Организация эмпирического исследования
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и навыков. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в игре аномального ребенка всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и oтличается от простого предметного манипулирования. Игровое поведение таких детей указывает на трудности, или наоборот, легкость создания ими воображаемой ситуации. Таким образом, представляется интересным провести массовую диагностику развития и особенностей игровой деятельности у детей с ЗПР. . Наблюдение за игровой деятельностью детей по методике В.М. Астапова [1] Диагностика проходит следующим образом. Необходимо анализировала игру, сохраняя позицию стороннего наблюдателя. Невмешательство взрослого в детскую игру позволило увидеть картину детских взаимоотношений без искажения. В этом случае характер протекания игры определяется только собственной активностью детей, что оправдывает выбор данною метода исследования. Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней - высокому, среднему, низкому. Уровень активности детей в сюжетно-ролевой игре оценивается на основе количественных (балльных) показателей: от 0 до 10 баллов, где 0 баллов является показателем низкой игровой активности ребенка. 10 баллов-высокая игровая активность.
Для снижения субъективизма наблюдения использовался метод экспертных оценок. . Методика «Изучение игровых предпочтений» Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы для беседы. Проведение исследования. Индивидуально беседуют с детьми 2-7 лет по вопросам: . Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему? . В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть? . Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх? . Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаше всего бываешь в играх и почему? . Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть? . Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл? . С кем ты чаще всего играешь и почему? В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений. Обработка данных. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками. . Методика «Последовательные картинки» Цели исследования Изучение способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Оборудование. Рисунок из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям. Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений. Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа. Обработка результатов. Картинки разложены по порядку с первого раза-3 балла. Картинки разложены правильно, ноне с первого раза, потребовалось дополнительная стимулирующая и организующая помощь-2 балла. При раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена-1 балл. При раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребенок ее не видит-0,5 балла. Ребенок не понял задания-0 баллов. Рассказ составлен правильно с первого раза-3 балла. При составлении рассказа ребенок затруднялся в выборе слов, но смог найти слова, используя наводящие вопросы-2 балла. Рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий - 0,5 балла. Не понял задания-0 баллов. . Пробы на понимание речи Цель. Определение способности понимания логико-грамматических конструкций. Стимульный материал: сюжетные картинки. Инструкция. «Покажи картинки». Ход выполнения. Ребенку предлагают рассмотреть картинки и выбрать подходящие по инструкции. Обработка результатов. За каждое правильно выполненное задание выставляются баллы. Правильно соотнес картинку с первого повторения фразы-2 балла; Правильно соотнес картинку после однократного повторения- 1 балл. Ошибки в понимании конструкции, многократная необходимость повторения - 1,5 балла. Хаотичное манипулирование картинками, возможно, не понял задание - 0 балла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|