Производство и цены в условиях несовершенной конкуренции
Рассмотрим крайнюю форму несовершенной конкурентной борьбы - чистую монополию, единственную фирму-монополиста. Здесь также применимы два способа определения оптимального выпуска и равновесия фирмы-монополиста. Прибегнем сначала к первому способу – способу валовых величин. Фирма-монополист способна оказать влияние на спрос и цену товара. Ее денежная выручка может расти как за счет изменения спроса и выпуска товара, так и за счет изменения цены товара. Рассмотрим данные табл. 6.1.разберемся в том, как это получается (первые три колонки). Таблица 6.1. Выпуск товара, цена, денежная выручка и предельный доход фирмы-монополиста
Управляя выпуском от 1 до 8 ед. и, таким образом, воздействуя на спрос, а также ценой от 16 руб. за единицу товара до 2 руб., фирма-монополист может подобрать такой вариант, который принесет ей наибольшую денежную выручку. Это варианты с выпуском Q (4 и 5 ед.) и ценой (10 и 8 руб.), денежная выручка при этих вариантах равна 40 руб. Для достижения своей цели фирма-монополист использует свойство эластичности рынка, т.е. снижает цену товара до тех пор, пока растет денежная выручка. Hа рис. 6.3. кривая денежной выручки фирмы-монополиста будет выглядеть следующим образом:
40-
30-
20-
10- TR 1 2 3 4 5 6 7 8 Q (выпуск продукции) Рис.6.3. Денежная выручка фирмы-монополиста (TR) - денежная выручка, руб., (Q) - выпуск товара, ед. Выпуск товара больше 5 ед. уменьшает денежную выручку фирмы-монополиста, так как рынок становится неэластичным. В условиях неэластичного рынка фирма-монополист прибегает к обратному приему - повышает цену и сдерживает выпуск.
Если наложить на кривую денежной выручки (TR) кривую валовых издержек (ТС), то задача нахождения оптимального выпуска и равновесия фирмы-монополиста решается так же, как и для конкурентной фирмы (рис.6.4.).
TR F TC a TC
b 2
TR
Q1Q*Q2 Q Рис. 6.4. Денежная выручка, валовые издержки и выпуск Фирмы-монополиста
Первая область выпуска до (Q1)- область, в которой фирма, решает проблему безубыточности TR =ТС. Вторая область выпуска от (Q1) до (Q2) - область прибыльного выпуска TR > ТС. В третьей области, где выпуск больше (Q2) увеличение объемов производства товара, согласно действию закона убывающей доходности, приносит убытки TR < ТС. Оптимальный выпуск фирма-монополист ищет в диапазоне выпуска от (Q1)до (Q2.)Графически он определяется с помощью дополнительного построения вертикали (FQ), которая проходит на наибольшем расстоянии кривых (TR) и (ТС). Отрезок аЬ фиксирует наибольшую разницу между (TR) и (ТС), а вертикаль (FQ) фиксирует оптимальный выпуск (Q*.). Второй способ, способ предельных величин: предельного дохода и предельных издержек. Фирма-монополист стремится получить положительную экономическую прибыль (избыточную прибыль) Она имеет возможность, устанавливая рыночную власть, удержать такую прибыль. В отличие от конкурентного рынка, в котором положительная экономическая прибыль носит временный характер и исчезает под воздействием конкуренции со стороны других фирм, на рынке чистой монополииположительная экономическая прибыль более или менее постоянна и исчезает вместе с исчезновением монополии. Чтобы получить положительную экономическую прибыль, фирма-монополист управляет ценой и выпуском товара. Установленная фирмой-монополистом цена товара называется монопольной ценой. Монопольная цена не обязательно должна быть самой высокой, а выпуск должен быть как можно большим. Главное для фирмы-монополиста состоит в том, чтобы монопольная цена и выпуск обеспечивали максимальную экономическую прибыль. Чтобы определить сумму экономической прибыли надо разницу между монопольной ценой (р) и средними издержками (ATC) умножить на выпуск (Q), т.е. р – АТС * Q. Проследим эту взаимосвязь с помощью рис.6.5.
D
MR
Рис.6.5. Монопольная цена, предельный доход, предельные издержки, средние издержки и выпуск фирмы-монополиста
Монопольная цена (р) располагается на кривой спроса (D), который фирма-монополист регулирует, используя свойство эластичности рынка и таким образом увеличивает производство товаров и денежную выручку. Предельный доход (MR) от каждой дополнительной единицы товара снижается, так как эта дополнительная единица продается по снижающейся цене. Кривые предельных издержек (МС) и средних издержек (АТС) необходимы для того, чтобы выделить два действияфирмы-монополиста. Первое действие состоит в том, что фирма-монополист определяет, до каких пор приращение, или дополнительный выпуск, приносит прибыль. На рис. 6.5. видно, что он выгоден до (Q*), когда в точке Е, (MR) = (MC) (предельный доход равен предельным издержкам). Второе действие состоит в том, что фирма-монополист определяет, насколько выгоден достигнутый выпуск (Q*) т.е. приносит ли этот выпуск положительную экономическую прибыль. С этой целью проведен вектор (FQ*), который пересекается с кривой (ATC) в точке Н. Фирма-монополист подбирает такую цену, которая должна быть выше средних издержек. На рис. 6.5., монопольная цена (p) выше средних издержек, так что р > АТС. Ф ирма-монополист получает положительную экономическую прибыль, абсолютная величина которой равняется (р - АТС) * Q*. На рисунке она представлена заштрихованным прямоугольником. Следовательно, выпуск (Q*) является оптимальным, а фирма-монополист получает максимальную прибыль.
В конкурентной структуре с единственной фирмой-монополистом, с ее абсолютной рыночной властью процесс ценообразования осуществляется на основе установления единой монопольной цены. Единая монопольная цена - редкий случай. Хозяином положения является фирма-монополист. Но и в этом положении фирма-монополист учитывает следующие обстоятельства: 1) цена не должна быть столь высокой и приносящей столь большую прибыль, чтобы не привлекать конкурентов и не заставлять их идти на любой риск; 2) цена не должна быть на таком уровне, которая окажется непосильной для потребителя, отпугнет их и, следовательно, сократит спрос. К структуре чистой монополии близка естественная монополия. Она встречается в отраслях, в которых имеются ряд условий, порождаемых эффектом масштаба производства. Долгосрочные средние издержки минимизируются по мере того, как увеличивается объём выпускаемой продукции, что может привести к образованию единственной в отрасли фирмы. Фирма в течение длительного времени, если имеется возможность, способна снижать средние издержки при любом уровне объёма производства. Кривая средних издержек этой фирмы (АТС) будет отличаться от кривой, представленной на рис. 6.5. Она опускается вниз (минимизируется) по мере увеличения выпуска (Q). Следует также отметить, что при всех уровнях объёма производства предельные издержки будут ниже средних, т.е. МС < АТС. Таким образом, отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна (в силу наличия эффекта масштаба, сопровождающий рост производства) – естественная монополия. К отраслям, где чаще всего встречается естественная монополия, относятся: жилищно-коммунальный комплекс; железнодорожный и трубопроводный транспорт; предприятия телефонной связи, телевидения, электроснабжения и т.д. Функционирование крупных и даже единственных фирм становится здесь неизбежным в силу тех преимуществ, которыми они обладают на основе эффекта масштаба производства.
В олигополии, где господствуют несколько крупных фирм, процесс ценообразования осуществляется на основе дискриминации цен, лидерства в ценах и на основе олигополистических соглашений. Ценовая дискриминация учитывает эластичность рынка. Сравнительно низкие цены устанавливаются для потребителей товаров с высокой эластичностью. Сравнительно высокие цены устанавливаются для потребителей товаров с низкой эластичностью. Важно при этом иметь в виду, что монополисты не допускают к рынкам товаров с различной эластичностью конкурентов и, следовательно, не допускают перепродаж. Лидерство в ценах определяется так называемой доминантной, лидирующей в отрасли фирмой, фирмой-гигантом, устанавливающей свою цену, которой придерживаются остальные фирмы. Отказ от этой цены грозит фирмам острой конкуренцией со стороны лидирующей фирмы. Несколько крупных фирм, образующих олигополию, могут договориться между собой о квотах производства и сбыта товаров и цен на них. Такие монопольные, или договорные цены являются результатом олигополистических союзов типа картеля, джентльменств, пулов и др. Рынок, в котором проявляются монополии, не способствует эффективному использованию ресурсов. Интересы монополистов и интересы общества не совпадают и могут сильно расходиться. В результате общество несет потери, а монополисты получают дополнительные выгоды, которые могли бы пойти на пользу обществу. Монополии подрывают конкуренцию и рыночный ценовой механизм. Действительно, монополии удерживают высокие цены, в том смысле, что они всегда превышают средние издержки (р > АТС). В условиях конкурентного рынка возможность получить дополнительную прибыль привело бы к расширению производства или увеличению числа фирм, большему вовлечению ресурсов в производительный процесс и более полному удовлетворению общественных потребностей. Удерживая неравенство (р > АТС), монополисты искажают цену как главный источник рыночной информации. Искаженная цена перестает быть достоверной информацией, часто приводит к неэффективному распределению ресурсов. Постоянно подталкивая цены к росту, монополисты создают условия для возникновения инфляции. Борьба с монополиями, с монопольными ценами и диктатом на рынке должна проводиться государством, которое осуществляет антимонопольную политику. Суть антимонопольной политики проявляется в том, чтобы монополии не подавляли конкуренцию - мотор рыночной экономики, не устанавливали чрезмерную власть на рынке и высокие цены.
В ряде стран процесс монополизации строго регламентируется законодательством. В странах Западной Европы согласно закону одна фирма не может иметь более 31% общего объема продаж в отрасли, две фирмы - не более 54%, четыре фирмы – не более 64% и т.д. Аналогичное законодательство разработано и у нас, в России. Оно направлено на разрушение монополистических структур и запрещение монополистической деятельности. Демонополизация производства предполагает следующие направления: 1) разделение ряда крупных предприятий и объединений на самостоятельные производства; 2) создание новых, аналогичных по профилю предприятий; 3) диверсификация производственной деятельности и образование конгломератов; 4) развитие альтернативных производств (кооперативы, малый бизнес, иностранный капитал и др.); 5) поощрение производства товаров-заменителей; 6) контроль над ценами и их корректировка. Регулирование естественных монополий государством осуществляется через контроль над ценами и тарифами. Оно устанавливает для них в законодательном порядке максимальный уровень цен и тарифов. Чаще всего цены устанавливаются на уровне средних издержек, т.е. (р = АТС). Это даёт возможность естественным монополиям получать нормальную прибыль, поскольку она формируется в среде, близкой к конкурентной. Антимонопольная политика должна быть осторожной. Монополии в большинстве своем представлены крупными фирмами, где используются передовые технологии, выше производительность труда и ниже издержки производства. Эти фирмы в широких масштабах реализуют достижения научно-технического прогресса, они располагают значительными накоплениями капитала, что позволяет им финансировать наукоемкие высокоэффективные производственные проекты. Вполне возможно предположить, что преимущества крупных фирм, склонных к установлению монополии, могут перевесить отрицательные последствия монополизма. Поэтому в перечне средств, применяемых государством, должны быть средства, которые отличаются гибкостью. Например, контроль государства над ценами, который усиливается, как только наблюдается чрезмерное влияние монополий на их образование. Сюда относится регулирование патентной монополии, когда фирма лишь временно пользуется преимуществами от внедрения новой техники и технологии. Ту же цель преследуют государственные программы, имеющие общенациональное значение. К их выполнению привлекаются крупные фирмы. Эффект от выполнения общенациональных программ распространяется на всю экономику страны в целом (например, космическая программа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|