Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О крестном знамении. Как правильно креститься




О крестном знамении

Нельзя обойти вниманием важность крестного знамения во время наших молитв и вообще его употребление. Отец Иоанн освещает этот вопрос разносторонне. Он восхваляет Святую Церковь, заповедавшую нам творить этот знак нашей веры: «Крестное знамение, делаемое на себе православными христианами, изображает всю сущность веры христианской, Святую Троицу и дивное спасение нас грешных, содеянное Троицею чрез воплощение, страдание, смерть и воскресение единого от Троицы Христа-Бога! О, мудрость в простом знамении! » (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Т. 6. Ч. 1. Спб., 1994. С. 270. ) Крестное знамение весьма необходимо нам: «В Кресте, как в солнце свет, сосредоточилась вся любовь Бога Вседержителя к миру, к человеку, вся сила любви. Если Бог Отец отдал Сына Своего за нас, то как с Ним не даст нам всего, по апостолу (см.: Рим. 8, 32)? - Потому Крест, употребляемый нами во время молитвы и в других случаях, есть залог великой к нам милости Божией и скорого исполнения наших молитв. Он же есть оружие для прогнания супостатов и плоти пригвождение, или распинание страстей» (Там же. С. 272. ).

 Отец Иоанн Кронштадтский объясняет нам действие крестного знамения: «Крестное знамение на челе, на сердце и на плечах — для того, чтобы Отец-Бог восседал всегда в уме, Сын Божий — в сердце и Дух Святый — во всей воле, во всех действиях, чтобы Святая Троица всегда проникала все существо наше и управляла нами, также, чтобы распинать помыслы, чувства и стремления греховные и посвятить Богу всецело ум, сердце и волю» (Там же. С. 275. ).

Батюшка в своих записях подчеркивает важность творения крестного знамения: «Мы полагаем печать креста, во образ Пресвятыя Троицы и воплотившегося Единого от Троицы Сына Божия, на чело, перси и мышцы для того, чтобы всегда присущи были нашему уму, сердцу и воле, или всей деятельности нашей, эти величайшие и спасительнейшие истины и давали направление всем нашим помышлениям, чувствам и делам нашим, и чтобы отгнать от ума, от сердца, от всей совокупности наших занятий и дел духов злобы» (Там же. С. 281).

Творить крестное знамение необходимо с любовью и благоговением: «С какою верою и любовью, с каким вниманием и благомыслием мы должны изображать на себе крестное знамение, это оружие против злых демонов, ищущих поминутно нашей погибели... » (Там же. С. 282. )

Не надо забывать той истины, что крестная сила — одно из основных вспомоществований в нашей борьбе с нечистой силой и грехами: «У нас есть верное, удобное и всегда присущее нам оружие против диавола и греха — Крест и крестное знамение, которым мы всегда можем защищаться и ограждаться от непрестанно ратующих на нас, соблазняющих нас на грех врагов невидимых, лукавнейших и злейших» (Там же. С. 284).

Крестное знамение имеет великую силу, поэтому в нашей борьбе с грехами необходимо как можно чаще его употреблять: «Крестное знамение есть меч Христов, невидимо секущий невидимые полки бесовские; так как невидимые враги во всякое время нападают на нас, то это оружие (крестное знамение. - Авт. ) должно чаще употреблять» (Там же. С. 307).

- Источник: Священник Павел Кондраков. Борьба с грехами из духовного опыта святого праведного Иоанна Кронштадтского. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2009. Серия «Православие в жизни».

*** *** ***

Как правильно креститься

«Перекрестись, сынок», - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное – верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий – со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение – видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: Верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невни мательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение будет правильным?

Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца – плотно прижать к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца – образ двух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения – для освящения чувств; после этого – на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка – поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 12-14.

*** *** ***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...