Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте




 

Игровая активность в игре дошкольника во многом определяет развитие у ребенка способности устанавливать эффективные взаимоотношения со сверстниками в группе, а в дальнейшем с началом школьного возраста - успешность вхождения ребёнка в социальные отношения [4].

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета - игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми, Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием игры, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Игра динамична там, где руководство направлено на ее поэтапное формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно - игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

Итак, сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр. Установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим повелением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в тoже время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определено или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности например, отдых или развлечение игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную пpoтивоположностъ - работу. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровни. Изучение развития ролевой игры интересно с разных точек зрения: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка [3].

Игра - есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - эго особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Усвоение ребенком функциональных связей и отношений между предметами осуществляется постепенно, и, соответственно, все более усложняется структура игровой деятельности.

Отечественная дошкольная педагогика накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности выделенные педагогами-исследователями носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развитии ролевой игры. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных [19].

Аркин Е.А. указывает на пять основных линий развития игры:

a) от малолюдных группировок ко все более многолюдным;

б) от неустойчивых группировок ко все более устойчивым;

в) от бессюжетных игр к сюжетным;

г) от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;

д) oт отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

П.А. Рудик в дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это:

) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей;

) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем под влиянием смысла независимо от игрушек;

) изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется.

П.А. Рудик указывает и на ряд психологических особенностей игры, вскрывая как бы второй, более глубокий слой развития. По этой связи отметим указание П.А. Рудика на развитие мотивов игры, которые в младшем возрасте носят процессуальный характер. По мысли П.А. Рудика, в этих несложных по своему содержанию играх смысл их для детей именно в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в этих играх главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении тойили другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли. Эти особенности, по мнению автора, являются существенными и определяют собой все другие. В описаниях П.А. Рудика имеется попытка связать появление новых симптомов с развитием мотивов, в частности с переходом от процессуальности к сюжетности, к выполнению роли, однако связь эта никак не объяснена. [39]

Д.В. Менджерицкая (1946) расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие сюжета, которое идет oт изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла; в-четвертых, появление в старшем возрасте плана хотя схематичного и неточного, подающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры; в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту [19].

Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. По данным Эльконина Д.Б. и Усовой Л.П., дети могут усвоить основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого действия взрослых к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни [41].

Многими исследователями доказано, что и игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом - этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности. При этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества.

Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком и реальных отношений детей, как партнеров по совместной деятельности. В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, определяется ряд направлении.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место в значительной мере и сейчас. Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют [10].

Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят, даже малыши - дошкольники, такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.

Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор (воспитатель) получает возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему. каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе [17].

Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершении игры: организуем беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Тем не менее, предпосылки становления перовой деятельности можно наблюдать в младшем дошкольном возрасте. Теория игры в плане выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др. [3,10, 41].

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.

«Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.» [4].

В дошкольном возрасте этой идеальном формой становиться мир взрослых людей. Как утверждает Д.Б. Эльконин: «Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений». [41].

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, потому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, - это сюжетно - ролевая игра.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, который никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят; моделирующий характер. «Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки» [23].

По мнению Д.Б. Эльконина, у ребенка имеется тенденция активно входить в жизнь. На почве этой тенденции и возникает игра. Единицей, центральным моментом игры является роль, которую берет на себя ребенок. Самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. [41]

Игровые действия - это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета па другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ, если нет товарищи, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий [39].

В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий, Итак, игра, как утверждает Д.Б. Эльконин, - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.

В.М Астапов выделяет следующие компоненты сюжетно-ролевой игры: содержание, роли, игровые действия, игровые компоненты и отношение к партнеру. [1]

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми. В их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям. И игре между детьми складываются два плана отношений: ролевые отношения и отношения товарищеские (как партнеров по игре). Последние проявляются в договоре играть, в обсуждении замысла и его реализации, в помощи и сотрудничестве, в разрешении трудностей, возникших по ходу игры и т.д.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, ребенок, реализуя тенденцию активного вхождения в жизнь, в игре берет на себя различные роли. Роль является единицей, центральным моментом игры. Ребенок, взяв на себя роль взрослого человека, воспроизводит его деятельность обобщенно, в символическом виде. [41]

Роли выделяются детьми по ходу развития игры, на них строятся взаимоотношения, дети строго следят за их соблюдением в игре. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка и др.), или воспитательные (няня, воспитатель в детском саду).

Следующий компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так как требуют правила, В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий в сюжетно - ролевой игре дает возможность смоделировать систему отношений между людьми [41].

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Во взаимоотношениях детей в игре формируется и закрепляется вся гамма поведенческих реакций и эмоций, сопровождающая межличностные взаимоотношения. В игре происходит рождение смыслов человеческих действии, а смысл человеческих действий, в свою очередь, рождается из отношения к другому человеку.

Большое значение в успешности освоения ребенком смыслового и качественного содержания человеческих действий в ходе игры имеет его активность в игре, - качественные и количественные характеристики взаимодействия ребенка-дошкольника с партнерами но игре, исходящие из его собственной инициативы.

В, М. Астапов характеризует игpoвую активность как меру взаимодействия субъекта игровой деятельности, т.е. ребенка с партнерами по игре, исходящего из его собственной инициативы. Он предлагаем следующие характеристики детей с высокой и низкой активностью в сюжетно-ролевой игре [1].

Высокоактивный ребенок включается в обсуждение замысла игры, учитывает точку зрения партнера, достигая при этом общего решения. Перед игрой дети намечают общин план, во время игры ребенок может включать в нее новые идеи и образы. Принимает активное участие в совместном построении и творческом развитии сюжета игры. Роль ребенком осознает, сохраняется на протяжении всей игры, при этом воспроизводятся им индивидуальные особенности, характерные для конкретного человека. Роль выбирается и реализуется в соответствии с полом. Игровые действия ребенка побуждаются образом изображаемого персонажа. Ребенок осознает, что соблюдение правил является условием реализации роли. Свои действия он координирует с действиями партнера.

Ребёнок с низкой игровой активностью принимает готовый замысел игры, либо в игре разыгрывает отдельные фрагменты без соблюдения последовательности, при этом воспроизводится лишь внешняя сторона человеческих действий. При распределении ролей он пассивен, вследствие чего получает в основном второстепенные роли. Роль часто не осознается, не оценивается качество ее выполнения. Игровые действия возникают под влиянием наличной ситуации. Правила игры не соблюдаются, ребенок действует только как хочется ему самому в соответствии с индивидуальным замыслом.

Являясь субъектом игровой деятельности, ребенок выступает вместе с тем и как субъект собственной активности. Ребенок сам строит тактику поведения в игре с товарищами. Активность, исходящая из его инициативы, проявляется в поведении, в осуществлении тех или иных характеристик сюжетно-ролевой игры, например, в выборе роли, осуществлении замысла игры и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...