Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О страхе Божием и страхах вражьих




Протоиерей Валериан Кречетов:

Прежде всего возьмём Евангелие от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Главное свидетельство того, что человек является образом Божиим, - это то, что он обладает словом. Это вопрос очень серьёзный. Потому что при всех потугах низвести человека до скотского состояния, то есть при всех усилиях произвести его от обезьяны, самый главный вопрос - «А как он научился говорить? » - не поднимается, ибо ответа нет.

Когда вопрос касается какого-либо явления, то это явление характеризуется через слово. Слово — это то, за чем стоит сущность. Это очень важный момент, потому что ведь на самом деле в начале было слово. В Библии читаем: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И сказал Бог: да будет твердь... [И стало так. ] И создал Бог твердь (Быт. 1, 3, 6-7). То есть каждое слово у Бога — это сразу дело, сразу определенная сущность. Господь, когда сотворил все живое, привел к Адаму, чтобы тот нарек всем имена, то есть запечатлел словом. Поэтому слово на самом деле — это, пожалуй, самое главное. Поэтому и понятие «слово Божие» распространяется и на произнесенное слово, и вообще на все, что существует. И любой духовный вопрос основывается на каком-то слове, имени. Поэтому призывание имени Божия всесильно. Именем Моим бесы ижденут. .. (Мк. 16, 17). А призывание имени темной силы, прямо скажем, опасно и даже вредно. Смысл слова настолько велик, что на самом-то деле — есть такое изречение — истина себя сама защищает. Даже, например, слово «безбожник» - ведь корень этого слова все равно Бог, а без- — только приставка. Но ведь сущность обозначает корень слова, а приставка — это только оттенки этого значения. Прекрасный — то есть очень красивый. Преподобный — в высшей степени подобный.

Поэтому если мы о чем-нибудь говорим, то надо быть внимательными к каждому слову. Очень важно преподавание церковнославянского языка в школе, потому что он учит бережному отношению к слову. Ведь по-славянски как пишется — так и произносится. Никаких смягчений, никаких превращений не допускается, все должно быть буквально, как написано. Поэтому когда вопрос касается тем, которые очень важны для понимания духовных вещей, в том числе и понятия страха, то в псалме ведь прямо сказано: Начало премудрости страх господень (Пс. 110, 10). А для современного человека это звучит не очень понятно.

Но дело все в том, что слово имеет смысл изначальный, или, можно сказать, главный. А иногда, и даже очень часто, в истории человечества слово меняет свой первоначальный смысл и начинает обозначать другие понятия. По каким-то аналогиям, может быть, по какому-то подобию. И очень часто смысловое значение слов начинает меняться, даже почти на противоположное.

Например, в таких словах - «в заповедях Твоих поглумлюся» (Пс. 118, 15). В нашем, современном понимании «глумиться» - это издеваться, насмехаться, кощунствовать. А было у слова «глумиться» другое значение — рассуждать, размышлять, поучаться. Но если раньше размышления о заповедях Божиих были связаны с деятельным их пониманием, то есть человек размышлял в соответствии со своим личным духовным опытом, это было богословское размышление, то современный человек далеко отошел от духовного опыта.

Это беда современных людей, что они, оторвавшись от духовных вещей, говорят о них, хотя толком в них ничего не понимают. То есть размышляют с помощью слов в их современном понимании о вещах, о которых вообще-то современный человек не имеет никакого представления, а говорит от своего ума, своих умствований. Иван Киреевский, например, считал, что размышление над духовными вопросами, оторванное от деятельности духовной жизни, от истинно правильного понимания вещей, - это развлечение. То есть это уже почти и есть «глумитися» в современном понимании.

Это относится и к понятию «страх» как духовному состоянию. Но все-таки когда встает вопрос о страхе, то прежде всего речь должна идти не о страхе в его современном понимании, а о страхе Божием, который является началом всего. Это тот страх, о котором в другом месте Писания сказано: Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом (Пс. 2, 11). То есть это страх, который основан на трепете и благоговении перед величием Божиим, и страх того, что это чувство можно из-за какого-то согрешения или даже тени согрешения потерять. Это так же, как мы боимся разбудить, побеспокоить дорогого нам человека, боимся оскорбить кого-то, обидеть — эти боязнь и страх святые. В этих словах особое значение — все боящиеся Господа прославляются.

Но есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, а есть страх вражий. Прекрасно об этом сказал Георгий затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный. То есть потеря страха Божия — это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом. Это как раз и есть состояние, в которое часто люди, не имеющие веры и страха Божия, впадают, у них вместо богословия - «бесология». То есть они везде уже видят только это, у них все разговоры только о порче, о бесах. Кстати, один из близких к нам подвижников благочестия святой праведный Алексий (Мечев) считал, что не надо даже говорить о бесах. Когда его один священник спросил, что делать, если враг стал сильно досаждать: что-то странное все время начало происходить, вещи пропадать, что-то сгорело, сам он начал вдруг на ровном месте спотыкаться, падать, разливать все — в общем, он понял, что это происки лукавого, стал раздражаться. Отец Алексий ему на это сказал: «Не обращай внимания, а то и там, где нет ничего, будешь это видеть».

Есть страх Божий, а есть страх человеческий. Когда человек боится собак или мышей — это страх человеческий, то есть страх каких-то видимых вещей. А есть страх вражий — это когда чрезмерно боятся бесов.

Помню, как в одной глухой деревне какой-то мальчишка повздорил в другими, бежит от них, с прутиком, босой, и кричит: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного». Было очень умилительно это слышать, так это было просто, по-детски и так верно. Ведь когда нас крестят, мы отрекаемся от сатаны. Это же все не случайно, во всем этом глубокий смысл. Ведь предстоит много всяческих искушений — целая жизнь предстоит, и враг будет все время преступать и пытаться смутить душу. Поэтому Церковь сразу же предупреждает, что не надо бояться.

Преподобных отцов враг часто искушал страхом, подсылал всяких страшилищ, змей. Когда мне пришлось причащать уже незадолго перед смертью одного из наших исповедников, отца Ефросина (Данилова) — он жил в Зосимовой пустыни и потом 10 лет провел на Колыме, - он сказал мне замечательные слова: « Берегитесь чувства страха! Иначе будешь сдавать все позиции ». Исповедник уже нашего времени старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своем слове о страдании говорит, что не следует бояться страдания, потому что бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину, из страха перед страданием.

Страх — это, конечно, искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. А напряжение, как мы знаем, очень много сил забирает у человека. Ведь когда человек в нервном напряжении, переживает какую-то личную трагедию, то человек теряет силы, даже худеет. Враг знает это, поэтому старается все время человека в этом состоянии держать — в ожидании каких-то тяжелых событий, болезней, в состоянии постоянного страха перед ними.

Самый характерный пример — это то, что в наше время постоянно делают: постоянно говорят о приближающихся каких-то страшных катастрофах, войнах и морах, стараются держать людей в неослабном напряжении, когда одна угроза тут же сменяется другой. Так всячески стараются нагнетать страх. Об этом страхе уже давным-давно сказано: Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Евангелие от Луки 21, 26). Один из самых распространенных в последние времена способов привести человека в изнеможение, заставить его делать неправильные шаги — это запугать, поселить в человека страх и постоянно подпитывать его.

Так что, действительно, чувство страха — это чувство серьезное, и от него надо избавляться. Его нужно переводить с уровня человеческого, животного, земного страха на уровень страха перед всем нам предстоящим Страшным Судом. Страшный Суд — вот это неотвратимо, и этого нужно по-настоящему бояться. Замечательно, что Господь об этом предупреждает: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Евангелие от Матфея 10, 28; от Луки 12, 4). То есть настоящий страх — это страх нагрешить, страх оскорбить Бога, Его величие, милость Божию. Вот этого страха не надо бояться, этот страх надо иметь. Этот страх есть страх спасительный. А тот страх — он не спасительный. Потому что любое наше обращение к Богу всегда приводит на память примеры милости Божией. Когда обстоятельства жизни начинают загонять в тупик, когда все кажется безвыходным, безнадежным, беспросветным, то вспомни, что для Бога безвыходных положений нет. Об этом прекрасно сказано в шестопсалмии: Яко погна враг душу мою; смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. То есть обратись к Богу — и сколько примеров милости Божией, милосердия Божия, помощи Божией! Воздех к Тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная, Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох (Библия. Пс. 142, 3-9). То есть когда страшишься чего-либо — обратись к Богу, вспомни о милосердии Его, и дух страха вражия начинает исчезать.

Я часто вспоминаю слова своего отца. Он в свое время сидел в одной камере с ныне канонизированным священномучеником Феодосием, епископом Коломенским. Как-то отец спросил у него совета: «Не знаю, как мне поступить». А тот ответил: «А ты положись на волю Божию». Отец говорит: «Да я уже положился». - «А зачем тогда меня спрашиваешь — дело в лучших руках».

… Так что это очень важный момент в жизни — бороться со страхом: человеческим, животным, бесовским. А поскольку самым крайним состоянием страха является страх бесовский, страх вражий, то сказано — сей враг изгоняется только постом и молитвой. Значит, сразу надо творить молитву, и когда начинаешь молиться, тогда утишаются чувства, все умиряется, человек сразу успокаивается. « Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дней своих: аз же, Господи, уповаю на Тя... (Библия. Пс. 54, 23-24). Какие замечательные слова! Псалтирь — какая же глубина!

Человек должен почаще приводить себе на память, что все в руках Божиих. Надо избавляться от состояния страха. Но опять же полностью от страха своими силами — без помощи Божией — избавиться невозможно. Вообще, мой совет — стараться не думать о том, что страшит. Это сложно, но необходимо. Если эти мыли все равно приходят в голову — все равно надо стараться не думать, не обращать на них внимания. Как отец Алексий Мечев сказал: «Не обращайте внимания». «Не соизволяю», - советовал говорить мой батюшка, отец Сергий Орлов, когда враг пытается подсунуть какой-то свой помысл. «Не соизволяю» - и всё.

Часто спрашивают: «А как понять, что я должен делать, что в моих руках, а что в Божиих? » В моих руках... Да в наших руках, по большому-то счету, ничего нет. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий... (Библия. Пс. 126, 1). То есть как ты не берегись — если Господь не сохранит, не убережешься... Все покрывается волей Божией. Что от нас зависит, конечно, нужно делать, но уповать лишь на милость Божию. Как в болезни — к врачам обращаться можно и нужно, и все, что можно, нужно предпринять, но уж если ничего невозможно — тогда, значит, такова воля Божия...

Все решается очень просто — нужно молиться и просить воли Божией. Есть такой способ, мне в свое время рассказали, и я им пользуюсь — три дня нужно молиться, просить, чтобы Господь указал, как поступить. И Господь укажет. Это и будет воля Божия. Как молиться? « Господи, яви мне волю Твою, как мне поступить ». Когда я был в трудной ситуации и не знал, как поступить, я читал, например, акафисты Святителю Николаю и преподобному Серафиму. И у меня все наладилось: сначала я успокоился, а потом и вопрос, который меня волновал, решился, причем самым лучшим образом.

Или еще способ — архимандрит Иннокентий (Просвирнин) часто приводил это святоотеческое изречение: «Когда Небо молчит — не надо ничего предпринимать».

Многие в наше время, наслушавшись рассказов о чужих болезнях и трагедиях, заранее всего страшатся, например предсмертных страданий. Отец Иоанн (Крестьянкин) на это говорил: не нужно переживать то, что еще не наступило. Вообще не нужно. В любых случаях. Может, этого ничего с тобой не будет. Не надо смотреть вокруг, какие бывают страдания. У тебя их может не быть. А если будут... Я как-то спросил об этом у своего батюшки, и он сказал: «Если Господь даст испытания — даст и сил».

Конечно, смерти нам не миновать. Но к ней нужно готовиться, духовно готовиться к исходу. Очищением от грехов — вот чем надо заниматься, а не думать о том, какие боли будешь испытывать. Ведь здесь, на земле, любая боль кончится. У Соломона что было на кольце написано? «Все пройдет». Все пройдет, пройдет и это.

Кстати, часто суеверные люди говорят, что вот, я увидел икону или крест, и потом у меня случилось то-то и то-то. Так бывает, но не потому, что ты увидел икону или крест, а потому, что тебя должно было постигнуть испытание, искушение, а Господь сказал: «Я с тобой». Господь так напоминает нам об этом.

Заранее чего-то бояться — это свойство современного компьютерного сознания — всякие варианты просчитывать. Что их просчитывать! У Бога могут быть такие варианты, что ты не можешь себе и представить. Бог все управит. «Господь обдумал». Что Господь ни делает — все к лучшему.

Вот говорить вслух о своих страхах не стоит. Когда люди что-то говорят вслух — надо быть очень осторожными. Враг слышит, что человек говорит, и начинает нападать, чтобы утвердить в тебе веру в эти предрассудки, суеверия. Святые отцы запрещают говорить, например, такие вещи, как: «Сил больше нет», - еще меньше будет сил. Сразу начинают нападать. Или: «Это невозможно! Я этого не перенесу! » Так говорить нельзя. Такой совет есть у святых отцов. Ведь враг знает о нас по нашему поведению и по нашим словам. Он именно этим и занимается — нагнетает страх и утверждает вместо веры суеверия: вот, мол, видишь — увидел крест, поэтому все так и получилось. Не поэтому так получилось. А мы, оставляя веру истинную, начинаем страшиться этих вещей.

Нужно меньше думать и меньше говорить о всяких страшных событиях. Кстати, сейчас так называемая гласность, нам постоянно рассказывают о чем-то устрашающем, прямо-таки смакуют, - это все как раз и является свидетельством того, что враг старается в людях посеять страх перед всем и держать всех в этом состоянии напряженности и страха. Об этом всем не нужно ни думать, ни говорить. Не нужно. Нужно только полагаться на волю Божию.

Вместо сосредоточенности на всяческих страшливостях нужно хорошенько для себя уяснить, что без искушений не проживешь и без болезней тоже, но все это дается каждому, во-первых, лишь в меру его сил, а во-вторых, это служит для очищения каждого от его грехов. Поэтому не бояться нужно, а извлекать из этого пользу.

Ø  Обращаю ваше внимание: болезни для очищения от грехов!!! Не грешите — не болеете!!! (от составителя)

И потом — как говорил отец Иоанн (Крестьянкин) — нужно учиться страдать достойно и одухотворенно. Ведь можно заметить, что чем лучше человек, тем больше он страдает. Надо правильно понимать духовный смысл страданий. Это как награда — значит, человеку позволено страдать, чтобы он мог очиститься. На страдания, на всякие скорби и болезни нужно смотреть как на путь духовного совершенствования, а не как на какое-то там несчастье. Пожалуй, самые большие страдания — это когда видишь, как кто-то гибнет и сам этого не понимает, а ты ничем не можешь ему помочь. А самому страдать — ну что же... Все равно все кончится здесь. А вот чтобы там не было страшно — нужно очищать душу, покаянием бороться за свою душу.

Бывает, что покаялся, а страх не оставляет, совесть мучает. Что же — значит, все-таки не раскаялся, не отпустил Господь? Это неизвестно. Это может быть для того, чтобы человек не расслаблялся. Например, один человек очень долго переживал, что согрешил, и отцы вопросили: «Господи, он столько молился! Неужели Ты ему не простил?! » «Я, - ответил Господь, - ему простил, но это ему нужно», - то есть нужно такое состояние. Это то, о чем преподобный Силуан Афонский сказал: «Держи ум во аде и не отчаивайся ».

Может быть страх и от каких-то нераскаянных грехов. Потому что страшно грешить грешникам. Потому что душа чувствует, что придется отвечать. Но только у грешников страх переворачивается на другое — на земные страхи, истинный страх Божий переворачивается на страх земных переживаний, а на самом-то деле все должно быть наоборот. Здесь ничего бояться не надо. «Не бойтесь даже убивающих тело», - говорит Господь.

От страхований, которые нагнетает мир, нужно ограждаться, а оградиться можно только преданностью воле Божией. Необходимо постоянно помнить, что выше сил Господь креста не дает. Поэтому если Господь пошлет какие-то испытания — от Него будет и помощь. Есть такое выражение: «С испытанием Господь посылает и избытие», - то есть помощь грядет.

Помоги нам, Господи!

- Источник: ''О самом важном''. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 124-136.

*** *** ***

Ø При любых болезнях и страданиях — необходимо задуматься: За что? Зачем? Почему? Для чего даны эти страдания и/или болезнь? - Вопрошайте об этом Бога! - Для того, чтобы понять причины своих болезней и/или страданий, первое, что необходимо сделать — это заглянуть в свою душу и поискать: нет ли там грехов? Нашли? - Очищайте покаянием, исповедью, молитвой, подаянием милостыни и поступками милосердия, другими делами, очищающими душу. Далее — проанализируйте на состояние греховности ваши отношения с близкими вам людьми — с членами вашей семьи, с друзьями, далее — анализируйте ваши отношения с ближними — с соседями, коллегами, сослуживцами, далее — постарайтесь понять своё отношение к прохожим, к больным (разной степени тяжести, калекам, инвалидам, духовно и душевно болеющим), к нищим, к бездомным, к бродягам, к людям, впавшим в тяжкие пороки (алкоголизм, наркомания и т. д. ). - В этом вам помогут следующие разделы этой книги: «Список грехов», «ГЛАВА 2. Сколько раз заказывать сорокоуст и как часто? », «ГЛАВА 3. Как отдать долг ближнему, родственнику, людям? » Необходимо воспитывать в себе христианское отношение ко всем. Что такое христианское отношение и как его в себе воспитывать - вы узнаете, изучая Православие, читая опыт святых отцов Церкви, жития святых, толкования Библии и Евангелия! Анализируя свои мысли, намерения, поступки, отношения с людьми, к животным, к жизни, к этому миру, к Богу - вы поймёте причины своей болезни и/или страдания. А когда поймёте причины — найдёте и способ избавления от болезни и/или страдания! Пути избавления от страданий и болезней - есть! - Некоторые из этих путей указаны и описаны в этой книге - будьте внимательны, читая эту книгу! Другие пути вы найдёте в Евангелии, в трудах святых отцов и подвижников Церкви, в книгах других авторов, некоторые из которых упоминаются в этой книге. Делайте ВСЁ необходимое для избавления от болезни и/или страдания! Помните: в каждом человеке — особый промысел Божий, и, возможно лично для вас Бог уготовил какой-то другой Путь спасения, которого НЕТ ни в этой книге, ни в других. (От составителя)

*** *** ***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...