Представительское управление пакетами акций. находящимися в государственно собственности.
В российской практике участия государства в управлении предприятиями, имеющими государственный пакет акций, выделяются три основных механизма: представление интересов государства; доверительное управление; внесение государственных пакетов акций в уставные фонды организаций, находящихся под контролем государства, в том числе с созданием холдинговых компаний. 1. Представление интересов государства. Первой формой такого представления является Институт представителей государства в органах управления акционерных обществ. Институт представителей государства был введен Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», а примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ был утвержден через два года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности». И только в 2000-2003 годах были приняты нормативные акты, регламентирующие процедуры назначения представителей государства в органы управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, и использования прав акционеров. Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначенных Правительством РФ. Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений, их отчетность регулируются Положением «О порядке назначения и деятельности представителей РФ в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении, которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7.03.2002г. № 195.
Положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». При этом для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное Положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерному обществу, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже 98%. В соответствии с данным Положением представителями государства в акционерных обществах могут быть государственные служащие, сотрудники Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальных отделений. Иные граждане Российской Федерации (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) могут быть представителями на основании договоров, заключаемых в установленном порядке. Представителями Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»), могут быть исключительно государственные служащие. Представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), назначаются Правительством России по представлению министерства, подготовленному на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
В совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества может быть назначено по одному представителю Российской Федерации. При этом представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества входит в количественный состав совета директоров. До проведения заседания совета директоров представитель РФ направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и свои предложения по голосованию. На основании мнения федерального органа исполнительной власти представитель получает письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров. При отсутствии письменных директив представитель Российской Федерации голосует в соответствии с предложениями, направленными им ранее в вышестоящие органы. Управление государством акционерными обществами, где 98-100% акций закреплено в государственной собственности, аналогично управлению акционерными обществами с «золотой акцией», за исключением того, что федеральные органы управления вырабатывают указания для представителя государства в совете директоров совместно, а не раздельно. Рисунок 2 – Обязанности Представителя Российской Федерации Представитель Российской Федерации обязан лично участвовать в работе органов управления и ревизионной комиссии акционерного общества, в которые он назначен или избран, и не может делегировать свои функции иным лицам, в том числе замещающим его по месту основной работы; неукоснительно выполнять письменные директивы государства по порядку голосования на общем собрании акционеров, в совете директоров акционерного общества; представлять в установленные сроки в федеральные органы исполнительной власти всю необходимую информацию и предложения по вопросам компетенции органов управления акционерного общества и ревизионной комиссии, а также отчитываться о своей деятельности.
Представитель Российской Федерации не может быть представителем других акционеров в органах управления акционерного общества. Основные причины недостаточной эффективности института государственных представителей, а именно: - недостаток ресурсных возможностей федеральных органов власти для обеспечения качественного представления интересов государства во всех акционерных обществах с государственным участием в капитале; - отсутствие у представителей возможности уделять должное внимание проблемам акционерных обществ в силу их занятости в органах государственной власти; - недостаток реального контроля за назначением и деятельностью представителей; - низкий уровень хозяйственной инициативы представителей, недостаточно ответственный подход к осуществлению своих функций; - трудность определения персональной ответственности представителей за результаты управления; - низкая оперативность принимаемых управленческих решений; - отсутствие реальной заинтересованности представителей в качественном отстаивании интересов государства, использование ими своих полномочий в интересах третьих лиц; - недостаточный уровень квалификации представителей, отсутствие у них специфических знаний и навыков осуществления руководства реальным бизнесом. Второй формой представления интересов государства является Институт независимых директоров и профессиональных поверенных. Расширение практики привлечения профессиональных директоров (независимых директоров и профессиональных поверенных) в составы органов управления компаний с участием государства – новая стратегия корпоративного управления в государственных компаниях, инструмент повышения эффективности управления федеральными пакетами акций. Отбор профессиональных директоров в настоящее время осуществляется специальной Комиссией по отбору независимых директоров, действующей при Росимуществе. Комиссия формируется из представителей Росимущества, Минэкономразвития России, федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена координация деятельности обществ в соответствующей сфере экономики и общественно-профессиональных организаций.
Рисунок 3 – Механизм формирования органов управления в ОАО с государственным участием
Доверительное управление является наиболее подходящим способом для долгосрочного управления имуществом, с передачей объекта управляющей компании, но с сохранением за учредителем управления права собственности на объект управления. При доверительном управлении собственник ставит перед управляющей компанией следующие задачи: - увеличение получаемого от управления собственностью дохода. - увеличение стоимости объекта собственности. При этом подразумевается, что данная задача может быть решена за определенный период времени и приусовершенствование технических и эксплуатационных характеристик, привлечения инвестиций, выпуска новой продукции, инноваций и т.п. - подготовка объекта собственности к продаже с большой выгодой. Решение этой задачи связано с реализацией целого комплекса мероприятий, зачастую носящих неоднозначный характер, но в целом основанных на мероприятиях по повышению стоимости объекта собственности. Участниками (сторонами) доверительного управления являются: учредитель доверительного управления (собственник); доверительный управляющий – лицо, принимающее на себя обязательства по осуществлению доверительного управления по договору; гарант, которое дает поручительство за доверительного управляющего и солидарно отвечает за исполнение его обязательств перед учредителем управления. Кроме того, по усмотрению учредителя доверительного управления в договор может быть включен выгодоприобретатель (или бенефициар) – лицо, в пользу которого осуществляется доверительное управление. Доверительный управляющий – это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Доверительный управляющий, осуществляет управление государственным (муниципальным) имуществом в интересах учредителя управления или указанного ими лица. Имущество не подлежит передачи в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления. Объектами доверительного управления признаются организации, имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и иное имущество. Договор доверительного управления имуществом заключается в письменной форме (п. 1 ст. 1017 ГК РФ). Договор доверительного управления подлежит государственной регистрации. Заключается договор на срок, не превышающий пяти лет.
Доверительное управление имуществом включает в себя вопросы финансового анализа и прогноза, элементы антикризисного управления, финансового учета, маркетинга, консалтинга, оценки, а также брокерские услуги, если это необходимо. Процесс доверительного управления можно разделить на несколько этапов и на каждом из них обеспечивается максимальная прозрачность действий с минимизацией возможных рисков при управлении государственным имуществом. Таблица 3 – Этапы доверительного управления
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, в пределах доходов от использования этого имущества. Возмещение расходов и выплата вознаграждения доверительного управляющего по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности, осуществляется в пределах сумм доходов (дивидендов), получаемых доверительным управляющим в процессе управления имуществом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|