Психологическая типология членов трудового коллектива
Существует достаточно большое число психологических типов, которые вполне применимы в анализе деловых, производственных и межличностных отношений в трудовых коллективах. К наиболее распространенным следует отнести: —трехчленную типологию Берна на основе выделения внутренних частей личности: дитя —родитель —взрослый; —типологию акцентуированных типов Леонгарда: гипертимный, дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный-психастенический, экзальтированный-лабильный, интравертированный-
- типологию Личко, состоящую из восьми акцентуированных и пяти неустойчивых типов (модификация типологии Леонгарда): эпилептоидный, паранойяльный, гипертимный, истероидный, шизоидный, психастеноидный, гипотимный, сензитивный, - шестнадцатичленную соционическую типологию на основе типологии Юнга: сочетания парэкстравертных-интравертных, сенсорных-интуитивных, мыслительных-чувствующих, решающих-воспринимающих; - четырехчленную типологию Акоффа - Эмери на основе сочетания активности и пассивности, с одной стороны, чувствительности к внешним обстоятельствам и чувствительности к личным переживаниям, с другой: обстоятельственно-активный, личностно-пассивный, обстоятельственно-пассивный, личностно-активный; - пятичленную проективную психогеометрическую типологию Делингер: графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг; — трехчленную сенсорную типологию на основе ведущей системы восприятия, переработки и отражения информации: аудиалист — слушающий, визуалист — смотрящий, кинестетик — чувствующий;
—трехчленную типологию Роттера на основе «локуса контроля»: интерналы, оптималы, экстерналы; —пятичленную типологию Томаса на основе предпочитаемой стратегии поведения в конфликте: борцы, сотрудники, избегатели, уступатели, компромисты, —пятичленную типологию Стивенса на основе уровня социализации: младенец, малыш, подросток, юноша, взрослый. Рассмотрим в качестве примера наиболее практичную, очень простую в применении типологию Личко. Эпилептоидный Акцентуация — возбудимость, педантизм, страсть к порядку. Позитивные черты: Высокая энергетическая активность. Стремление поддерживать ранее установленный порядок. Тщательность. Аккуратность. Пунктуальность. Исполнительность. Бережливость. Надежность. Внимательность к своему здоровью. Развитые организаторские способности. В экстремальных ситуациях — храбрость, отвага, напористость. Законопослушность. Сентиментальность. Стремление к лидерству. Азартность в борьбе. Высокая требовательность к себе. Страсть к коллекционированию. Корпоративная преданность. Негативные черты: Консервативность. Агрессивность. Гневливость. Взрывчатость. Придирчивость. Злопамятность. Мстительность. Жесткость («толстокожесть»). Жестокость. Чрезмерная требовательность к другим. Эгоцентризм. Авторитарный руководитель. Мелочность. Конфликтность. Жадность. Нежелание идти на риск. Критический взгляд на людей. Обвинительность. Уязвимое место: Непереносимость неподчинения себе. Аффективная реакция на ущемление своих интересов. Конфликтогекные ситуации: — когда требуются ломка, изменения устоявшихся порядков и установленных правил; — при жесткой конкуренции со стороны столь же сильных и энергичных людей;
— когда ограничивается возможность проявить свой авторитет, — при критике его действий, высмеивании его недостатков; — когда требуются повседневная упорная работа, длительные усилия, при отсутствии возможности выделиться среди окружающих; — когда ущемляются его права и интересы. Паранойяльный Акцентуация — фиксация на сверхценной идее. Позитивные черты: Высокая степень целеустремленности. Стремление во что бы то ни стало добиться желаемого. Готовность пожертвовать споим благополучием ради достижения поставленной цели. Высокая энергетическая активность. Независимость. Самостоятельность. Надежность в сотрудничестве, если цели партнера совпадают с его целями. Серьезность. Сосредоточенность на чем-то одном (не разбрасывается). «Трудоголик» — если фиксирован на работе. Высокая работоспособность. Способность добиваться больших успехов в индивидуальной творческой работе. Выраженная способность генерировать плодотворные идеи, находить нестандартные подходы к решению сложных проблем. Огромная пробивная сила. Великолепные агитационно-ораторские способности. Инициативность. Выраженный прагматизм. Креативность (развитые творческие способности). Выраженные деловые качества. Способность быстро принимать решения и полностью брать ответственность на себя. Негативные черты. Способность полностью пренебрегать интересами окружающих, если их цели расходятся с его целями. Агрессивность. Раздражительность. Гневливость (если что-то или кто-то стоит на пути к достижению поставленной им цели). Нечувствительность к чужому горю. Черствость. Авторитарность. Чрезвычайно высокое честолюбие. Высокая конфликтность. Нетерпимость к критике. Подозрительность. Злопамятность. Мстительность. Макиавеллизм («Цель оправдывает средства»). Готовность пренебрегать законами, нарушать их, не раскаиваясь. Обвинительность. Жестокость. Потребность в признании, в общественном одобрении. Чрезмерное самомнение. Эгоцентризм. Крайний субъективизм. Неадекватность восприятия, особенно своих успехов — переоценка их и недооценка ошибок. Высокая категоричность суждений. Уязвимое место: Непереносимость отсутствия общественного признания и одобрения его успехов. Конфликтогенные ситуации:
- когда его дело подвергается критике; — когда ему приводится подчиняться воле других людей, не яв - когда он вынужден заниматься «пустяками», социально не — при бытовой неустроенности; - при длительном принудительном общении с людьми, не разделяющими его интересов; — при отсутствии постоянного признания, общественного одобрения. Гипертимный Акцентуация — постоянно повышенное жизнерадостное настроение, двигательная активность. Позитивные черты: Высокая общительность. Открытость к людям. Оптимизм. Инициативность. Разговорчивость. Высокий жизненный тонус. Неудержимая энергетическая активность. Жажда деятельности... Стрессоустойчивость. Выраженные творческие способности. Организаторский талант (умение «начать»). Отсутствие черной i зависти. Добродушие. Душа компании. Веселость. Щедрость. Прирожденный лидер. Способность эффективно разрешать конфликты. Отходчивость. Альтруизм. Стремление помогать людям. Способность мгновенно принимать решения. Отсутствие злопамятности. Предприимчивость. Находчивость. Любознательность. Интерес к процессу. Быстрая приспосабливаемость к новой обстановке. Способность к воодушевлению других. Способность добиваться высоких результатов в неблагоприятных условиях. Способность генерировать идеи. Интеллектуальная одаренность. Сообразительность. Хорошая память. Негативные черты: Шумливость. Склонность к нарушению законов, правил и установленного порядка. Панибратство. Фамильярность. Разбрасываемость. Неспособность к длительной рутинной работе. Неспособность доводить дело до конца. Постоянная спешка. Высокая переключаемость на другие цели и интересы. Любопытство. Неорганизованность. Легкомысленность. Жажда риска. Авантюризм. Прожектерство. Недисциплинированность. Мотовство. Неэффективный руководитель. Отсутствие способности сосредоточиться на чем-то одном — деле, мысли, цели. Поспешность в принятии решений (отсутствие серьезного анализа). Отсутствие благодарности за сделанное добро. Невнимательность. Неустойчивость межличностных отношений. Низкий интерес к результату. Необоснованный, чрезмерный оптимизм. Тяга к откровенности. Быстрая смена увлечений. Недостаток настойчивости, упорства. Отсутствие аккуратности. Слабость самоконтроля, самоуправления поведением. Растратчик.
Уязвимое место: Непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, кропотливой работы, одиночества и вынужденного безделья. Конфликтогенные ситуации: — при вынужденном одиночестве, несвободе; — при необходимости подчиняться определенным системати — когда приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, Истероидный Акцентуация — выраженная фиксация на самом себе, семонстра-тивность, стремление быть всегда в центре внимания. Позитивные черты: Упорство. Инициативность. Высокая общительность. Целеустремленность. Находчивость. Энергетическая активность (при зрителях). Выраженные организаторские способности. Самостоятельность. Готовность взять на себя руководство. Способность генерировать идеи. Высокие творческие способности. Огромная пробивная сила («на коротких дистанциях»). Выраженный художественный, чувственный тип. Артистизм. Готовность к риску. Жажда признания. Способность легко «входить в роль». Выраженные способности проявлять себя в профессиях, где успех зависит от производимого впечатления. Стремление к лидерству. Развитая интуиция. Разносторонняя одаренность, талантливость. Высокая продуктивность в художественном творчестве. Негативные черты: Беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания и поклонения. Способность к интригам. Способность к искренней лжи. Лицемерие. Задиристость. Высокая конфликтность. Необдуманный риск (только в присутствии зрителей). Черная зависть к успехам других. Неадекватная самооценка. Непрерывное хвастовство несуществующими (и уж тем более существующими) успехами. Жадность. Алчность. Выраженный аморализм. Цинизм. Корыстолюбие. Готовность нарушать любые законы, любые правила для достижения собственны* целей. Выраженный макиавеллизм («цель оправдывает средства»). Неспособность справиться с неожиданным препятствием. Черная неблагодарность. Склонность к авантюризму. Как руководитель — человек очень тяжелый, стрессогенный. Выраженная эмоциональная неустойчивость (от любви до ненависти — один шаг). Выраженный авторитаризм. Злопамятность. Мстительность. Растратчик.
Уязвимое место: Неспособность переносить удары по эгоцентризму. Конфликтогенные ситуации: — когда вольно или невольно задевается его самолюбие; когда разоблачаются его вымыслы или высмеиваются его личные качества, результаты работы и т.п.; - даже при малейшем равнодушии со стороны окружения, не - при критике.его достижений, таланта, способностей; - при вынужденном одиночестве; - при невозможности проявить себя в полной мере; - при постоянном психическом или физическом напряжении. Акцентуация — фиксация на собственном внутреннем мире. Позитивные черты: Ярко выраженный мыслительный психотип. Серьезность. Молчаливость. Устойчивость интересов и постоянство занятий. Выраженные интеллектуальные способности. Глубокий абстрактный ум-. Системное мышление. Высокая творческая продуктивность. Глубокая и разносторонняя эрудиция. Первооткрыватель и изобретатель. Талант. Гений. Непритязательность. Бытовая неприхотливость. Развитое правосознание. Бессребреник. Не стяжатель. Интерес к процессу. Великолепная память. Негативные черты: Замкнутость. Отгороженность. Неспособность к сопереживанию. Эмоциональная холодность. Равнодушие ко всему, что не входит в его внутренний мир. Нетерпимость к критике его систем. Душевная черствость. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Невнимательность к внешней среде. Неблагодарность. Пессимизм. Мрачноватость. Непрактичность. Безразличие к результату. Неспособность к руководству. Уязвимое место: Непереносимость ситуаций, требующих установления неформальных эмоциональных контактов. Конфликтогенные ситуации: - когда требуется смена устоявшихся стереотипов, сложившихся - когда необходимо устанавливать неформальные контакты с - когда приходится руководить другими людьми; - при коллективной или групповой деятельности; - когда необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее Психастеноидный Акцентуация — неуверенность в себе, тревожная мнительность, сомнение во всем, нерешительность. Позитивные черты: Аккуратность. Серьезность. Добросовестность. Рассудительность. Самокритичность. Надежность. Стремление все заранее спланировать. Предусмотрительность. Настойчивость. Усидчивость. Мыслительный психотип. Справедливость по отношению к другим. Завышенные требования к себе. Незлопамятность. Способность к глубокому сочувствию, сопереживанию, эмоциональной поддержке тех, кого постигло горе. Высокая нравственность. Упорядоченность. Осторожность. Тонкий, развитый вкус к прекрасному. Не стяжатель. Очень широкая и глубокая эрудиция. Сильный логический ум. Обязательность. Прекрасный исполнитель. Способность к самопожертвованию. Негативные черты: Нерешительность. Формализм. Безынициативность. Склонность к бесконечным рассуждениям. Самокопание. Наличие навязчивых идей, опасений, причем опасения касаются главным образом возможных событий, даже маловероятных в будущем. Педантизм. Выраженная мотивация избегания неудач, неприятностей. Суеверие. Стеснительность. Застенчивость. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. Неуверенность в себе. Неспособность принимать самостоятельные решения. Склонность к самообвинениям. Боязливость. Обидчивость. Медлительность. Высокая самокритичность. Уязвимое место: Боязнь ответственности за себя и за других. Конфликтогенные ситуации: — когда необходимо принимать самостоятельные решения; — при быстром переключении с одного занятия на другое; — при выполнении заданий без четких указаний, инструкций; — при прямой критике его действий; — при длительных физических или психологических нагрузках. Акцентуация — постоянно пониженное настроение. Пессимизм. Позитивные черты: Совгстливость. Острый критический взгляд на мир. Чуткость. Душевная отзывчивость. Постоянная готовность к самопожертвованию. Старательность. Добросовестность. Конформность. В привычной деятельности способность достигать некоторых успехов. Ответственность. Надежность. Устойчивость к соблазнам. Приверженность к социальным и этическим нормам. Обязательность. Негативные черты: Обидчивость. Постоянное уныние. Почти полное отсутствие интересов и увлечений. Постоянное глобальное недовольство (всем и вся). Ворчание. Брюзжание. Низкая энергетическая активность. Не лидер. Не организатор. Постоянно пониженный фон настроения. Неудачник. Пассивность. Внешняя отчужденность. Погруженность в собственные переживания. Неспособность принимать ответственные решения. Непереносимость длительных психических напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Выраженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, регламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих силах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек). Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии действительности. Конфликтогенные ситуации: — при вынужденном одиночестве; — при критике его действий; — при недостаточном внимании к его жизни, настроению; — когда неожиданно или часто происходят перемены условий его — при физическом недомогании; — при физических или психических нагрузках. Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи. Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к людям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплинированность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым. Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зависимость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерянность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчивость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность. Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неблаговидных поступках. Конфликтогенные ситуации: — при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках; — при критике, насмешках; напряжений. Острое переживание чувства собственной слабости и бессилия. Фиксация на промахах и ошибках - своих и чужих. Выраженный пессимизм — в предстоящем видит только непреодолимые трудности. Склонность к самообвинениям. Тяга к постоянному, регламентированному образу жизни. Отсутствие уверенности и своих силах. Склонность к ипохондрии (больной здоровый человек). Уязвимое место: Открытое несогласие с ним в восприятии действительности. Конфликтогенные ситуации: — при вынужденном одиночестве; — при критике его действий; — при недостаточном внимании к его жизни, настроению; — когда неожиданно или часто происходят перемены условий его — при физическом недомогании; — при физических или психических нагрузках. Акцентуация — повышенная чувствительность, впечатлительность, страхи. Позитивные черты: Доброта. Спокойствие. Внимательность к людям. Чуткость. Чувство долга. Высокая внутренняя дисциплинированность. Ответственность. Добросовестность. Самокритичность. Повышенная требовательность к себе. Безупречная исполнительность. Способность глубоко сочувствовать другому, даже полностью жить его жизнью. Отзывчивость. Способность поставить себя на место другого. Высокая деликатность. Способность быть глубоко благодарным, даже преданным за доброе к нему отношение. Бытовая непритязательность. Практически не обидчив. Высокая законопослушность. Способность довольствоваться малым. Негативные черты: Полная настроенность на отношения и зависимость от них. Мнительность. Пугливость. Замкнутость. Склонность к самобичеванию. Чувство собственной неполноценности. Растерянность в трудных ситуациях. Высокая ранимость. Высокая зависимость от психологического климата. Не организатор. Не лидер. Низкая энергетическая активность. С удовольствием поддается влиянию «сильной» личности. Плаксивость. Высокая стыдливость. Застенчивость. Стеснительность. Медлительность. Высокая тревожность. Уязвимое место: Непереносимость насмешек и подозрений в неблаговидных поступках. Конфликтогенные ситуации: — при несправедливых обвинениях в неблаговидных поступках; — при критике, насмешках; — при открытом соперничестве; — при недоверии, постоянных проверках; — при вынужденном одиночестве. Акцентуация — постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему окружению, почти полная зависимость от малой группы,, в которую входит. Позитивные черты: Дружелюбие. Исполнительность. Дисциплинированность. Покладистость. Коммуникабельность. Негативные черты: Несамостоятельность. Безволие. Почти полное отсутствие критичности по отношению к себе и к окружению. Не лидер. Не организатор. Высокая социозависимость. Уязвимое место: Непереносимость крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Конфликтогенные ситуации: — при изгнании из «своей» группы; — когда приходится осваивать новые виды деятельности без — при принятии самостоятельных решений без опоры на мнения — при знакомстве с новыми людьми, когда надо проявить себя, — при прямом противоречии между мнениями двух групп, если Нестабильный Акцентуация — полное непостоянство проявлений. Позитивные черты: Общительность. Открытость. Услужливость. Доброжелательность. Быстрая переключаемость в делах и в общении. Негативные черты: Безволие. Тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям. Болтливость. Хвастовство. Соглашательство. Лицемерие. Трусость. Безответственность. Ненадежность. Полная зависимость от всех и от каждого. Не лидер. Не организатор. Боязнь ответственности. Уязвимое место: Бесконтрольность. Конфликтогенные ситуации: — при жестком подчинении дисциплинарным требованиям, — при ограничении в общении с людьми, которые помогают — когда требуются длительные усилия и концентрация сил на * — когда нужно принять конкретные решения и нести за них ответственность. Астенический Акцентуация - повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондрия. Позитивные черты: Аккуратность. Дисциплинированность. Скромность. Покладистость. Исполнительность. Дружелюбие. Способность к раскаянию. Негативные черты: Капризность. Плаксивость. Неуверенность в себе. Вялость. Забывчивость. Робость. Стеснительность. Пугливость. Заниженная самооценка. Уязвимое место: Внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности. Конфликтогенные ситуации: — при внезапном физическом и психическом напряжении; — при открытых конфликтах, когда приходится отстаивать сзою — когда высмеиваются его действия или самочувствие; — когда вынужден активно общаться с большим числом людей; — при быстром переключении в работе или общении; — когда необходимо проявлять определенную силу воли. Акцентуация — крайняя изменчивость настроения (слишком чстсто и слишком резко по ничтожно малым поводам). Позитивные черты: Общительность. Добродушие. Чуткость. Искренность. Отзывчивость (все в периоды приподнятого настроения). Привязанность. Развитая интуиция по отношению к людям. Способность к преданной дружбе. Благодарность. Негативные черты: Раздражительность. Вспыльчивость. Драчливость. Ослабленный самоконтроль. Склонность к конфликтам (все в периоды подавленного настроения). Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значим ых людей. Утрата близких или разлука с теми, к кому привязан. Конфликтогенные ситуации: — при сильной конкуренции; — когда ущемляется чувство собственного достоинства;
— при полной дисгармонии его настроения (когда всем весело, а — при отсутствии успеха, признания, внимания; — при угрозе наказания, страха; — при критике его поведения. Циклоидный Акцентуация — смена двух противоположных состояний — гипертимного и гипотимного, последовательные изменения эмоционального фона. Позитивные черты: Инициативность. Жизнерадостность. Общительность (все в периоды подъема настроения). Негативные черты: Непоследовательность. Неуравновешенность. Безразличие. Вспышки раздражительности. Чрезмерная обидчивость. Придирки к окружающим (все в периоды упадка настроения). Уязвимое место: Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов. Конфликтогенные ситуации: - когда случаются неожиданные поручения и просьбы, - при резкой смене прквычных состояний; - когда приходится отступать от сложившихся стереотипов, - при претензиях, притеснениях, неудачах; - при психологических перегрузках, особенно в периоды упадка Психологический практикум УРН wV Игра «Поведение в конфликте» Цели игры: а) сформировать понятие о видах поведения в конфликте; б) показать основные психологические факторы, определяющие в) учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в }\ Ведущии'делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается \\ Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». |1 Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Ч Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, \\ Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен вы- i\ Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проигра- "». Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой ц Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:;| - Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоцио - Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более - Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в - Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений Игра «Переговоры» Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения анализировать интересы различающие. Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя — родители — ученики, или преподаватели — студенты —заместитель декана, или родители невесты —родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например, организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или ■ проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись. Содержание текстов в карточках: «Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, 1:тобы лучше е:о понять» (2 шт.). «Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к н>ей» (2 шт.). «Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре» (1 шт.). «Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров» (2 шт.). «Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1 шт.). «Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.). «Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (I шт.). «Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его» (2 шт.). «Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята тобой» (1 шт.). Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы: - Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договорен - Какова психологическая удовлетворенность участников ходом - Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя •• Игра «Конфликт в транспорте» Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов. В комнате ставят стулья: два — рядом (имитируя парные сиденья в Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы: \1 —Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) {'{. —Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это мес —Какие чувства испытывали играющие? —Чей способ решения проблемы самый успешный? —Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)? ^г Игра «Есть контакт/» Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе. Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником. Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен. Тест «Наша команда» Каждый член группы получает для работы тест и бланк для заполнения. В бланке под соответствующим номером вопроса проставляются баллы (от 1 до 4), в которых оценивается степень выраженности данной позиции. 1. Наша команда испытывает недостаток в лидерстве. 2. Кажется, что решения по отношению к нам принудительны. 3. Людей не поощряют высказываться откровенно. 4. В трудной ситуации каждый борется за свои интересы. 5. Общение нуждается в улучшении. 6. Решения принимаются на неадеква7ном уровне иерархии. 7. Некоторые менеджеры неискренни сами с собой. 8. Мы редко подвергаем сомнению содержательность или пользу 9. Созданы недостаточные возможности для развития.
10. Мы часто ссоримся с другими подразделениями. 11. Члены команды не общаются друг с другом в достаточной мере. 12. Ясно, что организация ожидает от нашей команды. 13. Принятый порядок редко подвергается сомнению. 14. В действительности никому не ясно, куда мы движемся. 15. Люди не говорят о том, что они в действительности думают. 16. У людей выработалась позиция: «Моя хата с краю». 17. В команде конфликт носит деструктивный характер.
18. Решения основываются на неадекватной информации. 19. Некоторым менеджерам не доверяют. 20. Мы не учимся на своих ошибках. 21. Менеджеры не помогают своим подчиненным учиться. 22. Отношения с другими группами довольно прохладны. 23. Мы хорошо не обдумываем наше положение внутри организа 24. Наша команда «политически» восприимчива.
25. Мы часто обнаруживаем, что нам не достает нужной квали 26. Мы все очень загружены, но кажется, что всюду не успеваем. 27. Спорные вопросы прячутся «под ковер». 28. Было бы лучше, если бы люди с большей охотой признавали свои ошибки. 29. Имеют место недоверие и враждебность. 30. Люди не допускаются к. принятию решений. 31. Мало лояльности команде. 32. Мнения извне не приветствуются. 33. Следовало бы иметь большую ротацию работ. 34. Мы редко работаем эффективно вместе с другими командами. 35. Нам не удалось обеспечить сотрудничество с другими командами или подразделениями. 36. Способность работать в команде — критерий отбора при поступлении в эту организацию. 37. Никто не налаживает необходимых связей с другими группа 38. Мы уделяем гораздо меньше времени планированию будущего. 39. Деликатных вопросов избегают. 40. Бывает, что кому-то «всадили нож в спину». f, 41.В действительности мы не работаем вместе. I 42.Неподходящие люди принимают решения. | 43.Менеджеры профессионально слабы и не готовы бороться и [: 44.Я не получаю достаточно обратной связи. I 45.Развиваются несоответствующие виды умений. I 46.Помощь не придет из других подразделений организации. ' 47.Существует сильное непонимание между нашей командой и 48.В этой организации вознаграждается слаженность работы в 49.Мы не уделяем достаточно внимания взаимоотношениям. 50. Мы не имеем ясного представления о том, что от нас ожи 51. Честность не является характерной чертой нашей команды. 52. Я не чувствую поддержки со стороны моих коллег. 53. Квалификация и информация распределены недостаточно хо 54. Имеются сильные личности, которые идут своим собственным 55. Чувство собственного достоинства не одобряется. 56. Нам следует уделять больше времени обсуждению методов 57. Менеджеры не принимают всерьез индивидуальное развитие. 58. Другие подразделения организации нас не понимают. 59. Нам не удается донести наше сообщение до внешнего мира.; 60.Люди в команде имеют хорошие связи с другими группами в I 61.Часто мы принимаем решения слишком быстро.? 62.Образ действий, при котором ценится личность, имеет мало; 63.Слишком много секретов. ■ 64.Конфликтов избегают. f 65.Разногласия разлагают..; 66. Приверженность к решениям низка. s? 67.Наши менеджеры полагают, что более строгий надзор ушуч- ■' 68. Слишком много запретов в нашей команде. > 69.Очевидно, что в другом подразделении имеются лучшие &оз- - 7О.Мы гратим много энергии на защиту наших границ. 71. Члены команды не понимают, чего от них ожидают. 72. Культура организации поощряет слаженную работу в команде. 73. Мы не уделяем достаточно внимания новым идеям. 74. Приоритеты не ясны. 75. Люди не вовлекаются в достаточной мере в принятие реше 76. Слишком много взаимных обвинений и упреков. 77. Нас не всегда выслушивают. 78. Мы не используем квалификацию, которую имеем. 79. Менеджеры полагают, что люди по своей сути ленивы. 80. Мы тратим много времени на то, чтобы делать, и не уделяем 81. Индивидуальный рост не поощряется. 82. Мы не стараемся понять точку зрения других команд. 83. Нам не удается выслушать наших клиентов. 84. Команда работает в соответствии с целями организации. 4 — безусловно «Да», 2 — скорее «Нет», чем «Да» пожалуй, *Да» 1 — пожалуй, «Нет», 3 — скорее «Да», чем «Нет» безусловно «Нет» Подсчитывается сумма баллов по столбцам Бланк для заполнения ~. ■? 1 * 1 I I I? 19. Т). Л~~ ~~13 14 15 Тб 17 18 19 20 21 22 23 24~~ ~~25 26 27 28 29 "30 Т\ 32 33 34 35 36~~
|
|
|