Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банки и денежное обращение




 

Прежде чем деньги выступят в своей активной роли – в роли финансового средства или финансового актива, они должны быть до этого собраны в определенной массе и распределены для выполнения тех или иных задач. Действительно, чтобы купить какие-либо товары или иметь финансовый актив, надо иметь определённую сумму денег, а если она есть, то надо установить, на что её расходовать. Процесс образования и распределения денежных ресурсов есть особая сфера денежных отношений – финансовых.

В рыночной экономике главным финансистом являются коммерческие банки. Они в основном занимаются финансовыми делами. Банки выполняют двойную функцию. Первая функция – централизация финансовых ресурсов отдельных лиц и фирм в достаточных размерах, вторая – предоставление услуг тем, кто в них нуждается. Тем самым банки расширяют и активизируют поле рыночной деятельности. Они сокращают трансакционные издержки (экономят время на денежных расчётах, повышают мобильность денежных средств).

Коммерческие банки вместе с Центральным банком страны образуют банковскую систему. Коммерческие банки – основное рабочее звено банковской системы. Как и всякое коммерческое предприятие, они получают прибыль за свою посредническую деятельность.Банки привлекают денежные средства населения и фирм на свои счета, они учитываются на этих счетах как депозиты. На депозиты устанавливается процент – депозитный процент. С другой стороны, банки предоставляют денежные ресурсы всем нуждающимся как ссуды или кредиты под определённый процент – ссудный процент, который выше депозитного процента. Разница между ссудным и депозитным процентом составляет валовую прибыль банка. Если вычесть издержки по организации и функционировании банка(аренда помещения, затраты на технические средства, заработная плата служащих и т.д.), то образуется чистая прибыль.

Коммерческие банки получают также прибыль по забалансовым операциям. Сюда относятся доходы за чековое обслуживание, оплаты клиентами за предоставление услуг по лизингу и факторингу.

Центральный банк – высшее звено банковской системы. Центральный банк не является коммерческой организацией. Его деятельность направлена на руководство и управление всеми банковскими структурами страны. Главные функции Центрального банка следующие:

1) обеспечение нормальной стабильной работы коммерческих банков;

2) регулирование денежного обращения;

3) эмиссия денег, а также их изъятие;

4) хранение золотых запасов и драгоценностей.

Через Центральный банк государство проводит кредитно-денежную политику, воздействуя на товарно-денежные потоки в макроэкономике, на финансовые рынки страны.

Коммерческие банки играют большую роль в денежном обращении. Банки увеличивают количество денег в обращении, они как бы делают дополнительные деньги. Банки не выпускают, не печатают деньги, этим занимается государство, и, тем не менее, банки способны увеличить количество денег

Банки заставляют деньги работать, банки превращают свободные деньги в рабочие, в активные деньги, т.е. выполняющие функции обмена или финансового актива. Без банков значительная часть денег осела бы на руках у населения или в сейфах фирм. В каждый период есть определённая масса денег, которая может превратиться в малоподвижную, с низкой ликвидностью. У потребителя такие деньги могут возникнуть тогда, когда им надо накопить достаточную сумму для покупок. В течение этого времени деньги могут находиться дома, не выполняя никаких активных действий. У фирм такие деньги возникают тогда, когда требуется накопить достаточную сумму, необходимую для модернизации производства и обновления основного капитала. В процессе кругооборота средств фирм появляются временно свободные денежные ресурсы, например, амортизация, заработная плата и т.д. В таких случаях деньги не выполняют активных функций.

Но это одна сторона дела, которая состоит в том, что возможно предложение свободных денег. Другая сторона состоит в наличии спроса на эти деньги. И такой спрос существует. Многие потребителя хотят купить товар быстрее, не дожидаясь накопления определённых сумм. Также фирмы желают быстрее решить свои задачи (купить сырьё, модернизировать производство и т.д.). Чтобы образовалась цепь, надо соединить звенья. Чтобы образовалась цепь денежного обращения, банки соединяют предложение свободных денег и спрос на них, превращают малоподвижную денежную массу с низкой ликвидностью в рабочие деньги с высокой ликвидностью, т.е. делают дополнительные деньги.

Рассмотрим процесс образования и распределения дополнительных денег с помощью баланса банка.


 

Таблица 14.1.

Баланс банка (млн. руб.)

 

Актив Пассив
Кассовая наличность: 2 Депозиты 100 Резервы: 20 Ссуды: 78

 


Допустим, на счёт банка поступило 100 млн. руб. Они учитываются в пассиве баланса как депозиты. Далее банк использует депозиты для активных операций, они учитываются в активе баланса. Не все депозиты идут на операции, которые приносят прибыль банку, поэтому не все депозиты превращаются в дополнительные деньги. Часть депозитов, небольшая – 2% или 2 млн. руб., идут на образование кассовой наличности для обслуживания текущих расчётов. Маловероятно, что вкладчики в условиях нормальной хозяйственной жизни в одно и то же время потребовали свои вклады обратно. Поэтому достаточно 2% депозитов, чтобы обеспечивать выплаты вкладчикам.

Гораздо больше отчислений от депозитов идёт на образование резервов (20%, или 20 млн. руб.). После мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который сопровождался массовым банкротством коммерческих банков, во всех странах с рыночной экономикой правительствами была установлена обязательная норма резервов в коммерческих банках – до 20% от имеющихся депозитов. Эти резервы перечисляют в Центральный банк, и они используются только как страховой фонд, предназначенный для устранения финансового краха. Резервы ограничивают коммерческую деятельность банков, но зато укрепляют всю финансовую систему в целом.

Остальная часть депозитов идёт на ссуды и таким образом увеличивает количество денег в обращении. Но банки не просто увеличивают количество денег, а увеличивают их с мультиплицирующим эффектом. В нашем примере, банк увеличил количество действующих денег в виде ссуд на 78 млн. руб. Дальнейшая их судьба может быть такова. Они идут на покупки товаров и переходят к продавцу товаров, который становится владельцем денег. Этот новый владелец денег кладет их в банк, может быть в тот же самый банк. История этих денег повторяется, они вновь появляются как депозиты, которые используются затем как ссуды за вычетом кассовой наличности и резервов.


Таблица 14.2.

Баланс банка (млн. руб.)

Актив Пассив
Кассовая наличность (2*78):100 1,5 Резервы (20*78):100 15 Ссуды (78-16,5) 61,5 Депозиты 78

 


Количество денег увеличилось на 61,5 млн. руб., которые в свою очередь вызывают новый прирост, но все меньший и меньший до тех пор, пока он не исчезнет. Число, которое свидетельствует о том, во сколько раз возрос первоначальный депозит, называется депозитным мультипликатором, который рассчитывается по формуле:

,

где md – депозитный мультипликатор, rr – норма резервов. Норма резервов определяется путём деления резервов(R) на депозиты(D), т.е. rr = . В числовом примере rr = 20:100 = 0,2 или 20%. При такой норме резервов депозитный мультипликатор md равен 5(1:0,2), а предложение денег (М) возросло до 500 млн. руб.

До сих пор мы исходим из того, что владельцы денег все имеющиеся деньги вкладывали в банки и превращали их в депозиты. На самом деле наличные деньги, в среднем 75% от их суммы, остаются у владельца, а остальные 25% кладутся в банк, а потом идут на ссуды. Следовательно, мультипликатор, увеличивающий предложение денег будет меньше, чем тот, о котором говорилось выше. Такой мультипликатор называется денежным мультипликатором. Он рассчитывается по формуле:

,

 

где mm – денежный мультипликатор, cr – норма депонирования, или наличных денег С), вкладываемых в банк на депозитные счета, т.е С:D. Если ссылаться на средние данные, то cr = 0,25.. Денежный мультипликатор mm будет равен: (0,25+1):(0,25+0,20) 2,77, а предложение денег равно 277 млн. руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...