Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологическая и теоретическая база исследования




Кафедра литературы и журналистики

Выпускная квалификационная работа

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ В СИСТЕМЕ ЮГОРСКИХ СМИ

(на примере веб-сайтов ugrainform. ru и ugra. info)

 


Содержание

 

Введение

Глава I. Особенности развития и основные понятия онлайновой журналистики

1.1 История развития онлайновой журналистики России

Характеристика современного состояния онлайновой журналистики России

Принципы создания сетевых изданий

Глава II. Характер, форма и содержание онлайновых сетевых изданий Югры(на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info

Заключение

Список использованных источников и литературы


ВВЕДЕНИЕ

онлайновая журналистика конкурентоспособность интернет

В настоящее время мы являемся свидетелями рождения нового вида средств массовой информации - онлайновых медиа, средой распространения которых стала всемирная компьютерная сеть Интернет.

С каждым годом в мире растет число онлайновых медиа-изданий, как электронных версий уже существующих газет и журналов, так и сетевых периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Создают странички в Интернете и ведут Интернет-вещание также телевизионные компании и радиостанции, возникают сетевые информационные и рекламные агентства.

Онлайновые издания это, прежде всего именно медиа-издания, рассчитанные на интерактивный (в режиме он- или оффлайн) обмен информацией между всеми их читателями, которых в данном случае уместнее было бы назвать сотворцами, создателями, сочинителями журналистского продукта, ведущего самостоятельную оцифрованную жизнь в бездонных недрах Интернета. Поэтому сетевые технологии позволяют потребителю искать и находить то, что ему нужно, а также производить ретроспективный поиск в первоисточниках.

Под руководством правительства РФ идет развитие информационного общества в нашей стране, вот как сам президент комментирует данную проблему: "Мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета" - Д.А. Медведев (из выступления 12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества).

В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 был образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

Совет формирует предложения по развитию информационного общества и определяет ключевые меры и механизмы, включая государственную поддержку, необходимые для решения этой проблемы, а также проводит экспертизу законопроектов по этим вопросам.

Всю отечественную сетевую периодику, вообще говоря, можно условно разбить на два основных потока: издания, зародившиеся в самом киберпространстве и ведущие в этом пространстве самостоятельную виртуальную жизнь, и Интернет-версии обычных газет и журналов, в той или иной мере дублирующие своих бумажных братьев-близнецов. Хотя кое в чем последние и отличаются от них, по крайней мере, использованием гипертекстового режима, без которого просмотр электронной прессы был бы невозможным.

Несмотря на специфику деятельности, (о ней более подробно будет изложено в ходе работы), неизменным остается результат деятельности, который сегодня ретранслируется в коммуникационном пространстве. Этот результат (в каком бы виде не был бы подан) имеет общие для всей журналистики черты:

-     отражает мир социальной реальности и творческое «я» журналиста;

-     несет на себе отпечаток источника информации;

-     создается с учетом того или иного канала коммуникации;

подчиняется профессиональным критериям, выработанным профессиональным журналистским сообществом.

Поскольку онлайновая журналистика представляет собой сравнительно недавно появившееся явление, исследования, непосредственно затрагивающие эту тему, стали появляться только в последнее время. В этих работах рассматриваются отдельные аспекты журналистской деятельности при использовании Интернета и других сетевых ресурсов; исследуются особенности российского рынка сетевых СМИ; выделяются особенности сетевых медиа; предпринимаются шаги по классификации новых сетевых медиа; анализируется материально-техническая база и информационная инфраструктура сетевой журналистики и др.

Интересную, на наш взгляд, классификацию новых российских медиа в Интернете предлагает М. М. Лукина выделяющая три типа сетевых СМИ: «клоны», «гибриды» и «оригиналы». Первопроходцами Интернета стали именно «клоны» электронные версии традиционных СМИ, дублировавшие печатный вариант. Подобные «клоны» вряд ли могут считаться классическими или чистыми сетевыми СМИ, представляя старый тип контента на новом носителе. В качестве примера можно привести «Известия», «Общую газету», «Независимую газету» и массу других традиционных изданий.

«Гибриды», т.е. более «продвинутое» Интернет-СМИ, использующее в качестве первоосновы старое СМИ, его информационный потенциал и кадровые ресурсы, однако находящееся в своеобразном «самостоятельном плавании», обновляются более регулярно. Они оперативны и отличны от своих прародителей, хотя связи с их контентом не теряют. Примеры сайтов телекомпаний НТВ или РТР подчеркивают взаимовыгодный симбиоз традиционного и нового СМИ.

Наконец, «оригинальные СМИ» - это не имеющие аналогов сетевые медиа, созданные только в Интернете и для Интернета, использующие специфику Сети для производства, распространения и хранения новостей (Лента.Ру, Газета.Ру, Страна.Ру и др.). Это новый тип медиа.

Приведенная здесь классификация для нас интересна тем, что она дает возможность сделать важный вывод для дальнейшего раскрытия настоящей работы: онлайновая журналистика - продукт конвергенции слова и картинки, печатного и визуального типа контента, прежнего стиля изложения и повышенной оперативности в обновлении новостей.

Важными для понимания и раскрытия путей становления и перспектив развития онлайновой журналистики являются труды К. К. Колина в области социальной информатики. Именно это направление все больше привлекает к себе внимание специалистов, в той или иной степени связанных с проблемами информатизации российского общества. Причина в том, что процесс информатизации общества и, в том числе развития новых сетевых технологий, который в ряде случаев все еще рассматривается как чисто технологический, по своей сущности является также и глубоко социальным процессом. Поэтому нам представляется удачным и определение А. Ракитова, который предложил квалифицировать глобальный процесс информатизации общества как социотехнологическую революцию, подчеркивая комплексный социально-технологический характер этого процесса.

Анализ перечисленных исследований позволят сделать определенный вывод: в зарубежной и отечественной литературе накоплен достаточно большой и интересный материал, раскрывающий отдельные аспекты появления и функционирования новых масс-медиа, в том числе и сетевых онлайновых изданий. Однако до сего времени малоизученной остается региональный компонент интернет изданий, в частности он-лайн журналистики Югры, мы попытались проанализировать и классифицировать подобные издания на примере Югры, а также провести сравнительный анализ с их лучшими зарубежными, Федеральными аналогами.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа возможностей, а также технологических и социальных факторов, изучить развитие онлайновой журналистики в Югре, определить место в системе СМИ региона, выявить тенденции ее развития, перспективы, а также условия становления новой профессии - онлайнового журналиста.

Цель работы выявила следующие задачи:

-     определить роль и место сетевых изданий в ходе построения информационного общества и информационного пространства России;

-     выявить особенности развития онлайновой журналистики в Югре;

-     проанализировать социальные факторы, детерминирующие развитие онлайновой журналистики на этапе построения информационного общества;

-     обозначить для журналистов профессиональные ориентиры, связанные с перспективой дальнейшего развития онлайновой журналистики.

выявить факторы повышения конкурентоспособности инетернет - изданий;

качественных особенностей онлайн-журналистики, их эффективности. Именно названные факторы обусловили актуальность данной работы.

Объект исследования - интернет-издания Югры (на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info).

Предмет исследования - контент исследуемых ресурсов Интернета.

В работе использованы способы сравнительного, хронологического и структурного анализа. Привлекался также метод социологического контент-анализа для изучения отношения пользователей интернета Югры к местным веб-изданиям.

Методологическая и теоретическая база исследования

Методологическую основу исследования составляют базовые идеи формирования нового информационного общества и информационного пространства России, необходимости функционального обновления современных СМИ, пересмотра сложившихся представлений в этой области в соответствии с новыми реалиями мирового прогресса.

Теоретической базой работы явились основополагающие труды по теории журналистики, средств массовой информации, типологии прессы, информатики, исследованиям в Интернете, менеджменту. Для решения поставленных задач были использованы широко применяемые в журналистской практике такие методы, как анализ текстов и гипертекстов, полученных по Интернету, а также электронных версий изданий, выборочное (пилотажное) обследование аудиторий.

Среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы А. А. Грабельникова, Б. И. Есина, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилова, И. В. Кузнецова, и др.

В рамках настоящего исследования были изучены также труды по интернет-журналистике Джазояна А.Е., Кохановой Л.А., Калмыкова A.A., Колина К., М.В.Горбаневского, Рэддика Р., Кинга Э., Скотта Э., Лукиной M. М., и др.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы при совершенствовании коммуникационной политики в области журналистики, разработке мероприятий по адаптации новых масс-медиа в системе средств массовой информации и формирующегося информационного пространства, развития процесса подготовки специалистов, сочетающих профессиональный журналистский подход к источникам информации с навыками работы в телекоммуникационных сетях. Материалы работы могут представить определенный интерес для преподавателей, научных работников, а также для студентов факультетов и отделений журналистики российских вузов при изучении курсов по телекоммуникационным информационным технологиям, дизайну и менеджменту электронных онлайновых изданий. В электронной версии газеты "В центре событий" на сайте in-news.ru вышли материалы автора работы - интервью посвященное открытию на Бажова,17 книжного фонда для инвалидов по зрению, заметки «С думой о России», «Дорожная литература»,«Тифлочитатель - 2010»,«У инвалида есть выбор?», опрос посвященный назначению на пост губернатора Югры Натальи Комаровой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). К сожалению, в данном интернет-издании не предусмотрено функции комментирования статей, поэтому автор не смог узнать реакции посетителей на данные материалы.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография и приложения исследования дают представление о теоретической и экспериментальной базе.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...