Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития онлайновой журналистики России




 

Оживление на рынке масс-медиа, вызванное ростом популярности Интернета, не обошло стороной естественно и Россию, поставившей своей целью построение информационного общества.

Уже в начале 90-х годов несколько федеральных печатных изданий стартовали в Сети. Чуть позже появились и так называемые "он-лайн-СМИ".

Следует отдать должное владельцам газет, первыми открывшим свои электронные представительства. Они знали (или очень скоро поняли), что Интернет это не волшебная палочка для клонирования реальных денег в виртуальном мире, а очередное повышение цен на производство информации (как при переходе к компьютерной верстке). В штатном расписании редакций федеральных изданий появились должности веб- редакторов и веб-мастеров. Зато любимые газеты и журналы с той поры стали доступны в любой точке мира. Электронные версии усилили раскрученные бренды, сделали издания "роднее", аудиторию моложе.

Одновременно появились предприимчивые новаторы, решившие быстро заработать, используя некомпетентность чиновников и владельцев капиталов. Сначала они породили новое явление - онлайновое СМИ, а потом распространили миф о том, что "кибер-газеты" способны приносить дивиденды.

Организовать онлайновые СМИ легко. Арендуется офис на несколько рабочих мест, покупается подписка на новостные ленты "Интерфакса", ИТАР-ТАСС и "РИА-Новости", перебиваются наиболее значимые новости, а веб-мастера в три смены переводят их на сайт. После определенной раскрутки этой "газеты" домен вместе с брендом и персоналом продается инвестору. При этом верхом мечтаний о "виртуальной тиражности" онлайновых газет следует, вероятно, считать цифры 70-90 тысяч, которые достигнуты самыми популярными в России ресурсами. Однако если бы такой тираж (печатный) имела федеральная газета, то это ставило бы под сомнение целесообразность ее существования.

Возникает вопрос: а смогут ли сетевые СМИ вообще когда-нибудь стать окупаемыми? В принципе - да, но для этого большая часть населения должна не только приобщиться к сети, но и предпочитать новости с монитора, нежели чтение газет.

Далее. Львиная доля заходов на такие онлайновые ленты - заслуга отнюдь не рядовых потребителей информации (из числа тех, кто мог бы "нуждаться в идеологическом воздействии"), а таких же журналистов - представителей СМИ всех калибров, бродящих по сети в поисках бесплатного материала.

Есть еще и зарубежный сегмент аудитории. Именно поэтому на заре своей молодости Интернет чаще сравнивался именно с телевидением. И не только из-за преувеличенного значения онлайновых СМИ на волне взрывного роста этой отрасли. Ключевые факторы здесь - оперативность и географическая широта покрытия. Интернет-ТВ имеет колоссальные перспективы, не сравнимые ни с виртуальными лентами, ни с онлайновыми версиями газет. С ним не придется дожидаться времени новостей. Однако онлайновое ТВ дорого и трудоемко. Поэтому, на наш взгляд, форма подачи информации в Интернете в ближайшие годы вряд ли принципиально изменится, разве что информационная база станет мощнее и визуально насыщеннее. Именно таких изменений - скорее, "количественных", чем качественных - следует ждать от активизации сайтов традиционных СМИ. Успех их работы в принципе зависит от "качества интеграции с работой "оффлайновых" журналистов. А у последних, как мы знаем, кроме устоявшихся десятилетиями традиций и механизмов, на руках имеется уже созданная материально-техническая база, уже заключенные договоры с информационными агентствами и известная аудитория.

До 1995 года Интернета как такового в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития Интернета в России не позволял назвать сайты в Интернете средствами массовой информации.

Евгений Горный в своей «Летописи русского Интернета: 1990-1999» приводит такую хронологию:

«Ноябрь 1993. Начало проекта Demos Online. В сентябре следующего года у «Демоса», который в дальнейшем становится одним из крупнейших российских провайдеров, появляются первые пользователи».

Ни о какой массовости речи не идет, первые пользователи - это пионеры. Их буквально единицы.

«Ноябрь 1994. Появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека, будущая Библиотека Мошкова. По состоянию на 1 марта 2000 года эта библиотека содержала уже около 25 000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядки превосходит аналогичные западные проекты».

Так исторически сложилось, что первую и по сей день самую крупную библиотеку в сети основал не гуманитарий, а программист. Ситуация довольно характерная: люди негуманитарных профессий сыграли на начальном этапе развития онлайновая журналистики в России огромную роль.

В 1995 году зреет почва для онлайновой журналистики. 10 октября открывается «РОМАН» - первый интерактивный литературный проект, если не считать «Буриме» (первая русскоязычная игра в Интернете, а также первая полностью интерактивная страница в русской сети, февраль месяц). «РОМАН» был также первым опытом сетевой прозаической литературы (сетературы). Создатели: Роман Лейбов (Эстония) - концепция и исходный текст, Леонид Делицын и Дмитрий Манин (США) - программирование. В октябре-декабре - «Россия: выборы-95»: в сети публикуется информация о ходе выборов в реальном времени.

год характерен началом выпуска авторских проектов. Авторский проект - это посещаемый сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества.

На западе проблем с признанием Интернета как средства массовой информации не было. Признание произошло практически сразу, как только Интернет перестал быть вещью для избранных и начал становиться массовым феноменом, то есть, начиная с 1995-1996 годов: а именно, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры для «простых» пользователей.

Мы не можем в 100 процентах случаев назвать Интернет средством массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно, и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от ситуации. Интернет - это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в Интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид «...-to-many», то есть направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в Интернете довольно часты, но основная проблема признания Интернета масс-медиа заключалось в том, что не всегда коммуникационная модель имеет вид «... -to-many».

Если существуют онлайновые СМИ, то существует и такое понятие, как онлайновая журналистика, по аналогии с печатной журналистикой или радиожурналистикой. Онлайновая журналистика - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через Интернет, как среду массовой коммуникации.

Новостные сайты эксплуатируют быстрый цикл производства и воспроизведения информации в Интернете. Благодаря независимости от местоположения, новостные сайты собирают аудиторию со всех концов мира, впрочем, это свойство характерно вообще для всех сайтов.

-1998 года характерны бумом Интернет-обозрений. У первых обозревателей появилась огромное количество подражателей, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка, а «на слуху» находятся вообще единицы.

Возникновения бума обозрений понятно: каждый хочет быть знаменитым, а тут появилась идея веб-обзоров, растиражировать которую не представляло никакого труда: писать такие обзоры может (казалось бы) каждый, имеющий компьютер, подключенный к сети. И почти каждый начал писать. Однако появились проблемы, характерные для «плохих» (неудачных) авторских проектов: как писать, о чем писать и зачем писать, то есть то, что составляет основу творческой деятельности любого журналиста.

Проблема со стилем решалась просто: неформальный, местами развязный и кишащий жаргонизмами стиль письма проходил «на ура»стиль: чтение в сети из-за его интерактивности и доступности более похоже на общение, чем на простое чтение. К тому же авторские проекты не были рассчитаны на большую аудиторию. И какой маргинальный не был бы язык проекта, все равно вокруг него сформируется небольшая аудитория, считающая этот язык своим.

О чем писать - уже сложнее. Авторы «плохих» проектов или не понимают или не хотят понимать, что важен не только авторский стиль подачи информации, но и сама информация, которая должна быть интересной для читателя, то есть, как минимум, новой. Многие «мелкие» веб-обозреватели грешили тем, что перепечатывали ссылки у своих более известных коллег. Если в печатной журналистике перепечатки имеют право на существование, потому что читатель не в состоянии охватить все газеты, то в Интернете читателю никто не запрещает читать сначала несколько крупных источников, а уже потом переходить к мелким. В результате, зайдя на «плохой» проект и увидев там уже известную информацию и ссылки на уже посещенные сайты, читатель просто выключит компьютер.

Авторская позиция должна быть интересной и обоснованной, при этом, даже если читательская позиция не будет совпадать с авторской, всегда интересно прочитать грамотное обоснование позиции. Читателям интересно авторское «я» только через призму информации, интересен комментарий к событию, через который можно угадать авторское отношение. К сожалению, многие авторы ставили свое «Я» на первое место, предпочитая писать о себе, прежде всего.

Аудитории не интересна личность автора с позиций обыденной жизни, заметки о каких-то чужих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение, личность автора интересна только через призму его отношения к значимым для аудитории событиям. «Незыблемое правило журналистики - добиться такого уровня четкости и конкретности материала, который был бы в состоянии обеспечить адекватную передачу сообщения... без искажения идеи, без семантических и психоэстетических деформаций, без потери даже самых незначительных оценочных нюансов» - все это в основном терялось в подобного рода проектах.

Тем не менее, в развитии онлайновой журналистики выделяется этап, который привел к созданию первой онлайновой газеты, не имевшей бумажного аналога. Речь идет о создании авторского обозрения сети, впитавшего в себя все лучшее, что, как мы отметили выше, не хватало другим обозрениям. Это самое первое ежедневное русскоязычное веб- обозрение «Вечерний Интернет» Антона Носика, выходившее на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 года ежедневно, затем с перерывами, вплоть до 25 апреля 1999.

«А. Носик не просто обозревал, он еще и анализировал. «Давно и не нами замечено, что каждый день писать заметки легче, чем один раз в три недели. При ежедневном режиме выпусков можно уследить за всеми событиями, и не надо потом судорожно собирать по крупицам воспоминания о забытом, полузабытом, упущенном...».

Следует сказать, что благодаря «ВИ» А.Носик получил то, что называют «интеллектуальным успехом» и был признан одним из ведущих специалистов в Рунет. «ВИ» вместил в себя важнейшие качества сетевой журналистики - оперативность и релевантность и тем самым подготовил почву для создания первой ежедневной интернетовской газеты.

марта 1999 года выходит в свет ежедневная Интернет-газета Gazeta.ru. В создании этого проекта принимали участие «звезды» Рунета: главный редактор - Антон Носик, дизайн сайта - Артемий Лебедев, программирование - Максим Мошков. Антон Носик рассказывает об истории создания «Газеты.ру»:

«Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в области Интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики. Проект ежедневной Интернет-газеты он провел по РR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту несущественными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самый крупный вклад в русской контент за всю его недолгую историю. Особенно с учетом недавно прошедшего кризиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказались в трудном материальном положении». Так возникла «Газета.Ру» (www.gazeta.ru <http://www.gazeta.ru>) - первая русская ежедневная Интернет-газета, не имевшая бумажного аналога».

Первое онлайновое издание представляло собой набор авторских рубрик, вели которые известные тогда сетевые деятели: Норвежский Лесной, Роман Лейбов, Дмитрий Турецкий, Александр Гагин, и прочие. «Газета.Ру» очень быстро стала популярна: редко найдешь издание, объединяющее такое количество известных авторов. Тем не менее, продолжалось это недолго: заказчик, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах:

сентября 1999 года стартовала новая, «бородулинская» версия «Газеты.Ру», по многим параметрам принципиально отличающаяся от своей предшественницы (архив которой сохранился по адресу gazeta.msk.ru). Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы, с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др. Жанр получившегося издания можно определить как «КоммерсантЪ- Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в прежней «Газете.Ру», но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская онлайновая газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы».

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована, и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты:

Опыт, накопленный за 10 месяцев работы над «экспериментальным» онлайновым СМИ, был употреблен на создание сразу двух параллельных проектов, знаменовавших начало узкой специализации в Интернет- периодике. Если прежняя «Газета.Ру» объединяла под одной «обложкой» оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью с комментариями аналитиков, то на ее месте возникли по отдельности новостная лента (так и названная - «Лента.Ру») и ежедневная газета «Вести.Ру». Перед «Лентой» ставились простые и понятные задачи: завоевание максимальной аудитории в сжатые сроки с параллельным выстраиванием эксклюзивной -рекламной площадки, позволяющей ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора.

Наряду с «Вестями.Ру» осенью 1999 года в Рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех «Газеты.Ру», воспроизведя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Начался бум «Интернет-СМИ», как в свое время начался бум веб- обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в Интернет пошли значительные суммы инвестиций. Популярной схемой получения прибыли стало быстрое создание и раскрутка Интернет-СМИ с последующей его продажей.

Производство информационного продукта в Сети набирало высокие темпы (с появлением в 1999-2000 годах) множества Интернет-СМИ.

Наступила новая эра «оn-line»-журналистики: создание Интернет-СМИ стало экономическим предприятием.

«Время одиночек прошло». Но процесс коммерциализации сделал свое дело: создатели авторских проектов как специалисты были востребованы для создания Интернет-СМИ.

Однако в дальнейшем развитии сетевых СМИ наступил период, который, по выражению М. Литвинович, следует назвать «кризисом вторичности». Причин такого кризиса, по нашему мнению, несколько. Главная же причина заключалась в том, что большинство Интернет-СМИ строятся по одинаковой модели, что в первую очередь можно объяснить нехваткой (правильнее на сегодняшний день сказать отсутствием) специалистов в области сетевых технологий, вооруженных знаниями специфики сетевой электронной деятельности и основами журналистского мастерства. Поэтому технология создания «современного и динамичного новостного сайта» довольно проста: «нужно взять на небольшую ставку двух-трех людей, подписаться, например, на Интерфакс. Затем вменить в обязанность этих людей следить за агентством, мониторить пару телеканалов и радиостанций, переписывать новости человеческим языком, «пришлепывать» к новостям картинку из яндекса и выкладывать на сайт. Все».

Появившиеся онлайновые СМИ представляли собой информационный конвейер и были востребованы потому, что в некоторых случаях были удобней телевизора: во-первых, из-за большей оперативности, во-вторых - часто из-за большей доступности.

Вторая причина кризиса вторичности обнаружилась в остром дефиците авторского материала. Антон Носик 30 июня 2000 года возобновляет «Вечерний Интернет». В развитии онлайновой журналистики такой поворот можно считать значимым явлением. Он пишет: «На сегодняшний день структура, демография, конъюнктура рынка и инвестиционная ситуация в русском Интернете привели к тому, что все сколько-нибудь заметные ресурсы в нем предельно обезличены. Если еще год назад я мог все свои представления, мысли и взгляды выразить через форму и содержание «Газеты.Ру», то сегодня все те проекты, в которых я являюсь менеджером или шеф-редактором, являются продуктом коллективного руководства дюжины людей, чьи взгляды на жизнь и представления о должном весьма отличаются от моих собственных. Разумеется, мы всегда можем найти между собой цивилизованный компромисс, иначе никакое сотрудничество не было бы возможно. Однако потребность в той площадке, где я мог бы выразить свое сугубо личное, особое мнение, не совпадающее со взглядами моих коллег и инвесторов, ощущается с каждым днем все острей. И площадкой такой не могут служить ни «Лента.Ру», ни «Вести.Ру», ни проекты МеМоНета. Отсюда - решение возродить «Вечерний Интернет».

Таким образом, смысл возрождаемого ныне «Вечернего Интернета» - не в обозрении сайтов и программ, не в завоевании массовой аудитории, ищущей подсказок в своих веб-странствиях, не в капитализации и не в рекламных доходах, а просто в возможности для меня лично выразить собственное мнение о тех событиях и процессах, которые происходят сегодня в РУНЕТе. Полагаю, найдется читатель, которому это мнение будет достаточно интересно».

Кстати, вторичность не является недостатком, свойственным исключительно сетевой журналистике. Это неспособность многих изданий (как электронных, так и бумажных) к самостоятельным оценкам, отсутствие прямого доступа к информации и невозможность влиять на формирование повестки дня.

Традиционная журналистика пыталась придти в Интернет несколько раз, начиная с 1995 года. Это было вызвано, прежде всего, кризисом традиционных СМИ, вызванным прогрессом коммуникаций. Сегодня там, где могли бы появиться бумажные газеты и журналы, появляются просто сайты. По отношению к электронным СМИ (телевидение, радио) задача поиска и извлечения ретроспективной информации вообще не ставилась: они служили только источниками новостей и средствами для времяпрепровождения. В принципе электронные СМИ могут быть источниками сведений, удовлетворяющих конкретные информационные потребности, но они не способны быть постоянно востребуемыми источниками такой информации. Тем более не могут быть средствами поиска. Появление компьютерных сетей породило влияние онлайновых СМИ на традиционное телевидение. Телевизионные станции обращаются к сетевым проектам. Но смотреть обычное телевидение на компьютере теряет смысл из-за высокой стоимости цифрового канала связи, способного пропустить ТВ-сигнал без помех.

На самом деле «выложить» информацию в Интернете, реально означает необходимость кардинально изменить ее структуру. Означает сделать ее максимально интерактивной. Означает дать ей то, чего нет в оффлайновом издании. Архива. Поиска. Средства взаимодействия с читателями.

Эти «издания» были не востребованы по следующим причинам:

. Полное игнорирование специфики гипертекста. Рассмотрим телевизионный текст и газетный. Телевизионный - предельно простой, оптимизированный для восприятия «на слух»: короткие предложения, простые синтаксические конструкции. Этот же текст, помещенный в газету, смотрелся бы странно: чрезмерно «примитивно». Та же ситуация наблюдается, если мы сравним текст и гипертекст. В газете можно написать «Как мы писали в выпуске за 31 октября», в сети просто так написать недопустимо: обязательно дать ссылку на выпуск «за 31 октября». Кроме того, гипертекст представляет уникальную возможность связывать материалы, давая так называемые «ссылки по теме», которые позволяют читателю проследить всю историю развития того или иного события. При создании электронной версии обычного средства массовой информации эта возможность почти всегда игнорировалась.

. Использование «примитивных» технологий и отсутствие автоматизации. Под «примитивными» технологиями мы понимаем WYSIWYG-редакторы, предназначенные для быстрого создания нескольких HTML-документов человеком, владеющим компьютером «на уровне пользователя». Для обработки большого количества документов такой редактор крайне непродуктивен: каждый документ обрабатывается вручную. Двойственная ситуация: для подготовки печатного текста используются современные системы публикаций, а для последующего перевода этого текста в HTML- примитивные редакторы.

Из-за этих причин развитие электронных версий обычно проходило по следующей схеме: создавался сайт, на который выкладывалось несколько номеров издания. Ни архив, ни поиск не работали. Электронные версии не пользовались популярностью и довольно скоро переставали обновляться.

Ситуация стала улучшаться только после того, как появились чисто онлайновые СМИ, полностью использующие особенности Интернета, появились автоматизированные системы публикаций, системы управления контентом, а уже потом используя этот опыт удалось создать работающие версии оффлайновых СМИ.

Как пример такой версии сайт ntv.ru, предлагающий, наряду с оперативной новостной информацией, кадры и видеосюжеты телекомпании НТВ - первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полноценную мультимедийность при подаче информации. В 1998-99 годах для такого проекта на русском рынке попросту не было места: абсолютное большинство пользователей Рунета не имело технической возможности загрузки по сети и просматривать сколько-нибудь значительные объемы графики или видео.

Но к осени 2000 года, когда сервер «НТВ.Ру» был впервые представлен публике, в Рунете уже насчитывалось достаточное количество читателей, могущих и желающих получать полноценно иллюстрированные новости. В результате к весне 2001 года проект «НТВ.Ру» прочно «прописался» в тройке наиболее посещаемых новостных Интернет-ресурсов.

В идеале, по нашему мнению, создание Интернет-версий обычных изданий должно происходить по схеме: один источник информации - две редакции. Одна редакция - «обычная», вторая - специализированная Интернет-редакция, которая готовит полученную информацию для Сети и занимается именно деятельностью Интернет-версии. Так, например, сделано в CNN, где существует специальное отделение, которое называется CNN Interactive и занимается созданием трех сайтов: собственно CNN.com,

CNNfn.com и AllPolitics.com. Последний делается совместно с журналом Time. В проекте CNN Interactive занято порядка 470 человек, из которых около 60 процентов редакторский отдел. На сегодня сайт CNN содержит более 6 ООО ООО ООО страниц и обновляется 150-200 раз в сутки.

По сути, хорошо сделанная электронная версия издания, это отдельное издание, со своей экономической стратегий, со своим бюджетом. Но ему не надо тратить деньги на создание информационного продукта. Он уже есть, его нужно просто оптимизировать для представления в Сети. «Грамотно» сделанная электронная версия предоставляет пользователю отличные от печатной версии способы оперирования информацией, зачастую более удобные.

Таким образом, новостные сайты эксплуатируют быстрый цикл производства и воспроизведения информации в Интернете, поэтому необходимы, когда нужно быстро узнать свежие новости.

Электронные версии обычных изданий эксплуатируют автоматизацию, поэтому хороши тем, что предоставляют пользователю различные сервисы, которыми не обладают «нормальные версии» (удобный архив, поиск, подписка по электронной почте).

И те, и другие в той или иной мере интерактивны: на них существуют форумы, в которых посетители сайтов могут высказывать свое мнение. Однако реально это мнение не востребовано. Если это новостной сайт, то никого не интересует мнение отдельного человека на безлично изложенную новость. Если это электронная версия, то автор материала может отреагировать на отзыв, но только в форуме, потому что для реакции в электронной версии, эта реакция сначала должна пройти через печатную, что не так часто практикуется.

Получается, что электронная версия традиционного СМИ не совсем удобна для конечного автора, у него нет возможности установить диалог с аудиторией, электронная версия удобна для получения отзывов о работе редакции, вообще, и представляется более удобным аналогом читательской почты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...