не разделяющими его интересов;

— при отсутствии постоянного признания, общественного одобрения.

Гипертимный

Акцентуация — постоянно повышенное жизнерадостное настроение, двигательная активность.

Позитивные черты: Высокая общительность. Открытость к людям. Оптимизм. Инициативность. Разговорчивость. Высокий жизненный тонус. Неудержимая энергетическая активность. Жажда деятельности... Стрессоустойчивость. Выраженные творческие способности. Организаторский талант (умение «начать»). Отсутствие черной i зависти. Добродушие. Душа компании. Веселость. Щедрость. Прирожденный лидер. Способность эффективно разрешать конфликты. Отходчивость. Альтруизм. Стремление помогать людям. Способность мгновенно принимать решения. Отсутствие злопа­мятности. Предприимчивость. Находчивость. Любознательность. Интерес к процессу. Быстрая приспосабливаемость к новой обстановке. Способность к воодушевлению других. Способность добиваться высоких результатов в неблагоприятных условиях. Способность генерировать идеи. Интеллектуальная одаренность. Сообразительность. Хорошая память.

Негативные черты: Шумливость. Склонность к нарушению зако­нов, правил и установленного порядка. Панибратство. Фамильяр­ность. Разбрасываемость. Неспособность к длительной рутинной ра­боте. Неспособность доводить дело до конца. Постоянная спешка. Высокая переключаемость на другие цели и интересы. Любопытство. Неорганизованность. Легкомысленность. Жажда риска. Авантю­ризм. Прожектерство. Недисциплинированность. Мотовство. Не­эффективный руководитель. Отсутствие способности сосредоточиться на чем-то одном — деле, мысли, цели. Поспешность в принятии реше­ний (отсутствие серьезного анализа). Отсутствие благодарности за сделанное добро. Невнимательность. Неустойчивость межличностных отношений. Низкий интерес к результату. Необоснованный, чрезмерный оптимизм. Тяга к откровенности. Быстрая смена увлечений. Недостаток настойчивости, упорства. Отсутствие аккуратности. Слабость самоконтроля, самоуправления поведением. Растратчик.

Уязвимое место: Непереносимость однообразной обстановки, мо­нотонного труда, кропотливой работы, одиночества и вынужденного безделья.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве, несвободе;

— при необходимости подчиняться определенным системати­
ческим требованиям;

— когда приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом,
необычном.

Истероидный

Акцентуация — выраженная фиксация на самом себе, семонстра-тивность, стремление быть всегда в центре внимания.

Позитивные черты: Упорство. Инициативность. Высокая общи­тельность. Целеустремленность. Находчивость. Энергетическая ак­тивность (при зрителях). Выраженные организаторские способности. Самостоятельность. Готовность взять на себя руководство. Способ­ность генерировать идеи. Высокие творческие способности. Огромная пробивная сила («на коротких дистанциях»). Выраженный художест­венный, чувственный тип. Артистизм. Готовность к риску. Жажда признания. Способность легко «входить в роль». Выраженные способ­ности проявлять себя в профессиях, где успех зависит от произво­димого впечатления. Стремление к лидерству. Развитая интуиция. Разносторонняя одаренность, талантливость. Высокая продуктивность в художественном творчестве.

Негативные черты: Беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жаж­да постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания и поклонения. Способность к интригам. Способность к искренней лжи. Лицемерие. Задиристость. Высокая конфликтность. Необдуманный риск (только в присутствии зрителей). Черная зависть к успехам других. Неадекватная самооценка. Непрерывное хвастов­ство несуществующими (и уж тем более существующими) успехами. Жадность. Алчность. Выраженный аморализм. Цинизм. Корысто­любие. Готовность нарушать любые законы, любые правила для достижения собственны* целей. Выраженный макиавеллизм («цель оправдывает средства»). Неспособность справиться с неожиданным препятствием. Черная неблагодарность. Склонность к авантюризму. Как руководитель — человек очень тяжелый, стрессогенный. Выраженная эмоциональная неустойчивость (от любви до нена­висти — один шаг). Выраженный авторитаризм. Злопамятность. Мстительность. Растратчик.

Уязвимое место: Неспособность переносить удары по эгоцентризму.

Конфликтогенные ситуации:

когда вольно или невольно задевается его самолюбие;

когда разоблачаются его вымыслы или высмеиваются его личные качества, результаты работы и т.п.;

- даже при малейшем равнодушии со стороны окружения, не
говоря уже о сознательном игнорировании его личности;

- при критике.его достижений, таланта, способностей;

- при вынужденном одиночестве;

- при невозможности проявить себя в полной мере;

- при постоянном психическом или физическом напряжении.
Шизоидный

Акцентуация — фиксация на собственном внутреннем мире.

Позитивные черты: Ярко выраженный мыслительный психотип. Серьезность. Молчаливость. Устойчивость интересов и постоянство занятий. Выраженные интеллектуальные способности. Глубокий абс­трактный ум-. Системное мышление. Высокая творческая продуктив­ность. Глубокая и разносторонняя эрудиция. Первооткрыватель и изобретатель. Талант. Гений. Непритязательность. Бытовая неприхотливость. Развитое правосознание. Бессребреник. Не стяжатель. Интерес к процессу. Великолепная память.

Негативные черты: Замкнутость. Отгороженность. Неспособность к сопереживанию. Эмоциональная холодность. Равнодушие ко всему, что не входит в его внутренний мир. Нетерпимость к критике его систем. Душевная черствость. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Невнимательность к внешней среде. Неблагодарность. Пессимизм. Мрачноватость. Непрактичность. Безразличие к результату. Неспособность к руководству.

Уязвимое место: Непереносимость ситуаций, требующих установ­ления неформальных эмоциональных контактов.

Конфликтогенные ситуации:

- когда требуется смена устоявшихся стереотипов, сложившихся
привычек поведения;

- когда необходимо устанавливать неформальные контакты с
окружающими, даже если это близкие люди;

- когда приходится руководить другими людьми;

- при коллективной или групповой деятельности;

- когда необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее
заданным («чужим») схемам и правилам.

Психастеноидный

Акцентуация — неуверенность в себе, тревожная мнительность, сомнение во всем, нерешительность.

Позитивные черты: Аккуратность. Серьезность. Добросовестность. Рассудительность. Самокритичность. Надежность. Стремление все

заранее спланировать. Предусмотрительность. Настойчивость. Усидчивость. Мыслительный психотип. Справедливость по отноше­нию к другим. Завышенные требования к себе. Незлопамятность. Способность к глубокому сочувствию, сопереживанию, эмоциональ­ной поддержке тех, кого постигло горе. Высокая нравственность. Упорядоченность. Осторожность. Тонкий, развитый вкус к прекрасному. Не стяжатель. Очень широкая и глубокая эрудиция. Сильный логический ум. Обязательность. Прекрасный исполнитель. Способность к самопожертвованию.

Негативные черты: Нерешительность. Формализм. Безынициатив­ность. Склонность к бесконечным рассуждениям. Самокопание. Наличие навязчивых идей, опасений, причем опасения касаются главным образом возможных событий, даже маловероятных в будущем. Педантизм. Выраженная мотивация избегания неудач, неприятностей. Суеверие. Стеснительность. Застенчивость. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. Неуверенность в себе. Неспособность принимать самостоятельные решения. Склонность к самообвинениям. Боязливость. Обид­чивость. Медлительность. Высокая самокритичность.

Уязвимое место: Боязнь ответственности за себя и за других.

Конфликтогенные ситуации:

— когда необходимо принимать самостоятельные решения;

— при быстром переключении с одного занятия на другое;

— при выполнении заданий без четких указаний, инструкций;

— при прямой критике его действий;

— при длительных физических или психологических нагрузках.
Гипотимный

Акцентуация — постоянно пониженное настроение. Пессимизм.

Позитивные черты: Совгстливость. Острый критический взгляд на мир. Чуткость. Душевная отзывчивость. Постоянная готовность к самопожертвованию. Старательность. Добросовестность. Конформ­ность. В привычной деятельности способность достигать некоторых успехов. Ответственность. Надежность. Устойчивость к соблазнам. Приверженность к социальным и этическим нормам. Обязательность.

Негативные черты: Обидчивость. Постоянное уныние. Почти пол­ное отсутствие интересов и увлечений. Постоянное глобальное недо­вольство (всем и вся). Ворчание. Брюзжание. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Постоянно пониженный фон настроения. Неудачник. Пассивность. Внешняя отчужденность. Погруженность в собственные переживания. Неспособность принимать ответственные решения. Непереносимость длительных психических

напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Вы­раженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, рег­ламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих си­лах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек).

Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии дей­ствительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве;

— при критике его действий;

— при недостаточном внимании к его жизни, настроению;

— когда неожиданно или часто происходят перемены условий его
жизни;

— при физическом недомогании;

— при физических или психических нагрузках.
Сензитивный

Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи.

Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к лю­дям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплини­рованность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым.

Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зави­симость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерян­ность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчи­вость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность.

Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неб­лаговидных поступках.

Конфликтогенные ситуации:

— при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках;

— при критике, насмешках;

напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Вы­раженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, рег­ламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих си­лах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек).

Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии дей­ствительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при вынужденном одиночестве;

— при критике его действий;

— при недостаточном внимании к его жизни, настроению;

— когда неожиданно или часто происходят перемены условий его
жизни;

— при физическом недомогании;

— при физических или психических нагрузках.
Сензитивный

Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи.

Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к лю­дям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплини­рованность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым.

Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зави­симость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерян­ность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчи­вость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность.

Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неб­лаговидных поступках.

Конфликтогенные ситуации:

— при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках;

— при критике, насмешках;

— при открытом соперничестве;

— при недоверии, постоянных проверках;

— при вынужденном одиночестве.
Конформный

Акцентуация — постоянная и чрезмерная приспособляемость к сво­ему окружению, почти полная зависимость от малой группы,, в кото­рую входит.

Позитивные черты: Дружелюбие. Исполнительность. Дисципли­нированность. Покладистость. Коммуникабельность.

Негативные черты: Несамостоятельность. Безволие. Почти пол­ное отсутствие критичности по отношению к себе и к окружению. Не лидер. Не организатор. Высокая социозависимость.

Уязвимое место: Непереносимость крутых перемен, ломки жиз­ненного стереотипа.

Конфликтогенные ситуации:

при изгнании из «своей» группы;

— когда приходится осваивать новые виды деятельности без
образцов или лидеров;

— при принятии самостоятельных решений без опоры на мнения
значимых людей;

— при знакомстве с новыми людьми, когда надо проявить себя,
свои личные качества;

— при прямом противоречии между мнениями двух групп, если
субъект входит в них одновременно.

Нестабильный

Акцентуация — полное непостоянство проявлений.

Позитивные черты: Общительность. Открытость. Услужливость. Доброжелательность. Быстрая переключаемость в делах и в общении.

Негативные черты: Безволие. Тяга к пустому времяпрепровожде­нию и развлечениям. Болтливость. Хвастовство. Соглашательство. Лицемерие. Трусость. Безответственность. Ненадежность. Полная зависимость от всех и от каждого. Не лидер. Не организатор. Боязнь ответственности.

Уязвимое место: Бесконтрольность.

Конфликтогенные ситуации:

— при жестком подчинении дисциплинарным требованиям,
особенно если они продолжительны во времени;

— при ограничении в общении с людьми, которые помогают
развлекаться;

— когда требуются длительные усилия и концентрация сил на
какой-то работе;

* — когда нужно принять конкретные решения и нести за них ответственность.

Астенический

Акцентуация - повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия.

Позитивные черты: Аккуратность. Дисциплинированность. Скромность. Покладистость. Исполнительность. Дружелюбие. Способность к раскаянию.

Негативные черты: Капризность. Плаксивость. Неуверенность в себе. Вялость. Забывчивость. Робость. Стеснительность. Пугли­вость. Заниженная самооценка.

Уязвимое место: Внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Конфликтогенные ситуации:

— при внезапном физическом и психическом напряжении;

— при открытых конфликтах, когда приходится отстаивать сзою
точку зрения;

— когда высмеиваются его действия или самочувствие;

— когда вынужден активно общаться с большим числом людей;

— при быстром переключении в работе или общении;

— когда необходимо проявлять определенную силу воли.
Лабильный

Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком чстсто и слишком резко по ничтожно малым поводам).

Позитивные черты: Общительность. Добродушие. Чуткость. Иск­ренность. Отзывчивость (все в периоды приподнятого настроения). Привязанность. Развитая интуиция по отношению к людям. Способ­ность к преданной дружбе. Благодарность.

Негативные черты: Раздражительность. Вспыльчивость. Драчли­вость. Ослабленный самоконтроль. Склонность к конфликтам (все в периоды подавленного настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значим ых людей. Утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.

Конфликтогенные ситуации:

— при сильной конкуренции;

— когда ущемляется чувство собственного достоинства;

 

— при полной дисгармонии его настроения (когда всем весело, а
ему нет);

— при отсутствии успеха, признания, внимания;

— при угрозе наказания, страха;

— при критике его поведения.

Циклоидный

Акцентуация — смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, последовательные изменения эмоционального фона.

Позитивные черты: Инициативность. Жизнерадостность. Общи­тельность (все в периоды подъема настроения).

Негативные черты: Непоследовательность. Неуравновешенность. Безразличие. Вспышки раздражительности. Чрезмерная обидчи­вость. Придирки к окружающим (все в периоды упадка настроения).

Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

Конфликтогенные ситуации:

- когда случаются неожиданные поручения и просьбы,
противоречащие настроения данного момента;

- при резкой смене прквычных состояний;

- когда приходится отступать от сложившихся стереотипов,
привычек.;

- при претензиях, притеснениях, неудачах;

- при психологических перегрузках, особенно в периоды упадка
настроения.

Психологический практикум

УРН wV Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте;

б) показать основные психологические факторы, определяющие
конфликт;

в) учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в }\
конативной (поведенческой) системе межличностного \\
взаимодействия.;.;

Ведущии'делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается \\
ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с п
названием определенного стиля поведения в конфликте с \\
соответствующим девизом: \ I

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». |1 Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Ч

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, \\
каждый из нас должен что-то проиграть». \\

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы- i\
играть». U

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра- "».
ешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю». |

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой ц
демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте. 1:|

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:;|

- Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоцио­
нальное состояние, на чувства его участников?

- Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более
полезными для участников?

- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в
конфликте?

- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений
людей?

Игра «Переговоры»

Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения анализировать интересы различающие.

Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя — родители — ученики, или преподавателистуденты —заместитель декана, или родители невесты —родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например, организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или ■ проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись.

Содержание текстов в карточках:

«Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, 1:тобы лучше е:о понять» (2 шт.).

«Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к н>ей» (2 шт.).

«Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре» (1 шт.).

«Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров» (2 шт.).

«Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1 шт.).

«Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.).

«Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (I шт.).

«Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его» (2 шт.).

«Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята тобой» (1 шт.).

Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы:

- Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договорен­
ности?

- Какова психологическая удовлетворенность участников ходом
переговоров?

- Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя
свои «секретные задания»?

•• Игра «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два — рядом (имитируя парные сиденья в
автобусе), один — впереди. Участников игры трое (два плюс один).
Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий — втайне от
двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить
на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из
спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том ц
случае, если действительно возникнет такое желание. I;

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: \1

—Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) {'{.
свое место?

—Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это мес­
то?

—Какие чувства испытывали играющие?

—Чей способ решения проблемы самый успешный?

—Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Игра «Есть контакт/»

Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе.

Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.

Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Тест «Наша команда»

Каждый член группы получает для работы тест и бланк для заполнения. В бланке под соответствующим номером вопроса проставляются баллы (от 1 до 4), в которых оценивается степень выраженности данной позиции.

1. Наша команда испытывает недостаток в лидерстве.

2. Кажется, что решения по отношению к нам принудительны.

3. Людей не поощряют высказываться откровенно.

4. В трудной ситуации каждый борется за свои интересы.

5. Общение нуждается в улучшении.

6. Решения принимаются на неадеква7ном уровне иерархии.

7. Некоторые менеджеры неискренни сами с собой.

8. Мы редко подвергаем сомнению содержательность или пользу
наших совещаний.

9. Созданы недостаточные возможности для развития.

 

10. Мы часто ссоримся с другими подразделениями.

11. Члены команды не общаются друг с другом в достаточной мере.

12. Ясно, что организация ожидает от нашей команды.

13. Принятый порядок редко подвергается сомнению.

14. В действительности никому не ясно, куда мы движемся.

15. Люди не говорят о том, что они в действительности думают.

16. У людей выработалась позиция: «Моя хата с краю».

17. В команде конфликт носит деструктивный характер.

 

18. Решения основываются на неадекватной информации.

19. Некоторым менеджерам не доверяют.

20. Мы не учимся на своих ошибках.

21. Менеджеры не помогают своим подчиненным учиться.

22. Отношения с другими группами довольно прохладны.

23. Мы хорошо не обдумываем наше положение внутри организа­
ции.

24. Наша команда «политически» восприимчива.

 

25. Мы часто обнаруживаем, что нам не достает нужной квали­
фикации.

26. Мы все очень загружены, но кажется, что всюду не успеваем.

27. Спорные вопросы прячутся «под ковер».

28. Было бы лучше, если бы люди с большей охотой признавали

свои ошибки.

29. Имеют место недоверие и враждебность.

30. Люди не допускаются к. принятию решений.

31. Мало лояльности команде.

32. Мнения извне не приветствуются.

33. Следовало бы иметь большую ротацию работ.

34. Мы редко работаем эффективно вместе с другими командами.

35. Нам не удалось обеспечить сотрудничество с другими командами или подразделениями.

36. Способность работать в команде — критерий отбора при

поступлении в эту организацию.

37. Никто не налаживает необходимых связей с другими группа­
ми.

38. Мы уделяем гораздо меньше времени планированию будущего.

39. Деликатных вопросов избегают.

40. Бывает, что кому-то «всадили нож в спину». f,

41.В действительности мы не работаем вместе. I

42.Неподходящие люди принимают решения. |

43.Менеджеры профессионально слабы и не готовы бороться и [:
требовать внимания к своей точке зрения. >.

44.Я не получаю достаточно обратной связи. I

45.Развиваются несоответствующие виды умений. I

46.Помощь не придет из других подразделений организации. '

47.Существует сильное непонимание между нашей командой и
профсоюзами, которые оказывают на нас давление.

48.В этой организации вознаграждается слаженность работы в
команде.

49.Мы не уделяем достаточно внимания взаимоотношениям.

50. Мы не имеем ясного представления о том, что от нас ожи­
дают.

51. Честность не является характерной чертой нашей команды.

52. Я не чувствую поддержки со стороны моих коллег.

53. Квалификация и информация распределены недостаточно хо­
рошо.

54. Имеются сильные личности, которые идут своим собственным
путем.

55. Чувство собственного достоинства не одобряется.

56. Нам следует уделять больше времени обсуждению методов
работы.

57. Менеджеры не принимают всерьез индивидуальное развитие.

58. Другие подразделения организации нас не понимают.

59. Нам не удается донести наше сообщение до внешнего мира.;

60.Люди в команде имеют хорошие связи с другими группами в I
организации. |

61.Часто мы принимаем решения слишком быстро.?

62.Образ действий, при котором ценится личность, имеет мало;
общего с тем, что достигнуто. •;

63.Слишком много секретов. ■

64.Конфликтов избегают. f

65.Разногласия разлагают..;

66. Приверженность к решениям низка. s?

67.Наши менеджеры полагают, что более строгий надзор ушуч- ■'
шает результаты.

68. Слишком много запретов в нашей команде. >

69.Очевидно, что в другом подразделении имеются лучшие &оз- -
можности. г

7О.Мы гратим много энергии на защиту наших границ.

71. Члены команды не понимают, чего от них ожидают.

72. Культура организации поощряет слаженную работу в команде.

73. Мы не уделяем достаточно внимания новым идеям.

74. Приоритеты не ясны.

75. Люди не вовлекаются в достаточной мере в принятие реше­
ний.

76. Слишком много взаимных обвинений и упреков.

77. Нас не всегда выслушивают.

78. Мы не используем квалификацию, которую имеем.

79. Менеджеры полагают, что люди по своей сути ленивы.

80. Мы тратим много времени на то, чтобы делать, и не уделяем
достаточно времени тому, чтобы думать.

81. Индивидуальный рост не поощряется.

82. Мы не стараемся понять точку зрения других команд.

83. Нам не удается выслушать наших клиентов.

84. Команда работает в соответствии с целями организации.

4 — безусловно «Да», 2 — скорее «Нет», чем «Да»

пожалуй, *Да» 1 — пожалуй, «Нет»,

3 — скорее «Да», чем «Нет» безусловно «Нет»

Подсчитывается сумма баллов по столбцам Бланк для заполнения

~. ■? 1 * 1 I I I? 19. Т). Л~~

~~13 14 15 Тб 17 18 19 20 21 22 23 24~~

~~25 26 27 28 29 "30 Т\ 32 33 34 35 36~~

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...