Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран




Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16: 14, курсовая работа

Описание работы

В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, изобразив его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого " Дон Кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать " рыцарей", которым понятия " совести" и " чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и " портили" деревенских девушек.

Содержание

Введение 2
Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран. 4
Проблема чести и совести в русской литературе 19 века 8
Проблема совести в произведениях Ф. М. Достоевского 13
Проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 19
Честь и совесть. Русская ментальность 21
Заключение 27
Литература 28

Оглавление

Введение 2

Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран. 4

Проблема чести и совести в русской литературе 19 века 8

Проблема совести в произведениях Ф. М. Достоевского 13

Проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 19

Честь и совесть. Русская ментальность 21

Заключение 27

Литература 28

 

Введение

 

В сердца людские вселился беспредел:
Нет места правде, совести и чести
Добро, порядочность остались не удел
Мы в банке пауки, друг друга убиваем,

в жажде мести.

В томительном чередованье дней
Пишу я своей жизни повесть,
Что может в этом мире быть важней,
Наверное - добро, любовь и совесть.

Разлада совести не допущу
И краха цели ждать не буду,
И днём и ночью свою дорогу я ищу
Зачем и для чего рождён - не позабуду.

 

Эти строчки родились во мне после прочтения работ Лихачева, и, так как меня всегда волновала проблема чести и достоинства, я выбрала эту тему. В наше время очень важно понимать значимость чести и совести. Проблема затронутая в моей работе всегда была актуальной, а в наше время она стоит наиболее остро. Люди забывают о культуре, порядочности, теряют свое природное человеческое достоинство. В работе я опираюсь на труды Д. С. Лихачева, его замечательные идеи не утратили своей актуальности в наши дни. Дмитрий Сергеевич посвятил свою деятельность судьбе нашей страны. Он работал по данному вопросу на протяжении многих лет и его работы находят отклик в современной науке, и побуждают к развитию и появлению новизны в современных исследованиях. Цель моей работы состоит в том, чтобы доказать актуальность высказываний Дмитрия Сергеевича. Ведь честь и достоинство не пустые слова и необходимы для нравственного здоровья каждого человека. Моя задача состоит в том, чтобы на примерах литературных произведений провести параллель между высказываниями Дмитрия Сергеевича и звучанием данной проблемы в литературе. Объектом в моей работе являются такие нематериальные ценности как честь, достоинство и совесть. Субъектом вопросы чести и совести в произведениях литературы. В своей работе я использовала метод анализа художественных произведений, цитирование работы Д. С. Лихачева «И в добрый путь…». Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону. Стыд и честь - как платье, чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Что такое честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными. Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной.

 

Проблема чести и совести в литературных произведениях разных стран.

Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Честь, порядочность и совесть - корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса " Дон Кихот". Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и, конечно же, честь. Сложилось такое мнение, что понятия " рыцарь" и " честь" неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, изобразив его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого " Дон Кихота" приходилось, по меньшей мере, двадцать " рыцарей", которым понятия " совести" и " чести" были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и " портили" деревенских девушек. Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось представление о чести и совести. Чтобы проследить это время, я выбрала произведение Маргарет Митчелл " Унесенные ветром". В этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. Так на- пример, у южан, совесть - это убежденность в том, что является добром и злом. Читая сцены, происходящие на пикнике в " Двенадцати дубах", понимаешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходящее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Совесть - сознание нравственной ответственности за свое поведение. Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь - достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. Но ведь так оно и есть. Уважаются люди, борющиеся за свободу Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они обладают честью и совестью. Главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного опередили свою эпоху... Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описанная Теодором Драйзером в " Трилогии желания", и особенно в ее первой части " Финансист". Читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особенности Фрэнка Каупервуда, диктуются, прежде всего, своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью. Ведь не совесть же подсказала Фрэнку " ограбить" городское казначейство! Конечно, не все люди были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-таки воплощением Америки того времени. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были совсем иными. Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых произведений русской литературы " Судьба человека", написанного Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и совести. Именно честь и совесть помогли главному герою перенести весь ужас войны и выжить. Понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть - это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела. Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Такими были герои произведений М. А. Шолохова " Поднятая целина" Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их объединяло то, что они защищали общее дело, свято верили партии. Пусть герои иногда и ошибались, но не боялись отстаивать свои взгляды на создание колхозов, умели признавать свои ошибки. Для Давыдова, Нагульнова и Разметнова было делом чести поймать зачинщиков заговора против Советской власти. И в это время они не предполагали, как трагически сложатся их судьбы. Совесть не позволила бы бросить начатое дело, остаться в стороне. Честь и совесть не позволили героям повести Бориса Васильева " А зори здесь тихие... " не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка. Нет продолжения, но есть память, и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество. А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их будут прославлять. Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из " Капитанской дочки" Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: " Береги честь смолоду". Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Понятия чести и совести зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно разные толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего времени. И я надеюсь, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.

 

Проблема чести и совести в русской литературе 19 века

 

Честь и совесть -- ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь -- это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей, именно из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров. Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: это роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несмотря на то, что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление о чести в них реализовано довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.

Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы -- понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести... Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней -- это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева - это долг. Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши. Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь -- высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку. Отечество - понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, -- Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет! ». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.

Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация происходит в «Дубровском». Старший Дубровский - потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского -- это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кириллы Петровича Троекурова.

" Совесть - моральный самоконтроль умение самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков" - так объясняет это нравственное понятие толковый словарь. Обращаясь к семантике этого исконно русского слова можно сделать вывод, что это не только осознание нравственных значений, совершаемых поступков, но и форма эмоциональных переживаний. Всем знакомы такие выражения, как " угрызение совести", " спокойная совесть". По-моему мнению, человек не может быть полностью удовлетворён собой. Он должен беспрестанно стремиться к самосовершенствованию, брать на себя вину или хотя бы какую-то часть вины за моральную неустроенность мира. Значит, совесть никогда не может быть спокойна. В наше время кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А. С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести " и первый клад мой честь была", - писал А. С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести " Капитанская дочка": " Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир. А ведь душевное спокойствие, по-моему, возможно только тогда, когда в гармонии находятся мысли, чувства и поступки человека. Понятия чести и совести нельзя применить к тем, кто поступился своими моральными принципами ради достижения корыстных целей. Смотреть на людей со сломленной совестью гораздо страшнее, чем на убитых. Вспомним, как страдает Родион Раскольников, совершивший убийство ради, как ему кажется, благородной цели. Он хотел проверить себя, но не учёл одного - мук совести, которая является единственным неподкупным судьей. Но испытываем ли мы презрение или отвращение к Соне Мармеладовой, которая поступилась честью и совестью в их общепринятых значениях. Нет, конечно, нет! Даже каторжники, и те видят в ней ангела, сошедшего с неба. Ведь всё, что она делала, она делала ради других, совсем не думая о себе. Хоть и прошло уже много лет и 20-ый век с его войнами и НТ прогрессом, сильно изменил многие нравственные понятия, но совесть и честь по-прежнему составляют основу личности. Да, больше стало людей, чувствующих себя временщиками, у которых потеряна связь с родной землёй и для которых деньги, карьера и власть стали богами. Только им они служат, отвергая вечные библейские и житейские истины. Вспомним, как отреагировали на объявление о приёме лыка по пятачку за килограмм, жители деревни из романа Замечательного сибирского писателя Сергея Алексеева " Рой". Лык вывозили из леса, кто на чём мог: кто на телеге, кто в сумках, кто в рюкзаках. В итоге оказалось, что лес стоит голый. Но разве мало таких людей, у которых душа болит, глядя на то, как духовно нищает человек? Одним из ярких примеров людей, живущих по законам чести и совести является для меня академик Д. С. Лихачёв. Он понимал, что сейчас не хватает добра и сострадания написал свои десять заповедей человечности. Следуя которым любой человек не только не уронит своё достоинство, но и поможет другим.

Одна из 10-ти заповедей гласит: " Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба". У Д. С. Лихачёва болело сердце за Россию, ему было стыдно за всё, что происходит вокруг. " С утра до вечера думаю, выдержит ли Россия груз той черноты, который всё больше на неё наваливается? " Недаром он ушел из жизни в день трёх сестёр - Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. По-моему, совесть в каждом человеке является внутренним компасом, невидимым другими, богом, который руководит его поступками, независимо от того верующий это человек или нет. Ушёл 20-ый век и настал 21-ый. И нам хочется верить, что вместе с уходящим столетием не исчезнут из нашей жизни понятия честь, совесть и достоинство.

 

Проблема совести в произведениях Ф. М. Достоевского

 

Я хочу привести более конкретный пример из литературы 19 века, на произведениях Федора Михайловича. Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова, совесть активная: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая, и Достоевский особенно любит её рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и уже. Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким - это некоординальный признак его поэзии, но всё же она несомненно жестока, потому что жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть. Одна Катерина Ивановна Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести - своих ли или воспринятых извне, - всё равно, - для этого эпатажа бессмысленных и до комизма нагромождённых мук.

Достоевского обвиняют в сгущение красок, в плеоназмах и нагромождениях - но пусть каждый проверит себя в минуты насторожившейся или властно упрекающей совести - и он ответит на это обвинение сам. Нагромождение стало бы не художественным, откройся в нем, хотя одна черта не подлинного мелодраматического ужаса, но кто и когда мог поставить на счёт своей заговорившей совести её многоречие или преувеличения.

На фоне творческой совести - у нас, обыкновенных людей, она говорит, у Достоевского она же творила и рисовала, - вырастали в романах Достоевского целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. Этим я хочу сказать, что были в его поэзии лица художественно подчинённые другим, необходимые не столько сами по себе, сколько для полноты и яркости переживаемых другими, часто незримых драм.

Сопоставьте только всю ненужную риторичность Раскольникова, когда он, нагнувшись к ногам Сонечки Мармеладовой и целуя их, поклоняется всему человеческому страданию, сопоставьте этот ораторский жест с тем милым движением, которым та же Сонечка после панихиды по Катерине Ивановне нежно прижимается к Раскольникову, будто ища его мужской защиты, а про себя инстинктивно желая влить хоть немножко бодрости в это изнемогающее от муки сердце, - сопоставьте, и вы поймёте, что должен испытывать, оставаясь один, убийца Лизаветы".

Но Достоевский изображал и Лужина, которому совесть не нужна. Изображение его получилось у Достоевского грубое, в какой-то мере даже страшное. " Решительно ни чёрточки нет в том же Лужине забавной. " А если подумать, Лужин единственный в романе не терпит никакого наказания за свои деяния. И что же этим хотел сказать нам Достоевский? Ведь у него не бывает ничего просто так… Я хочу ещё раз заметить, что каждый извлекает из Достоевского что-то для себя, близкое себе. Такая судьба Лужина доказывает мне ещё раз, что мир несправедлив, мир жесток. Моим жизненным наблюдениям я нашла подтверждение в романах Достоевского. Именно это привлекает меня в его творчестве, он не строит иллюзий о том, что мир, в котором мы живем, безоблачен. Сколько мы за свою жизнь встречаем таких Лужиных, которые проживают спокойно свою жизнь, причиняя людям боль, они мелкие, расчётливые. Я удивляюсь, насколько актуальны все вопросы и проблемы, поставленные в романах Достоевского! Именно такие Лужины могут ужиться в современном обществе. Что, как не это, говорит о том, что мы живём в жестоком, непонимающем нас мире, мы крутимся в нём, пытаемся сами понять его, но безуспешно… Достоевский изображает не просто события, людей, он показывает то, как люди пытаются ужиться в этом мире, понять его для себя, их постоянные внутренние переживания, он показывает нам " наш мир", в котором мы живём.
Проблема совести в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого

Что движет человеком в жизни? Что дает ему силы правильно жить? Да и что значит «правильно жить»? Наверное, каждый ответит: выполнять свой долг, беречь честь и достоинство, уважать себя и других, не подличать, не лицемерить, то есть сохранять чистыми свои духовные и душевные человеческие качества. Но в нашей жизни порой все так не просто, и как трудно бывает выдержать, не свернуть с нравственного пути. И все же, как утверждает Н. В. Гоголь, «сила влияния нравственного выше всяких сил».

История героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева яркое тому подтверждение. Провинциальный русский дворянин, семнадцати лет от роду, недоросль Гринев прямо из детской отправляется служить -- причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. И с этой минуты жизнь героя превращается в сплошное испытание его нравственной стойкости и силы. И в каждом испытании Петруша действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны -- и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Зурину; и когда нужно отблагодарить проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя, а Петруша, естественно, не целует «ручку злодея». И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, -- а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Гринев, однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.

Эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее, заплатить жизнью за свою честь и любовь, -- делает дворянина Гринева истинно нравственным человеком. Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Он смог сохранить свою душу, свою честь и достоинство, смог служить не за страх, а за совесть. И именно в этом -- победа нравственных сил человека.

Верой в нравственное начало человека проникнуто и все творчество Л. Н. Толстого. О каждом из своих героев писатель решает вопросы: какова его человеческая сущность? что он несет людям? есть ли в нем понимание, созвучие, единодушие с другими людьми? Вот эти-то свойства души присущи в высшей степени героине романа «Война и мир» Наташе Ростовой. В этом образе выражена писателем вера в человека, в возможность утверждения подлинно человеческих отношений на земле.

Путь развития Наташи проходит в стороне от сложной духовной жизни, присущей таким героям Толстого, как Пьеру Безухову и Андрею Болконскому. Интеллектуальные запросы, философские рассуждения о смысле жизни, социальных противоречиях, о принципах высшей морали не для Наташи. Более того, «она не удостаивает быть умной», как говорит о ней Пьер. Но ее нравственная сила заключается в природных свойствах характера, в ее даре любви к людям, к жизни, к природе, в интуитивном чувстве правды, в отзывчивости, чуткости. Создавая характер Наташи, наделяя ее высокими чертами человечности, автор ставит проблему испытания характера. То, что дано героине, должно укрепиться, утвердиться в борьбе, в процессе жизненных испытаний.

Автор приводит Наташу к столкновению с новыми, неизвестными ей ранее сторонами и явлениями жизни, сталкивает ее чуткую, эмоциональную натуру с обстоятельствами, вступающими в противоречие с ее мироотношением. Жизненный опыт достается дорогой ценой.

Толстой подвергает любимую героиню серьезному житейскому испытанию -- увлечению Курагиным, завершившемуся для нее душевной катастрофой. Она, со своей жаждой любви, нетронутой, чистой и страстной натурой, приняла мираж за действительность, обманулась и в своем чувстве, и в человеке, во власть которого готова была отдать свою жизнь. Все дело в том, что и Анатоля Курагина она увидела в свете своей нравственной чистоты; все, что Наташа чувствовала, было перенесено и на чувство Курагина к ней. Ростова верила в Анатоля, ждала его, и только тогда, когда узнала от Пьера всю правду, поняла, какое несчастье на нее обрушилось. Душевное потрясение Наташи было тем глубже, чем чище, человечнее, искренней была ее неискушенная натура в столкновении с «подлой, бессердечной породой Курагиных». Писатель провел свою героиню через горнило житейских испытаний, поставил ее лицом к лицу с миром зла, пошлости и обмана и вывел из этого мира с более стойкими началами нравственности, добра и истины. И мы видим во всей дальнейшей судьбе Наташи, что этот жестокий урок не надломил ее характера, а укрепил его. Она вышла из этих испытаний духовно повзрослевшей и научилась еще больше ценить любовь и преданность и ненавидеть ложь и жестокость. Нравственная сила Наташи помогла не только ей самой, но и умирающему Андрею Болконскому, и ее матери, обезумевшей от потери сына, и Пьеру Безухову. И мы верим, что если бы Пьер разделил в будущем участь декабристов, то нет сомнения, что у Наташи хватило бы нравственной силы следовать за ним подобно женам декабристов.

Герои А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и многих других русских писателей обладают внутренним чутьем и чувством правды, влекущим их к тем, порой бессознательным, самозабвенным поступкам, в которых раскрывается их нравственная чистота, их душевные порывы, обращенные к людям. Глядя на этих героев, легче научиться быть человеком и убедиться в правоте Н. В. Гоголя, утверждающего, что «сила влияния нравственного выше всяких сил…»

 

Проблема совести в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

 

Уходит время, меняются представления о чести и совести, но эта тема остается по-прежнему актуальной и в 20 веке. Ярким примером является Мастер из романа «Мастер и Маргарита». Этот человек обладает теми качествами, которыми, по словам Д. С. Лихачева, «дорожить нужно». Это честь, порядочность, совесть. Булгаков не называет имени своего героя в связи с печальными обстоятельствами его жизни, но так называла героя его возлюбленная, и для этого у нее есть все основания. По образованию он историк, когда-то работал в музее и, кроме того, занимался переводами. Кроме родного, знает пять языков, два из которых -- латинский и греческий - древние, остальные -- современные европейские. Это явно классическое образование, полученное еще до революции, в чем герой противопоставлен поэту Ивану Бездомному -- недоучке советских времен. Выигрыш крупной суммы дал ему возможность оставить службу, снять жилье и начать писать роман. Мастер счастлив заняться любимым делом, и для свободного творчества ему нужно немного: материальная независимость и любовь. Его музой стала Маргарита, любовь к которой поразила героя с первого взгляда, как молния. Маргарита верит в его талант, и их неприхотливый быт, их бесхитростный рай в шалаше -- это и есть настоящее счастье. Надо отметить, что герой пишет роман на ту тему и о тех вечных истинах, которые его волнуют. Он абсолютно аполитичен, он не карьерист, он и понятия не имеет, что для успеха романа необходимы какие-либо идеологические критерии, а также связи в литературных кругах. Он наивен, как ребенок, совершенно не знает литературного мира и сложившихся в нем взаимоотношений. Поэтому критика, обрушившаяся на его произведения, потрясла его до глубины души: ему были выдвинуты такие политические обвинения, о возможности которых он и не подозревал. По мысли автора, интеллигентный человек чужд политики, стремления угодить власти, он скорее в оппозиции власти, потому что свою творческую свободу в обмен на материальные блага не отдаст. Разве можно назвать интеллигентами Берлиоза, Аримана, Латунского, сознательно служащих власти ради общественного престижа и материальной выгоды? Нет, эти люди, называющие себя писателями, следуют не зову своего сердца, а выполняют социальный заказ. Заказали Бездомному антирелигиозную поэму -- он будет ее писать, даже если не владеет материалом и полностью невежествен в данном вопросе. И еще одно от этих людей отличает настоящего интеллигента-Мастера: он порядочный человек. Он не способен на обман, на подлость, интриги, поэтому не понимает тех конъюнктурных соображений, в которых искушен его «друг» Алоизий. Он по-детски доверчив и не умеет писать доносы, как это делает его «друг», желающий завладеть жилплощадью героя. Поэтому Мастер терпит поражение в этой жизни и оказывается в «доме скорби». Парадокс, но в лечебнице доктора Стравинского Мастер внутренне более свободен, чем в обществе людей. Его счастливое воссоединение с Маргаритой -- результат фантастического вмешательства Воланда, но в этой земной жизни ему нет места, она слишком для него жестока. Однако сила его образа и трагической судьбы не прошла бесследно для другого героя. Поэт Иван Бездомный, осознав «чудовищность» своих стихов и фальшь своей жизни, резко меняет свою судьбу: он бросает литературу, становится профессором, сотрудником Института истории и философии, скромным, серьезным ученым. В тревожном сне Мастер называет его своим учеником -- и это не случайно: под его влиянием рождается и занимает достойное место в жизни еще один честный, порядочный, совестливый человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...