Государствснная инновационная политика: функции, направления, механизм осуществления.
Уровень развития инновационной сферы определяет положение страны в мировой экономике (и не только). Однако признание необходимости государственного регулирования в инновационной сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы. В последние годы органами федеральной государственной власти нашей страны принят ряд нормативных актов по формированию национальной доктрины инновационного развития экономики и проводится комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности в России. Государственная инновационная политика (или политика в области развития науки и технологий) – это составная часть социально-экономической политики, она служит решению конечной задачи – повышению социально-экономического прогресса страны в целом. Государственная инновационная политика реализуется по 4 основным направлениям: - совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности; - разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности; - формирование инфраструктуры инновационной системы (создание наукоградов, технополисов, технопарков и т. д.); - совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Формирование государственной инновационной политики любой страны предполагает определение ее (политики) цели, основных задач и путей их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих инновационную деятельность. -1а- Целью государственной инновационной политики нашей страны является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Эти приоритеты формируются, исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологии и техники.
Инновационная система – это совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, которые взаимодействуют в процессе создания и реализации инновационной продукции. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели: доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте; доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в РФ; доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках; сальдо экспорта-импорта технологий. Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов РФ. Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи: - создание механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; - совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности; - обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в инновационной сфере, рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов; - совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров; - поддержка научных исследований и ОКР в конкурентоспособных областях (оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика, программное обеспечение, биотехнология); - содействие деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики;
- стимулирование привлечения российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики и пр. -1б- Пути реализации основных задач: 1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок. Они должны быть нацелены на конечный результат, способный стать инновационным продуктом. 2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий. Здесь предполагается формирование целевых программ научных исследований и разработок, инновационных проектов государственного значения. Они составляют основу заказа государства на научно-техническую продукцию. 3. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. (Здесь особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью: нормативно-правовое закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности за государством в случае создания этой собственности за счет средств федерального бюджета, а также механизм передачи этих прав государства инвесторам или иным хозяйствующим субъектам; формирование рынка интеллектуальной собственности; совершенствование патентной и лицензионной деятельности). 4. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса. 5. Интеграция науки и образования. 6. Развитие международного научно-технического сотрудничества. -1в- Основные меры государственного стимулирования инновационной деятельности: 1. В области финансов: а) целевое выделение бюджетных средств для реализации инновационных программ и проектов государственного значения (прямое финансирование инновационных проектов из бюджета различных уровней); б) поиск и использование внебюджетных источников для реализации указанных целей (мобилизация средств целевых внебюджетных фондов); в) стимулирование развития малого инновационного бизнеса, венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов (через систему льготного кредитования и субсидирования, а также предоставление государственных гарантий частным инвесторам).
2. В области сохранения и подготовки научных кадров: повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности; изменение системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений; создание условий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, включая подготовку молодых специалистов по приоритетным направлениям науки и техники; подготовка специалистов по инновационному менеджменту. 3. В области эффективного использования результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации: создание нормативно-правовой базы для вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, включая порядок переуступки прав на эти объекты; регулирование порядка учета, оценки, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической деятельности; совершенствование порядка регистрации и использования секретных изобретений; стимулирование взаимного обмена технологиями в военной и гражданской сферах. Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной инновационной политики, является Федеральное агентство по науке и инновациям (утверждено Указом Президента РФ № 649 от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в ред. от 24.09.2007 г.). Данное Федеральное агентство находится в введении Министерства образования и науки РФ (сокращенно Роснаука). Министерство образования и науки также является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию инновационной деятельности, осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства по науке и инновациям (см. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 281 «О Федеральном агентстве по науке и инновациям»). В современных условиях безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирование предоставляется на срочной, возвратной и платной основе. В России в области инновационной политики государство, будучи не в состоянии принять на себя бюджетное финансирование в необходимом объеме, пошло по пути установления своего участия в этом процессе и оказания поддержки инновационным организациям в форме разделения рисков и предоставления необходимых гарантий. Так, существуют специализированные государственные органы, которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. Формируются государственные внебюджетные фонды для поддержки инновационной деятельности (например, за счет добровольных отчислений предприятий и организаций). Они не имеют прав юридических лиц и функционируют от имени образовавшего их органа. Так, существует Федеральный фонд развития электронной техники и пр. Несмотря на то, что эти фонды называются «внебюджетными», большинство из них так или иначе связано с госбюджетом: либо непосредственно, либо косвенно – через госпредприятия, ведомства. Поэтому в «чистом виде» за счет средств внебюджетных фондов в настоящее время финансируется не более 5 – 6% всех НИОКР и работ по внедрению новшеств.
Развитием государственного регулирования инновационной политики является ее регионализация, т. е. когда поддержка инновационной деятельности осуществляется органами местной власти (например, областными) путем разработки и принятия правовых актов об инновационной деятельности на данной территории, в данном регионе. Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем: эффективное использование материально-технического, сырьевого и трудового потенциала, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В регионах должна осуществляться т.н. структурная политика, когда недостатки в неэффективном секторе экономики компенсируются быстрым ростом высокодоходной сферы деятельности данного региона. Большое значение имеют территориальные (региональные) инновационные законы, программы и проекты. Данные программы финансируются за счет средств местных (областных) бюджетов и средств частных инвесторов. Заказчиком программы может выступать Администрация соответствующей области, головным исполнителем – региональный инновационный научный центр (например, Средневолжский). Целью таких программ является создание региональной инновационной системы для перехода экономики региона (области) на инновационный путь развития. Среди задач программы – привлечение инвестиций в инновационную сферу, создание благоприятной среды для инновационной деятельности. В условиях рынка мотивами участия предпринимателей в региональных инновационных программах являются: прибыльность регионального заказа, его обеспеченность финансовыми ресурсами, налоговые льготы (например, в части местных налогов и сборов). Местные органы власти одновременно могут совмещать функции заказчика, инвестора и потребителя. Формирование и реализация программы предусматривают конкурсный отбор при размещении заказа с последующим заключением контракта с победившими участниками, определение головных разработчиков и соисполнителей программных заданий и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|