Государственный сектор экономики: необходимость, функции, структура
В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору.
Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.
В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.
Но в любом случае государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства. На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала.
Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса. Основными экономическими функциями государственного сектора являются: - стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста; - реализация государственной структурной политики; - поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора; - поддержание определенного уровня цен; - решение проблем занятости; - обеспечение внешнеэкономического равновесия; - обеспечение приоритета социальных целей. Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются: · доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе; · количество занятых в нем рабочих и служащих; · удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства; · число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям. Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности: – национализация объектов частной и смешанной собственности; – создание новых объектов за счет государственных средств; – выкуп государством объектов у частного капитала. Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов: · как эффективность функционирования объектов государственной собственности; · как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;
· как эффективность государственных расходов. С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на: · рентабельности государственного сектора экономики; · полезности для общества. К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести: · сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях; · использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем; · высокий уровень социальных расходов; · отсутствие конкуренции; · государственное финансирование и т. д. В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий – бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности. Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы. В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго – очевидны.
Сейчас государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики. Эта тенденция особенно активно развивалась последние несколько лет, и сейчас, если называть вещи своими именами, в России сложился государственно-монополистический капитализм. – Артемьев ФАС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|