Анализ производительности труда одного работающего в порту на погрузочно-разгрузочных работах в отчетном по сравнению с прошлым годом
Фактически | Отклонение, (+,–) | Темп роста, % | |||||||
1999г. | 2000г. | ||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1. Объем переработки, тыс. тонн | 1245,9 | 1978,3 | +732,4 | 158,80 | |||||
2. Среднесписочная численность работающих на ПРР, чел. | 106 | 111 | +5 | 104,72 | |||||
3. Среднесписочная численность рабочих на ПРР, чел. | 81 | 87 | +6 | 107,41 | |||||
4. Удельный вес (коэффициент) рабочих в общем контингенте | 0,7642 | 0,7838 | +0,0196 | 102,57 | |||||
5. Средняя выработка одного работающего, тыс. тонн | 11,7545 | 17,8229 | +6,0684 | 151,63 | |||||
6. Средняя выработка одного рабочего, тыс. тонн | 15,3815 | 22,7391 | +7,3576 | 147,85 |
Исчислим влияние на производительность труда одного работающего на переработке грузов за счет изменения структуры численности работающих и среднегодовой выработки одного портового рабочего, используя расчетную формулу (2.1.) и прием цепных подстановок.
Номер | Частные показатели | Обобщающий | Расчет влияния | ||
расчета | подстановки | Уд. вес портового рабочего | Wпортового рабочего, тыс. тонн/чел | W работающих на переработке, тыс. тонн/чел | изменения частного на обобщающий |
1 | – | 0,7642 | 15,3815 | 11,7545 | – |
2 | 1 | 0,7838 | 15,3815 | 12,0560 | W1 = 0,3015 |
3 | 2 | 0,7838 | 22,7391 | 17,8229 | W 2 = 5,7669 |
Баланс отклонений: Wработающего= W1 + W2
17,8229 – 11,7545 = 0,3015 + 5,7669
+6,0684 = +6,0684
В 2000 году по сравнению с 1999 годом производительность труда по переработке грузов возросла на 6,0684 тыс. тон. Это произошло главным образом за счет увеличения средней выработки одного портового рабочего (рост производительности труда за счет этого фактора составил 5,7669 тыс. тон. или 95%) и в меньшей степени за счет увеличения структуры численности работающего, что составило 0,3015 тыс. тон. или 5%.
|
|
Используя данные таблицы 2.3. и расчетную формулу (2.2.):
Qперевозок = ССЧработающ. х Wработающ., (2.2.)
а также с помощью интегрального приема исчислим влияние на объем переработки груза, за счет изменения численности занятых на погрузочно-разгрузочных работах:
ссчработQ = ССЧработ х (W0 + W1)
ссчработQ = 0,5 х 5 х (11,7545 + 17,8229) = 73,9435 (тыс. тон.)
Исчислим влияние на объем переработки груза, за счет изменения средней выработки одного работающего:
wработQ = Wработ х (CCЧ0 + ССЧ1)
wработQ = 0,5 х 6,0684 х (106 + 111) = 658,4214 (тыс. тон.)
Баланс отклонений: Qперевозок = ссчработQ + wработQ
1978,30 – 1245,90 = 73,9435 + 658,4214
732,4 = 732,4
Объем погрузочно-разгрузочных работ по порту в 2000 году по сравнению с базисным увеличился на 732,4 тыс. тон. Это произошло в значительной степени за счет увеличения средней выработки одного работающего, что составило 658,4214 тыс.тон.(или 89,9%) от общего прироста переработки грузов. А увеличение средней списочной численности работающих на погрузочно-разгрузочных работах привело к росту объема переработки грузов на 73,9435 тыс. тон. (или 10,1%).
Рассчитаем влияние изменения объема погрузо-разгрузочных работ на величину производительности труда.
При увеличении объема переработки грузов на 58,80% численность рабочих 1999 года – 81 человек должна была бы возрасти до 129 чел. (81 х 1,59).
Фактическая численность портовых рабочих 2000 года составила – 87 чел. Высвобожденный контингент (129 – 87) = 42 чел. При расчетной численности в 129 чел. общая численность работников, относимая на погрузочно-разгрузочные работы, составила бы 153 чел. (129 + 24), а производительность труда (1978,30: 153) – 12,9301 тыс. тон./чел. Фактически она 17,8229 тыс. тон./чел. или на 4,8928 тыс. тон./чел. больше, что по отношению к производительности 1999 года (11,7545 т/чел.) составляет 41,6%. В связи с тем, что численность работающих не значительно увеличилась (7,4%), в то время как объем переработки грузов увеличился на 58,8% это явление в свою очередь обеспечило рост производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах на 41,6%.
|
|
Пофакторный анализ позволяет выявить резервы роста производительности труда. На основе анализа разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению эффективности переработки грузов. Каждое из намеченных мероприятий оценивается либо в показателях снижения трудоемкости, либо в относительной экономии рабочей силы от внедрения данного мероприятия.
Анализируя производительность труда желательно определить степень выполнения плана и динамику роста этого показателя за ряд лет, рассчитать, какие факторы и в какой степени обусловили положительное (или отрицательное) воздействие на изменение производительности труда и т.д.
Основой для разработки системы плановых показателей по труду являются: плановое задание, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.
Разработке системы плановых показателей по труду предшествует тщательная подготовка, в ходе которой намечаются мероприятия по экономии живого труда, лучшему использованию рабочей силы на основе совмещения профессий, а также внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду и сокращению потерь рабочего времени.
Основными исходными данными для составления текущих планов по погрузочно-разгрузочным работам являются заявки клиентуры на год (с распределением по кварталам). Предприятия-заказчики представляют эти заявки до начала навигации. В них указываются отправители и получатели грузов, род груза, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой, количество груза подлежащего переработки.
Планы по объему переработки грузов разрабатываются и утверждаются самостоятельно портом с учетом заключенных договоров на переработку грузов (см. Приложение 4). Договоры заключаются сроком на один год. С постоянной клиентурой допускается заключение договоров сроком до 5 лет с ежегодным уточнением объемов переработки. Годовые объемы переработки в договорах распределяются по кварталам. Задачи планирования объемов по переработке заключаются в том, чтобы обеспечить выполнение намеченного объема с наименьшими затратами.
|
|
План по численности на погрузочно-разгрузочные работы составляется с учетом числа механизмов вводимых в эксплуатацию навигационного периода и количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.
При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.
Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).
В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.
количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.
При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.
Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).
В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.
|
|