Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По видам затрат, включаемым в нее

 

Затраты труда по категориям персонала    

Основные рабочие

(Ро = Ро.сд + Ро.повр)

Вспомогательные рабочие

(Рв = Рв.ц + Рв.с)

Руководящие работники,  специалисты, служащие, ученики, работники охраны (Р пр)
    Сдельщики (Ро.сд)   Повременщики (Ро.повр) В основных цехах (Рв.ц) Во вспомогательных цехах и службах (Рв.с)  
Показатели трудоемкости     Сдельная  трудоемкость (Тсд) Повременная трудоемкость (Тповр)

Трудоемкость

обслуживания

(Тобсл)

  Трудоемкость управления (Тупр)  
 

Технологическая трудоемкость

(Ттех = Тсд + Тповр)

 

 
 

Производственная трудоемкость

(Тпроизв = Ттех + Тобсл)

 
 

Полная трудоемкость

(Тполн = Тпроизвупр = Ттех + Тобслупр)

           

 

Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) связаны обратной зависимостью: если растет производительность труда, то сокращается трудоемкость. Но сокращается она не прямо пропорционально: выработка увеличивается в большей степени, чем уменьшается трудоемкость.

Их взаимосвязь можно выразить следующим образом:

ПВ = 100 х СТ / 100 - СТ  и СТ = 100 х ПВ / 100 + ПВ,

где ПВ - повышение выработки (в %);

  СТ - снижение трудоемкости (в %).

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д.

Основным планируемым показателем на предприятии является годовая выработка, остальные показатели используются для анализа. При внутрипроизводственном планировании роста производительности труда широко применяется показатель трудоемкости продукции.

Транспортная работа, в отличие от промышленной деятельности, измеряется в натуральном выражении – объемом перевозок грузов и пассажиров (количество и тонны, число перевезенных пассажиров), грузо- и пассажирооборотом (тонно-километры и пассажиро-километры). Поэтому производительность труда исчисляется в тонно-километрах за год, квартал и месяц на одного работника, занятого на перевозках грузов, и пассажиро-километрах – на одного работника, занятого на пассажирских перевозках. Производительность труда работников, занятых на всех видах перевозок, определяется в приведенных тонно-километрах. На речном транспорте один пассажиро-километр приравнивается к одному тонно-километру (коэффициент приведения равен 1). Производительность труда в портах на перегрузочных работах также измеряется в натуральном выражении в тоннах перегруженного груза, приходящихся на одного работника за смену, месяц, квартал, год.

Производственная деятельность порта характеризуется объемами перегрузочных работ и перевозок грузов и пассажиров, обслуживанием пассажиро- грузооборота, различного рода платными, складскими подсобно-вспомогательными работами, объемом промышленной деятельности. Производительность труда по порту исчисляется отдельно по перевозкам и по перегрузочным работам.

Производительность труда, исчисленная стоимостным методом на транспорте, не зависит от кооперированных поставок, сырья, полуфабрикатов и в меньшей степени зависит от материалоемкости продукции в отличие от промышленности. Определение сводного показателя производительности труда, рассчитанного ценностным методом, позволяет анализировать изменение его и средней заработной платы по предприятию в целом в динамике.

 

 

1.3. Методика планирование роста производительности труда с учетом

     влияния отдельных факторов

При планировании роста производительности труда используют методы: по технико-экономическим факторам, аналитический, моделирования и метод прямого счета.

При планировании производительности труда по технико-экономическим факторам в условиях развития рыночных отношений важно знать, какие факторы оказывают влияние на повышение производительности труда, какие из них тормозят его, какие имеются пути и ресурсы роста.

Факторы роста производительности труда - это те движущие силы, под влиянием которых изменяется ее уровень.

Темп роста производительности труда на планируемый год определяется отношением планового уровня производительности труда к базисному в процентах.

Расчет возможного роста производительности труда осуществляется на основе экономической оценки влияния отдельных факторов на уровень выработки продукции. В качестве меры влияния этих факторов на рост производительности труда принимается относительная экономия рабочей силы.

На внутреннем водном транспорте, как во всех отраслях народного хозяйства, применяется единая классификация факторов роста производительности труда, которая включает четыре укрупненные группы. Каждая из них подразделяется на ряд конкретных факторов с учетом особенностей рассматриваемой отрасли. Применительно к внутреннему водному транспорту факторами, определяющими рост производительности труда, являются:

1. Повышение технического уровня производства:

а) совершенствование характеристик водных путей и улучшение условий плавания (увеличение габаритов судового хода, снижение скоростей течения, продление навигации, качество судоходной обстановки); механизация и автоматизация шлюзования; увеличение пропускной способности шлюзов;

б) совершенствование типов судов транспортного флота и улучшение их характеристик (грузоподъемности и мощности судов, типа силовой установки, материала корпуса, конструктивных особенностей, степени оснащенности судов средствами механизации и автоматизации всех судовых работ);

в) совершенствование технической оснащенности и повышение эксплуатационно-технических характеристик портов (механизации и автоматизации перегрузочных работ, пропускной способности портов);

2. Совершенствование управления, организации производства и труда – улучшение производственных и организационных структур управления во всех звеньях речного транспорта, методов управления – экономических, организационных и социально-психологических, научная организация труда плавсостава и береговых работников, улучшение использования рабочего времени, повышение квалификации кадров; совершенствование и дальнейшее внедрение технических средств управления – механизация учетных и вычислительных работ, создание автоматизированных систем управления и т.д.

Эта группа факторов в основном влияет на сокращение численности условно-постоянного контингента по абсолютной величине или на единицу продукции.

К условно-постоянному контингенту относятся работники береговых предприятий и организаций, относимые на перевозки, плавсостава служебно-вспомогательного флота и работники, занятые на зимнем и навигационном отстое флота.

Проектирование труда – от физического размещения индивидуального рабочего места до способа сообщения предприятия с внешней средой, в частности с поставщиками и клиентами, – важный ресурс повышения производительности. С другой стороны, на качество организации труда влияет ряд факторов, один из которых – повышение производительности. В последние годы по мере снижения темпов экономического роста, усиления конкуренции между предприятиями и ускорения темпов экономических структурных изменений роль качества организации труда как фактора повышения производительности возросла. В этих условиях все более важным становятся новые виды занятости, такие, как неполная занятость, работа в рамках проекта, являющиеся формами труда, при которых работники имеют больше свободной инициативы, приобретают высокую квалификацию и несут большую ответственность за коллективный результат труда (например, работа во временном творческом коллективе, выполнение проекта, сроки которого жестко ограничены, нетрадиционные формы организации рабочего времени).

Многие предприятия упрощают свои иерархические структуры, децентрализовывают («делегируют») ответственность и повышают гибкость своих организаций. Эти и другие перемены подталкиваются новыми управленческими подходами. Они включают программы улучшения связи между условиями труда и жизни, а также многочисленные управленческие концепции, такие, как «точно в срок», «реинжиниринг» и всеобщее управление качеством.

 Возросли квалификационные требования к кадрам. Труд должен быть организован так, чтобы была возможность широко использовать теоретическое обучение с отрывом от производства. Таким образом, качество организации труда зависит как от структур (существующая форма организации), так и от процессов труда.

Экономический успех и конкурентоспособность фирмы имеют первостепенное значение, как для предприятия, так и для его рабочей силы. Для развития, ориентированного на перспективу, предприятиям все более необходимы квалифицированные, сознательные работники, которые могут и хотят активно содействовать техническим и организационным нововведениям.

Таким образом, здоровые работники и безопасные условия труда являются непременным условием продуктивной деятельности предприятия. Экономические цели предприятий не должны противоречить целям, которые они ставят в области условий и охраны труда, точнее, они дополняют друг друга. К сожалению, исследования показывают, что здоровье работников недостаточно ценится как фактор производства. Безопасность и охрана труда в широком смысле влияют также и на использование рабочего времени, повышение квалификации, организации труда и профессиональный рост.

Большое значение для роста производительности труда имеют инвестиции, используемые на образование, повышение квалификации, обучение новым профессиям, переподготовку кадров, то есть на улучшение качества рабочей силы. Применение современного технологического оборудования требует высококвалифицированной рабочей силы, для обучения, подготовки и переподготовки которой также необходимы немалые средства (то есть затраты на эти цели называются инвестициями в человеческий капитал).

Качество рабочей силы обусловливает 10-15% уровня производительности труда и занимает второе место после фактора научно-технического прогресса.

В нашей стране, к сожалению, сохраняется негативная тенденция ухудшения качественного состава рабочей силы. В значительной степени это связано с низким уровнем и несвоевременной выплатой заработной платы.

Происходит значительный отток квалифицированных кадров из отраслей промышленности из-за неудовлетворенности результатами труда и общей нестабильностью положения работников. Также немаловажным фактором качества рабочей силы является социально-психологический климат в коллективе и в стране в целом. Неуверенность в завтрашнем дне, боязнь потерять работу, усиливаемая отсутствием условий для передвижения рабочей силы, уменьшают стимулы к эффективному труду и снижают его производительность.

Существует четкая взаимосвязь между уровнем квалификации рабочей силы и повышением производительности. С одной стороны, производительный труд в реальных технологических, экономических и организационных условиях требует высококвалифицированных работников широкого профиля. С другой стороны, существующие профессиональные навыки и квалификация рабочей силы ограничивают возможности реакции предприятия на изменение рыночного спроса. Таким образом, с экономической точки зрения «человеческие ресурсы» больше не могут оцениваться как технически заменяемый фактор, а должны рассматриваться как фактор, ограничивающий повышение производительности, внедрение нововведений и достижение экономического успеха.

При таких обстоятельствах важной задачей является убедить руководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерство являются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности, повышение профессионального мастерства – это не только забота системы образования, но и главная составная часть политики производительности.

3. Изменение объема и структуры производства. Сюда включаются следующие факторы: изменение объема и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, партионности, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.

4. Отраслевые факторы – сезонность перевозок, продолжительность навигационного периода, показатели использования транспортного флота (нагрузка, скорость хода, коэффициент задержек в пути, порожнего пробега, ходового с грузом времени, стояночного времени) и др.

Совершенствование внутренних водных путей оказывает большое влияние на показатели использования флота (коэффициент задержек в пути, нагрузку, скорость хода) и в первую очередь на валовую производительность работы флота. Увеличение мощности и грузоподъемности до оптимальных размеров позволяет повысить техническую оснащенность труда плавсостава, так как в этом случае снижаются штатные измерители на сила- или тоннаже-сутки. Повышение мощности толкачей позволяет водить большегрузные составы, что увеличивает нагрузку на 1кВт/ч. Кроме того, с увеличением мощности возрастает скорость движения судов, что повышает валовую производительность работы флота. Все это непосредственно оказывает влияние на уровень производительности труда на перевозках.

Двусторонняя загрузка флота сокращает порожние пробеги судов и почти вдвое увеличивает производительность труда плавсостава. Изменение структуры грузооборота влияет на уровень средней производительности из-за колебания ее по видам перевозок. Наиболее высока производительность труда при буксировке плотов, самая низкая – на перевозках сухогрузов. Увеличение средней дальности перевозок сокращает удельный вес стоянок флота в портах в общем, эксплуатационном времени использования флота. Высокая производительность труда на перегрузочных работах и хорошая организация берегового и технического обслуживания флота сокращают время стоянок флота в портах, что повышает валовую производительность работы флота, а, следовательно, и труда на перевозках.

 Производительность труда на перегрузочных работах зависит от многих факторов, которые, как и на перевозках, можно свести в укрупненные группы: повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; отраслевые факторы.

Повышение технического уровня производства сказывается, прежде всего, на производительности машин, технической оснащенности труда и, следовательно, на повышении интенсивности работ и сокращении стоянок флота под грузовой обработкой. На уровень производительности труда большое влияние оказывают типы перегрузочных машин, которые различаются по грузоподъемности, рабочим скоростям механизмов подъема, поворота, передвижения, а также по количеству обслуживающего персонала.

Насыщение портов оптимальным количеством различных типов механизации позволяет повысить уровень комплексной механизации и автоматизации работ, что является важнейшим фактором роста производительности труда.

Для повышения уровня производительности труда в порту немаловажное значение имеет совершенствование типов грузозахватных приспособлений – лесных грейферов, штивующих грейферов (при перегрузке навалочных грузов), электромагнитов. Выполнение перегрузочных работ по прямому варианту (непосредственно с одного вида транспорта на другой, минуя склад) дает возможность сократить количество перевалок и снизить затраты труда на эти операции. При перевозках тарно-штучных грузов в пакетах, контейнерах, на поддонах снижается трудоемкость перегрузочных работ, повышается производительность труда по сравнению с погрузкой и выгрузкой их отдельными местами.

С целью совершенствования системы управления в крупных портах внедряются автоматизированные системы управления. Для разработки оптимального планирования, оперативного управления погрузкой и разгрузкой судов, вагонов, работой складов, механизацией, рейдовым и местным флотом используются ЭВМ. Автоматизируется также бухгалтерский и статистический учет. Все это позволяет сократить численность работников, относимых на перегрузочные работы, и увеличить производительность труда. Научная организация труда, комплексные, укрупненные бригады, совмещение профессий способствуют лучшему использованию технических средств, высвобождению рабочей силы и росту ее производительности. Сокращение потерь рабочего времени, увеличение его бюджета (количество рабочих дней, приходящихся на одного портового рабочего за навигацию) позволяет добиваться относительного уменьшения потребного контингента. Научная организация труда, ликвидация потерь рабочего времени, наиболее рациональное использование рабочей силы в портах являются важными факторами повышения производительности труда на перегрузочных работах.

Изменение объема работ и структуры производства также оказывает существенное влияние на производительность труда. С увеличением объема перегрузочных работ уровень производительности труда возрастает, так как условно-постоянный контингент (распорядительный и обслуживающий персонал) увеличивается медленнее, чем объем работ.

Трудоемкость отдельных родов груза различна, поэтому изменение структуры погрузки, выгрузки оказывает влияние на производительность труда, исчисленную по натуральному показателю объема производства.

Самостоятельной группой факторов производительности труда являются организация производства его специализация и кооперирование, а также методы управления ими. В нашей рыночной экономике в последние годы в значительной степени были разрушены сложившиеся производственные и экономические связи. В результате приватизации крупные предприятия зачастую распадались на более мелкие, что затруднило проведение единой технической политики. Во главе приватизированных предприятий в основном осталось прежнее руководство, которое, не владея современными приемами менеджмента, предпочитает работать по старинке.

Поэтому организационная и управленческая структуры российских предприятий далеко не в полной мере отвечают требованиям рыночной экономике. Перестройка организационной структуры производства и совершенствование методов его управления требуют значительных финансовых затрат, однако они быстро окупаются благодаря повышению производительности труда и развитию экономики.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что факторы увеличения производительности труда пока не работают, а без их подключения нельзя рассчитывать на долговременный устойчивый рост экономики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...