Информационной продукции КСПБМ
6.3.1. Основным назначением данной подсистемы является обеспечение: · Высокого качества электронных каталогов и другой информационной продукции КСПБМ общего пользования; · Выполнения регламентов актуализации, поддержки и предоставления в коллективный доступ информационной продукции КСПБМ; · Методической помощи библиотекам участников КСПБМ и их сотрудникам при выполнении интеллектуальных работ и нестандартных операций; · Ведение внутрисистемной документации, обеспечение её соответствия действующим российским и международным стандартам и нормам; · Сокращения трудозатрат на выполнение стандартных многократно повторяющихся операций контроля, сортировки и отбора документов. 6.3.2. Формально-логический контроль (ФЛК) выполняется программно-техническими средствами КСПБМ[15] ) и сотрудниками отделов автоматизации библиотек участников Сети. Он предполагает двухуровневый принцип организации, предусматривающий первичный контроль и основной: 1. ПервичныйФЛК – предназначен обеспечить автоматизированный контроль формата записи на каждой рабочей станции системы, включая – полноту и структуру заполнения обязательных для записи полей при первичном вводе; 2. ОсновнойФЛК – предназначен обеспечить выполнение следующих функций: · Проверку правильности реализации формата в записях и формирование потоков информации, прошедшей и не прошедшей контроль по соответствующему признаку для их редактирования и формирования словарей службой подсистемы АСЛО; · Проверку правильности записей данных, нормированных словарями КСПБМ (лингвистического контроля) и правилами их представления, в соответствии с требованиями коммуникативных форматов, а также формирование потоков записей документов, прошедших и не прошедших этот контроль и формирование словарей службой подсистемы АСЛО;
· Нахождение и выделение дублей новых и ранее введенных в базы данных КСПБМ записей документов и формирования их вывода для корректировки; · Нахождение и выделение потока данных, требующих лексических преобразований.
6.3.3. Лингвистическому (лексикографическому и терминологическому) автоматизированному контролю подлежат поля поискового образа документов (ПОДа), классификационных индексов, индексов предметных рубрик и все записи данных, связанных с именами собственными государств, организаций, фирм, издательств и периодических изданий (авторитетные данные). Средствами обеспечения реализации лексикографического и терминологического контроля служат словарные базы данных.
6.3.4. Контроль качества информационной продукции общего пользования в КСПБМ осуществляется: · Руководителями структурных подразделений библиотек участников Сети; · Отделами автоматизации этих библиотек; · Членами Методических советов по профессиональным направлениям деятельности в КСПБМ; · Подразделением Администратора сети Базового провайдер-центра. 6.3.5. Основные задачи контроля и обеспечения качества информационной продукции КСПБМ: · Контроль полноты и качества заполнения полей библиографических записей и фактографических данных; · Корректура библиографических записей документов (при необходимости); · Анализ альтернативных вариантов библиографических записей, предложенных Базовыми организациями, и принятие решений по их итоговому варианту (в случае конфликтных ситуаций); · Дополнительное индексирование 15); · Обработка и переработка записей документов и данных, поступающих в КСПБМ из внешних отечественных и зарубежных организаций; · Подготовка исходных предложений для службы АСЛО по корректировке словарных средств КСПБМ;
· Принятие решений и реализация загрузки подготовленных электронных каталогов, баз данных, полнотекстовых документов и других информационных материалов на серверы узлов Сети, а также их актуализация; · Отработка массивов типовых и индивидуальных постоянно-действующих запросов для абонентов системы, их формализация (составление поисковых предписаний), отладка, анализ и контроль результатов выдачи. 6.3.6. Основные задачи нормоконтроля КСПБМ: 1. Разработка организационной и технологической документации, включая: · Организационно-функциональной структуры КСПБМ и функциональных инструкций узлов Сети; · Типовых организационно-функциональных схем обработки входных документальных потоков, ведения, сохранения и эксплуатации электронных каталогов, баз данных, библиотечных и документальных (справочно-информационных) фондов в узлах Сети разного уровня; · Общесистемных пооперационных технологических схем, карт и инструкций. 1. Разработка, актуализация и контроль регламентов обработки информационных потоков, обслуживания пользователей, производства печатной продукции и электронных изданий КСПБМ. 2. Разработка, актуализация и контроль норм выработки и оплаты на основных технологических операциях в узлах КСПБМ, выполняющих поддающиеся нормированию функции. 3. Аналитическая и библиографическая обработка (переработка) нормативной, организационной и технологической документации КСПБМ и ввод результатов базу (базы) данных подсистемы [16] ); 4. Ведение базы данных и документального фонда нормоконтроля, включающего всю проектную, организационно-функциональную и технологическую документацию и их сохранение (архивация) а также обслуживание на их основе библиотек участников КСПБМ и взаимодействующих с нею отечественных и зарубежных систем. 5. Контроль содержания вновь создаваемых нормативных документов и инструкций а также оценка возможности производства изменений в корректируемых документах на предмет их допустимости в соответствии со стандартами и общесистемными нормами или не противоречия содержанию связанных с ними других документов КСПБМ.
6. Введение корректировок в общесистемные документы, связанные элементами содержания с актуализируемыми или вновь разрабатываемыми документами. 7. Разработка предложений НТС КСПБМ по оптимизации технологии и организации выполнения регламентных работ в Сети. 8. Разработка предложений и технических заданий на совершенствование программно-аппаратных средств технологического контроля.
6.3.7. Состав программно-аппаратных средств технологического обеспечения контроля качества в узлах Сети: · Терминальные станции ЛВС с выходом в Интернет; · Факсимильный аппарат; · Общесистемное ПО (Windows NT, Windows 98 или их модификации); · ПО АБИС (см. раздел IV.); · Пакеты прикладных программ OFFICE 98 и последующих модификаций; · Программные средства ФЛК (встроенные в прикладное ПО); · Конвертор форматов «USMARC –UNIMARC – RUSMARC»; · Лингвистические процессоры обработки данных, записанных на языках, отличных от русского и принятых к обработке в КСПБМ, а также подготовки данных для иноязычных пользователей КСПБМ; · Лингвистический процессор – транслитератор «Латиница – Кириллица» (на последующих этапах развития КСПБМ); · Лингвистический процессор преобразования алфавитных кодов. · CD-ROM драйверы; · Сканер; · Лазерный принтер. 6.4. ПОДСИСТЕМА АвтоматизированнОго словарного 6.4.1. Функции подсистемы АСЛО: 1. Лексикографический и терминологический контроль входного потока библиографических записей и данных; 2. Трансляция ПОДов с одних языков индексирования на другие; 3. Автоматический перевод элементов записей (элементов библиографической записи, аннотаций, ПОДов) с одних естественных языков на другие; 4. Словарное обеспечение индексирования запросов пользователей. 5. Автоматизированное ведение словарных баз данных, в том числе: · Фильтрационная обработка ПОДов (выявление в ПОДах новых словарных единиц). · Актуализация баз данных информационных классификаций в соответствии с официальными дополнениями и изменениями; · Составление и ввод новых словарных статей в базы данных тезаурусов, грамматических словарей и авторитетных данных;
· Корректура словарных статей баз данных тезаурусов и грамматических словарей (устранение ошибок, ввод дополнительных элементов данных); · Исключение устаревших словарных статей из баз данных тезаурусов и грамматических словарей (на основе анализа статистики употребления словарных единиц в ПОДах). 6. Обеспечение словарно-информационного взаимодействия с другими системами – поставщиками и пользователями информации КСПБМ. Примечание: В данном разделе перечислен достаточно полный набор функций АСЛО применительно к условиям функционирования КСПБМ в значительно удалённой перспективе. Реализация указанных функций в реальных условиях создания московской Сети может производиться только поэтапно по мере её развития. Состав функций АСЛО на 2000 – 2002 гг. будет уточнён при подготовке технического проекта. 6.4.2. В библиотеках участников КСПБМ выполнение функций АСЛО возлагается на их подразделения автоматизации. Общее руководство подсистемой, поддержку словарных БД общесистемного назначения, их актуализация и предоставление для использования в библиотеки участников КСПБМ, а также методическая помощь им производится службой Администратора сети Базового центра-провайдера.
6.4.3. Средства программно-аппаратной поддержки технологических процессов подсистемы АСЛО: 1. Терминальные станции ЛВС с выходом в Интернет; 2. Общесистемное ПО (Windows NT, Windows 98 или их модификации); 3. ПО АБИС (см. раздел IV.); 4. Конвертор форматов USMARC –UNIMARC - RUSMARC; 5. Лингвистические процессоры, включая: · Трансляции ПОДов с одних языков индексирования на другие, · Машинного перевода, · Транслитерации (лат.-рус., рус.-лат. и др.), · Словарно-грамматической фильтрации новых слов в ПОДах, · Тезаурусной фильтрации новых терминов в ПОДах, · Актуализации словарей, · Преобразования алфавитных кодов. Подсистема архивации 6.5.1. Основной функцией подсистемы архивации КСПБМ является сохранение целостности его баз и массивов данных.
6.5.2. Общие организационные принципы построения и функционирования подсистемы архивации. Для сохранения общесистемных и технологических БД система архивов должна включать два уровня хранения: рабочий и страховой. 1. Рабочие архивы подразделяются на · Рабочие архивы общесистемных БД; · Рабочие архивы технологических баз и массивов данных функциональных подразделений; · Рабочие архивы массивов записей документов текущей обработки. 2. Страховые архивы подразделяются на · Оперативные страховые архивы,
· Страховые архивы долговременного хранения. 6.5.3. Ответственность за ведение и использование рабочих архивов возлагается на руководителей функциональных подразделений и назначенных ими сотрудников (например, менеджеров подразделений и групп). Периодичность и порядок (регламент) создания и актуализации рабочих архивов определяется технологическими инструкциями. Общие принципы, заложенные в регламент: 1. Рабочие архивы (копии) общесистемных и технологических БД функциональных подразделений должны актуализироваться с периодичностью, соответствующей периодичности актуализации их оригиналов; 2. Рабочие архивы массивов записей документов текущей обработки должны актуализироваться по завершении каждой рабочей схемы сотрудников или их групп, непосредственно работающих с ними или создающих их; 3. Хранение рабочих архивов общесистемных и технологических БД осуществляется назначенными сотрудниками («менеджерами») функциональных подразделений; 4. Разрешение на использование архивов этого уровня для восстановления утраченных или стертых БД дает руководитель функционального подразделения или лицо им назначенное; 5. Рабочие архивы текущей обработки находятся в распоряжении исполнителей или руководителей их рабочих групп; 6. Носителями записей рабочих массивов являются магнитные ленты и/или магнитные диски (дискеты); 7. После каждого сеанса актуализации рабочих архивов их носители должны быть закрыты для записи. 6.5.4. Ответственность за ведение и использование страховых архивов возлагается 1. В библиотеках участников КСПБМ - на руководителей подразделений автоматизации, выполняющих функции администраторов баз данных (АБД); 2. В Базовом центре-провайдере – на Администратора Сети КСПБМ. Периодичность и порядок (регламент) создания и актуализации страховых архивов определяется технологическими инструкциями, общими для всех узлов КСПБМ. Общие принципы, заложенные в регламент: 1. Оперативные страховые архивы создаются в виде магнитных копий всех текущих общесистемных и технологических БД функциональных подразделений; 2. Периодичность актуализации оперативных страховых архивов должна соответствовать периодичности актуализации соответствующих рабочих архивов; 3. Снятие копий с оперативных страховых архивов для восстановления рабочих архивов производится только сотрудниками службы АБД по его непосредственному указанию; 4. Страховые архивы долговременного хранения создаются на магнитных носителях и/или перезаписываемых CD-ROM в виде актуальных копий оперативных архивов; 5. При необходимости страховые архивы долговременного хранения могут иметь по-томную организацию, структура томов архива одного вида определяется АБД; 6. Преимущественный метод актуализации страховых архивов долговременного хранения – пополнение записями из оперативных страховых архивов, периодичность актуализации – не реже одного раза в месяц.
6.5.5. Состав программно-аппаратных средств технологической поддержки службы архивации: · Станции ЛВС, · Общесистемное ПО, · Прикладное ПО АБИС, · Архиваторы, · Стриммеры, · Пишущие CD-ROM драйверы. · Дополнительное оборудование помещений для хранения архивных копий БД, защищенное от магнито-электрических наводок. Подсистема обслуживания
6.6.1. Общее назначение данной подсистемы – реализация всех видов и форм обслуживания пользователей КСПБМ (включая и организаций – её членов) на основе эксплуатации баз данных и фондов литературы общего использования системы.
6.6.2. Функции подсистемы обслуживания выполняются подразделениями автоматизации и обслуживания библиотек участников КСПБМ и Администратора Сети в Базовом центре-провайдере при технической и технологической поддержке ГПНТБ России
6.6.3. Организационно-технологическая схема подсистемы обслуживания КСПБМ является распределённой и в этом плане условно состоит из следующих составных частей: 1. Обслуживание пользователей Сети в интерактивном режиме документами и данными, установленными на Web-сайтах узлов КСПБМ; 2. Абонементного обслуживания пользователей в интерактивном и пакетном режимах; 3. Информационное обслуживание юридических и физических лиц в режиме разовых запросов; 4. Обслуживание читателей других районов Москвы литературой, имеющейся в фондах библиотек участников КСПБМ; 5. Обслуживания по межбиблиотечному абонементу (МБА) и электронной доставке документов (ЭДД); 6. Подсистема подготовки изданий.
6.6.4. Обслуживание пользователей КСПБМ в интерактивном режиме документами и данными, установленными на Web-сайтах предполагает свободный и бесплатный доступ к следующим видам ресурсов Сети: 1. Все виды электронных каталогов библиотек участников КСПБМ (только в режиме чтения, право копирования ЭК предоставляется всем участникам Сети и взаимодействующим с нею системам по решению НТС КСПБМ); 2. Справочно-информационные массивы и данные КСПБМ и узлов сети (ограничения на копирование устанавливаются по решениям Комитета по культуре Москвы, НТС КСПБМ и Совета директоров массовых библиотек Москвы); 3. Сведения о предоставляемых узлами КСПБМ, организациями округов Москвы и другими субъектами общественной, культурной, экономической (включая коммерческую) деятельности услугах и их самих, а также их продукции, если эти сведения не составляют Государственную или коммерческую тайну, не нарушают прав личности и не противоречат требованиям морали; 4. Полнотекстовые документы и мультимедийным материалы, разрешённым их владельцами и держателями серверов для свободного доступа и копирования, а также отвечающие требованиям, изложенным в п. 4 данного раздела. Диалог всех видов пользователей с объединёнными информационными ресурсами КСПБМ при поиске осуществляется в едином для всех узлов Сети виртуальном пространстве, материализованном общей страницей экрана компьютера пользователя на Web-сайте Базового центра-провайдера. Обращение к сайтам других узлов КСПБМ может производиться через меню на странице этого сайта или непосредственно к ним с использованием их IP-адресов. Сайты узлов КСПБМ должны располагать средствами поиска на своих страницах а также трансляторами, обеспечивающими перевод режима поиска в общее информационное пространство КСПБМ. 6.6.4.2. Поиск в базах данных КСПБМ предусматривает выполнение следующих действий: · Поиск по ключевому слову или фразе; · Добавление новых ключей к предыдущему запросу с последующим поиском по расширенному набору ключей; · Повторный поиск с использованием различных предусмотренных ограничений (например год, вид издания и др.); · Выбор поисковых терминов из словаря с выполнением последующего поиска. 1. Пользователям предоставляется возможность бесплатно производить: · Просмотр найденных записей, · Просмотр словарей, · Просмотр возможных условий ограничения поиска, · Использование встроенной помощи. 2. Система должна предусматривать возможность выполнения поиска по ключевым словам, автору, заглавию, предметным рубрикам и др. с использованием логических операторов (“И”, “ИЛИ”, “NOT”) и их сочетаниям. 3. Результаты поиска выводятся на экран монитора в виде библиографической записи и/или полнотекстового документа. 4. Найденные записи, если они разрешены для свободного и бесплатного доступа, пользователь может скопировать (записать на свой диск или распечатать на принтере). 6.6.5. Абонементное обслуживание пользователей в интерактивном и пакетном режимах предполагает предоставление пользователям КСПБМ или отдельных его узлов систематических услуг по подготовке и предоставлению им на платной (не коммерческой) основе полных текстов библиографических записей, отдельных документов или их тематических подборок а также данных, которые поступили в библиотеки участников КСПБМ в заданные условиями договоров промежутки времени (аналог режимов ИРИ). Обслуживание в данном режиме выполняется в вариантах авторизованного паролями удаленного или локального доступа абонентов к специально готовящимся для этой цели информационным ресурсам КСПБМ и/или отдельных её узлов в соответствии с установленными для них правами. Данные права определяются следующими параметрами: 1. Условия аренды канала связи и оплаты услуг КСПБМ; 2. Максимальное время сеанса в режиме on-line; 3. Состав и полнота доступных ресурсов полнотекстовых документов и баз данных; 4. Объем выборки документов из баз данных или характер работ, необходимых для подготовки информационных материалов; 5. Формат(ы) импорта-экспорта информации (US MARC, UNIMARC, ASCII или других); 6. Сохранение индивидуальных настроек, сценариев поиска и их результатов на Web-сервере узла КСПБМ (личные файлы) и/или учёт установленных настроек на компьютере абонента; 7. Возможность сформировать по содержанию полученных абонентом материалов запрос на полнотекстовые документы по МБА с автоматической его передачей в службу электронной доставки МБА; 8. Возможность заказа первоисточников (или его копии) по МБА на основании поиска в распределённом ЭК КСПБМ. 6.6.5.1. Интерактивный (on-line) режим постоянного абонирования ориентирован на обслуживание коллективных услуг многим или, по крайней мере, нескольким пользователям с одинаковыми информационными потребностями по т.н. «постоянно-действующим» запросам путём предоставления соответствующей информационной продукции на Web-сервере Базового центра-провайдера и/или серверах других узлов КСПБМ. Решение об открытии конкретных видов услуг и определении их стоимости принимает администрация того узла Сети, который берёт на себя их обслуживание. 6.6.5.2. Пакетный режим постоянного абонирования предназначен для обслуживания одиночных пользователей информационных услуг, а также тех пользователей, которые не имеют выхода в Интернет. Этот режим реализуется с использованием электронной почты, предоставления информационной продукции на терминал ЛВС или путём её передачи на гибких магнитных дисках и в виде твёрдых копий. Решение об открытии конкретных видов услуг, определении их стоимости и порядка реализации принимает администрация того узла Сети, который берёт на себя их реализацию. 6.6.6. Информационное обслуживание в режиме разовых запросов предназначен преимущественно для индивидуальных пользователей (в основном – организаций, фирм и жителей Москвы) услугами, связанными со специальной подготовкой различных видов информационной продукции. Как правило, эти услуги выполняются на платной (но не коммерческой, т.е. - бесприбыльной) основе. Характер услуг, их стоимость и порядок предоставления устанавливаются администрацией библиотек, которые их предоставляют. 6.6.7. Обслуживание читателей других районов Москвы литературой, имеющейся в фондах библиотек участников КСПБМ производится в следующем порядке: 1. Исходной информацией для обращения читателей в библиотеки участников КСПБМ являются сведения, полученные из ЭК общего пользования сети о наличии необходимой им литературы в одной из библиотек Сети. 2. Сведения о наличии запрашиваемой литературы «на полке» (т.е. не выданной в данный промежуток времени читателям) могут быть получены заинтересованными лицами по телефону в библиотеке – её держателе или по электронной почте. 3. Обслуживанию, связанному с выдачей литературы на дом, подлежат все читатели библиотек участников КСПБМ. При этом факт выдачи литературы фиксируется в базе данных читателей АБИС в обычном порядке. В случае задержки возвращения книги в установленный срок или других нарушениях, об этих фактах по электронной почте передаётся сообщение в библиотеку, постоянным читателем которой является нарушитель порядка. Необходимые меры к нарушителям в установленном порядке принимают библиотеки, обслуживающие неаккуратных читателей по месту их жительства. 4. Лица, которые не являются читателями библиотек участников КСПБМ, не имеют при себе читательских билетов или являются гостями столицы, обслуживаются литературой только в читальном зале. Примечание: Положение о совместном обслуживании читателей и технологические инструкции разрабатываются на этапе технического проектирования и вводятся в действие после согласования с директорами библиотек участников КСПБМ. 6.6.8. Подсистема обслуживания по МБА и электронной доставке документов разрабатывается Всероссийской Государственной Библиотекой Иностранной Литературы (ВГБИЛ) совместно с ГПНТБ России в рамках технического и рабочего проектирования КСПБМ. 6.6.8.1. Предметами технического и рабочего проектирования системы информационного обслуживания являются: · Разработка организационно-технологических схем обработки документальных, информационных и читательских потоков; · Описание содержания, последовательности и взаимосвязи основных технологических процессов в подсистемах; · Разработка экономических принципов и условий функционирования подсистемы; · Определение состава информационных и программно-аппаратных средств для обеспечения процессов обслуживания и порядка их использования. 6.6.8.2. Обращение пользователей в подсистему обслуживания по МБА обеспечивается на этапе их обращения к объединённым информационным ресурсам КСПБМ Подсистемой обслуживания в интерактивном режиме см. п. 6.6.4. При этом система должна им предоставить: · Прайс-листы и режимы предоставления услуг МБА и электронной доставки документов; · Стоимость и другие (в т.ч. технические) условия доставки запрашиваемых документов; · Диалоговое окно для производства заказа; · Диалоговые окна электронной подписи и/или установленного в КСПБМ шифра и кода библиотеки, через которую осуществляется запрос; · Диалоговое окно подтверждения получения и приёма заказа. · Другие сведения по усмотрению НТС КСПБМ. 6.6.8.3. Технология ЭДД включает следующие основные этапы: · Получение заказа на копирование и ЭДД; · Обработка заказа; · Изготовление копий или их поиск в электронных хранилищах; · Доставка копий заказчику; · Хранение копий. Получение заказа должно обеспечиваться через WEB-интерфейс. При этом система должна им предоставить: · Прайс-листы и режимы предоставления услуг МБА и электронной доставки документов; · Стоимость и другие (в т.ч. технические) условия доставки запрашиваемых документов; · Диалоговое окно для производства заказа; · Диалоговые окна электронной подписи и/или установленного в КСПБМ шифра и кода библиотеки, через которую осуществляется запрос; · Диалоговое окно подтверждения получения и приёма заказа. · Другие сведения по усмотрению Научно-технического Совета КСПБМ. Заказ формируется на основе сведений электронного каталога той библиотеки, из которой запрашивается издание. Проверка наличия в библиотеке библиографического описания издания в электронном виде должна осуществляться автоматически программой приема заказа МБА. Заказы сторонних библиотек, поступившие через систему ARIEL, обрабатываются центром МБА по выбору Научно-технического Совета КСПБМ. Изготовление копий документов для ЭДД производится с помощью процедуры сканирования. В зависимости от характера запрошенного документа, степени его износа и запроса пользователя возможны два основных варианта электронной копии: в виде графического файла и в виде текстового файла, полученного с помощью программы распознавания. В проекте будут представлены критерии и расценки, по которым может выбираться тот или иной вариант. Доставка копий заказчикам будет осуществляться в следующих режимах (по выбору пользователя): · Посредством электронной почты; · Посредством File Transfer Protocol (FTP); · Передачей по факсу; · Распечаткой на принтере, с последующей передачей заказчику. Хранение сканированных документов связано с проблемой соблюдения авторских прав. На первом этапе проекта предлагается, что библиотеки могут хранить в электронном виде копии тех изданий, на которые отсутствуют или были сняты вопросы соблюдения авторского права. Ответственность за все претензии, возникающие вследствие хранения и широкого распространения электронной копии издания, полностью несет библиотека, создавшая или хранящая эту копию. Комплекс аппаратных и программных средств для ЭДД включает: · планшетный сканер HP ScanJet 6200C; · лазерный принтер HP LaserJet 1100; · программу приема заказов и учета расчетов с заказчиками; · программу сканирования и предварительной обработки изображений (поставляется вместе со сканером); · программу распознавания FineReader; · программу преобразования в формат PDF (Adobe Distiller). · Кроме вышеперечисленных аппаратных и программных средств в ГПНТБ и ВГБИЛ дополнительно устанавливается программный комплекс Ariel for Windows. Затраты на оборудование и программное обеспечение: · PII/330/RAM-64Mb/FDD-3,2Gb/CD-ROM/ВидеоКарта-16Mb/Монитор - 15”- 1050$ · планшетный сканер HP ScanJet 6200C - 450$ · лазерный принтер HP LaserJet 1100 - 450$ · программа FineReader 4.0 - 180$ · программа Adobe Distiller · программа ARIEL for Windows - 1000$ 6.6.9. Подсистема подготовки изданий на машиночитаемых («электронных») и твёрдых носителях реализуется на базе подразделений автоматизации, СБО и обслуживания библиотек участников КСПБМ. По технологическому принципуона может быть условно подразделена на две составные части: · Подготовки изданий на основе электронных каталогов и БД КСПБМ и · Подготовки специальных изданий других видов. 1. К изданиям первого вида могут быть отнесены различного рода библиографические сборники и подборки Б/З (в том числе – сборники новых (текущих) поступлений, тематические библиографические сборники и т.п.), информационно-справочные издания, словари и др.; 2. К изданиям второго вида могут быть отнесены: сборники трудов, методические, рекламные и др. издания, связанных с деятельностью КСПБМ, а также отдельные полнотекстовые документы и мультимедийные материалы. Для автоматизированной подготовки издательской продукции в наибольшей степени доступны виды изданий, основанных на использовании машиночитаемых массивов данных. При этом технология может быть формализована для изданий разных видов. Продукция второго рода требует традиционной редакционной формы ее создания и подготовки, поэтому в данном документе она не рассматривается. 6.6.9.1. Обобщенная технология автоматизированной подготовки изданий на основе машиночитаемых массивов и БД КСПБМ приведена на рис.. Основными ее этапами являются: 1. Этап отбора исходных записей из баз данных КСПБМ, соответствующих составу документов и/или данных, предназначенных для формирования издательской продукции; 2. Этап сортировки отобранных документов и/или данных в соответствии с видом и характером издания (например, по фамилии автора, тематике раздела, (рубрике) и т.п.) и их преобразование из внутреннего формата системы в издательский; 3. Этап редакторской и корректорской обработки документов, а также подготовки оригинал-макетов изданий; 4. Этап передачи подготовленной продукции в производство – в типографию, для записи и тиражирования на машиночитаемых носителях и/или в подразделение администратора БД КСПБМ (для загрузки в информационные базы данных для теледоступа). 6.6.9.2. Содержание технологических этапов: 1. Отбор документов из баз данных должен производиться с использованием режимов пакетного и/или диалогового поиска. · Режим пакетного поиска должен быть основным для формирования всех периодических библиографических и справочных изданий системы; · Режим диалога должен преимущественно использоваться для формирования непериодических изданий, а также в тех случаях, когда для обеспечения полноты и точности поиска а также отбора документов необходим их индивидуальный анализ на пертинентность или релевантность. 2. Этап сортировки и форматных преобразований отобранных документов и данных должен выполняться программно-аппаратными средствами системы автоматически непосредственно сразу за этапом их поиска и отбора. Результирующие массивы документов накапливаются в Промежуточной (рабочей) БД изданий. 3. Этап редакторской и корректорской обработки, а также подготовки оригинал-макетов изданий выполняется вручную специалистами редакционной службы с использованием настольных программно-аппаратных комплексов. Готовые к изданию документы передаются в Технологическую БД издательской продукции и (при необходимости) на твердых носителях в типографию для тиражирования изданий. 6.6.10. Необходимое программно-аппаратное обеспечение подразделений обслуживания: · Терминальные станции ЛВС с выходом в Интернет; · Типовое общесистемное и прикладное ПО; · ППП OFFICE 98 и выше; · ПО Настольных издательских систем (например, Adobe PageMaker 6.52 и выше); · Электронная почта; · Сканеры; · Пишущие CD-ROM драйверы; · Лазерный или струйный принтер; · Аппаратура штрихового кодирования и считывания. ***
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|