Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозное сознание, роль общественного сознания в духовной жизни и развитии общества

 

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии предстали как языческие, т.е. религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей - религии "одного языка"[9]. Потеря древними религиями своего влияния и распространение христианства означали одновременно и возникновение новой философии, которая опирается на фундаментальные идеи Священного Писания.

Духовное бытие раскрывается как бытие ценностей. Они создают как бы "вертикаль" человеческого бытия. Эта вертикаль основывается прежде всего на вере. Но она предполагает еще одно качество души - любовь. Если античная любовь - любовь эротическая, то библейская предполагает самопожертвование, милосердие и сострадание. Для христианина любовь - прежде всего Бог, а человеческая любовь есть стремление следовать божественному примеру. Любовь есть бескорыстный дар, а не что0то мотивированное вознаграждением. Даже половая любовь, с христианской точки зрения, помимо эротического момента включает в себя самопожертвование, терпимость и доброту. Любовь к Богу обуславливает надежду как важнейший компонент человеческой жизни.

Надежда есть убеждение в том, что правильный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесет свои плоды, несмотря на весь грех, неизбежный в земной жизни. Надежде противоположны уныние и отчаяние. Главное средство от них - смирение, как фундаментальная добродетель христианина. Оно предполагает соединение надежды любовью к Богу и с божественной любовью к миру.

Все эти основы христианского богословия закладывались в период патристики (от лат. Pater - отец) I - VIII вв. н.э. Это особый тип размышления Отцов церкви, целью которых было разъяснение смысла христианских истин, Пояснения текста писания. Одной из центральных тем патристики становится философско-богословский смысл явления Христа, единство трех божественных ипостасей (тема троичности).

Одним из самых влиятельных представителей патристики был Аврелий Августин ("Блаженный") (354-430гг. н. э). Ключевой идеей Августина можно считать следующую: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу; душу - через Бога. Бог и душа - главные темы философии Августина. Но через посредство установления взаимосвязи души и Бога он решает и все другие философские вопросы, в том числе - вопрос о человеке.

Проблема человека интересует его не с точки зрения "человека вообще", а с точки зрения "человеческого "я" - конкретной личности. Движение в глубь собственного "я" мыслится Августином как движение к Богу. Таким образом. Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышления над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное - таков основной путь самопознания. При этом должен соблюдаться принцип абсолютной искренности. Огромное внимание уделил Августин природе зла и свободе воли, сути истины. Он считал, что "без веры нет знания, нет истины", а "смысл истории в нравственном прогрессе".

Противоречивый процесс развития общественных отношений, роста роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогащения духовной жизни общества. Особенно важного значения теоретико-философское исследование этой проблемы приобретает в наше время. Объективными причинами, которые актуализируют важность проблем духовной жизни общества, разработку новых, нетрадиционных подходов к путям их решения является: всестороннее возрождение национального в культуре, духовности, его сближения с общечеловеческим на основе растущей интеграции жизни народов; острая необходимость становления нового качества духовности людей, их менталитета, культуры, мышления, сознания; утверждение эффективных путей формирования, воспитание духовности, культуры, сознания людей, которые бы полнее всего реализовывали духовный потенциал личности; переосмысление классических парадигм развития духовной жизни общества.

Главное задание, которое стоит перед обществом в сфере духовной жизни, заключается в том, чтобы создать условия для самого полного освоения человеком многогранного потенциала как украинской, так и мировой духовности и культуры. Чрезвычайно важно также создание условий для всесторонней самореализации духовно-культурного потенциала, сущностных сил человека, своего собственного духовного миропонимания и мировосприятия.

Какое же содержание духовной жизни общества? Духовная жизнь общества - это чрезвычайно широкое понятие, которое включает в себя многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей; совокупность идей, взглядов, чувств, представлений людей, процесс их производства, распространение, превращение общественных, индивидуальных идей во внутренний мир человека. Духовная жизнь общества охватывает мир идеального (совокупность идей, взглядов, гипотез, теорий) вместе с его носителями - социальными субъектами - индивидами, народамы, этносами. В этой связи уместно говорить о личной духовной жизни отдельного человека, его индивидуальном духовном мире, духовная жизнь того или другого социального субъекта - народа, этноса, и о духовной жизни общества в целом. Основу духовной жизни творит духовный мир человека - ее духовные ценности, мировоззренческие ориентации. Вместе с тем, духовный мир отдельного человека, индивидуальность невозможная вне духовной жизни общества. Поэтому духовная жизнь - это всегда диалектическое единство индивидуального и общественного, которое функционирует как индивидуально-общественное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...