Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискреционная политика и политика автоматических стабилизаторов




Разработка государственного бюджета – одна из сфер экономической политики государства. Она называется налогово-бюджетной политикой. Эта политика направлена на формирование и использование государственных финансов с целью обеспечить экономический рост экономики в стране.

Различают двоякого вида налогово-бюджетную политику: дискреционную политику и политику автоматических стабилизаторов.

Дискреционная политика представляет собой сумму целенаправленных и сознательно используемых мероприятий в области налогообложения и государственных расходов, которые должны способствовать повышению занятости и увеличению объемов национального производства, а также успешной борьбе с инфляцией. Она определяет главные, стратегические направления в образовании финансовых средств государства и является, следовательно, результатом глубокого и кропотливого анализа положения дел в экономике и её возможностей. Дискреционная политика обсуждается в правительственных органах в течение длительного времени и затем законодательно оформляется в виде программ и законов.

Одна из главных проблем дискреционной политики состоит в том, что государственные расходы необходимо балансировать финансовыми ресурсами за счет налогов. Ограничимся тем, что государственные расходы осуществляются в виде государственных закупок. Они обеспечиваются финансовыми поступлениями – налогами, за вычетами трансфертов и субсидий, т.е. чистыми налогами.

Согласно кейнсианской теории налоги и государственные расходы влияют на совокупные расходы, совокупный спрос и объем национального производства. Эта зависимость отражена на рисунке 15.3., в так называемом

“кейнсианском кресте”


 

 

Совокупные расходы C, I, G (на потребление, инвестиции, гос. расходы)
(C + I + G)2

(C + I + G)0

(C + I + G)1

 
 

 


Y(объем национального производства)

Y1Y0Y2

 

Рис.15.3. Влияние налогов и государственных расходов на объем национально производства

 


Приисходном равновесном состоянии в т. Е совокупные расходы (С+J+G)0

совокупные расходы обеспечивают объём производства (Yo). Если совокупные расходы возрастут, за счёт увеличения налогов, тогда кривая совокупных расходов сместится вниз до положения (С+J+G)1 и возникнет новая точка равновесия Е1. произошёл эффект вытеснения частных инвестиций и снижение потребительских расходов. Как результат этого объём национального производства сократится до Y1. На рисунке это отображено маленькой стрелкой.

В дальнейшем, те же самые налоги, превращаются в финансовые источники государственных закупок, увеличивая их. В результате чего произойдёт сдвиг кривой совокупных расходов до положения (С+J+G)2 и как следствие возрастёт объём национального производства.

Причем происходит не простое восстановление объема Y0 до Y1, а прирост объема по сравнению с первоначальным от Y0 до Y2.

На графике это фиксируется большой стрелкой. Тут мы имеем дело с мультипликатором сбалансированного бюджета (Мсб). Суть этого мультипликатора заключается в том, что увеличение государственных расходов за счет равновесной суммы налогов вызывает прирост объемов национального производства на ту же величину, т.е.

    Мсб     = Прирост национального производства Равновесная величина налогов и госрасходов     = 1

 

Мультиплицирующее влияние государственных налогов дает возможность дифференцировать дискреционную политику в соответствии с фазами экономического цикла. В период неполной занятости приемлема стимулирующая дискреционная политика. Она предполагает, первое, увеличение государственных расходов с их мультиплицирующим эффектом; второе, стабилизацию и даже снижение налогов. Государственный бюджет при этом может сводиться с дефицитом. В стимулирующей дискреционной политике широко используются заемные средства.

В период высокой активности и приближения экономики к полной занятости приемлема сдерживающая дискреционная политика (сокращение государственных расходов, рост налогов).

Дискреционная политика имеет весьма существенный недостаток. Появляется разрыв между принятием решений и их исполнением. Разрыв этот, или временной лаг, обусловлен тем, что требуется время для анализа и обсуждения бюджетных проектов и оформления их в законодательном порядке. Могут быть приняты такие решения, которые мало соотносятся с уже изменившейся экономической ситуацией. Например, в стране уже наступил подъем, а решения принимали с учетом того, что была безработица и спад. Чтобы сократить временный лаг и попытаться устранить его влияние проводится политика автоматических стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы – это утвержденные правительством и действующие в рамках экономического цикла без вмешательства администрации инструменты налоговых поступлений. Классическим примером автоматического стабилизатора является прогрессивный налог. Если в стране подъем и увеличиваются доходы, то по мере увеличения доходов согласно существующей налоговой ставке, увеличиваются абсолютно и относительно налоговые поступления. При спаде налоговые поступления уменьшаются.

Другой пример – пособия по безработице и другие социальные выплаты. Они растут в период спада, а в период подъема уменьшаются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...