Организация государственного
Стр 1 из 53Следующая ⇒ Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215 8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции по оптовым поставкам товаров................................................................... 215 8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям и оказываемые им услуги............................................................................. 219 8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224 Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения розничной торговой сети..................................................................... 231 9.1..Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение» и «товароспабжение».................................................................................... 231 9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234 9.3. Организационно-экономические формы товародвижения и товароснабжения........................................................................................ 2.48 9.4. Организация доставки товаров в.магазины............................................... 2*14 9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252 Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261 10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261 10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267 10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых и технологических процессов....................................................................... 271 10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275 Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281 11.1. Роль, функции и классификация складов................................................... 281
11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287 11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291 11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295 Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302 12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302
2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323 13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323 13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом.... 326 13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329 13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного ение ВВЕДЕНИЕ Коренные изменения, произошедшие в ро ссий ской экономике с начала реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятий, их приватизация. Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия. В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15 % от общего количе ства занятых в экономике страны; число предприятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%.
Та ким об разом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе- чения нас еления. Пр и ее посредстве пр оизведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложени я и пок упательского спроса. Торговля является источг шком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет. Исходя из большого экономического и социального значения торговли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основные цели: • определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечественных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства; • усовершенствовать организационную и технологическую структуру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри- ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования; • определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка; • обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание; • создать отраслевую информационную систему внутренней торговли и службу мониторинга торговых предприятий; • ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей. Достижение высокой степени либерализации экономики и финансовой стабилизации в стране создало условия для перехода к решению задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществлении комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает:
• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей; • создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур; • определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания; • улучшение управления па предприятиях, стимулирование повышения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации товаров поумеренным ценам; • четкое разграничение ответственности и прав собственников, Введение
в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффективным собственникам; • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий. Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в торговле увеличивают потребность в высококвалифицированных специалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую теоретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы. Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, установления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.
В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческая логистика». Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ Г 1.1. Принципы и содержание организации
государственного регулирования торговли 'азвитие рыночных отношений в России показывает, что одна из на и-олее сдож1 ШХ проблем — это отн ошения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и прак тика эко номически разв итых государств говорят о 1тео бходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это во прос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Зде сь существуют две конц епции. Первая п олучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется KeUHCuaHgcoujiojiueH и ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно о сновательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране сте пень государственного рег улирования определяется исходя из о собенностей экономической системы. В Российской Федсра1ли1 ^)еударств о дос таточно основате льно ре Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь- ё П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается отв етственно сть за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.
Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ству ющее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, *>"* а также сопутствующими им договорами перевозки гр узов, хранения на товарном с кладе, страхования имущества и др. Важной сферой госуд арственного регулирования является также q система палогообложения пре дпринимательских структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определ ены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок. Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится эко номичес кое _регул_иров_ание. Стратегической целью такого регулирования является соз дание необходимых услов ий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны- _ми _задачамп системы государственного рег улирования торговли Д_ стали: форм ироваш шдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^ре гулирования иностранны х инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи рования, кредитования, квотирова пия^эфф сктивный контр оль защиты прав и соблюдения интересов потребтелей/сти мулиров ание обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание тре буемых тчпзщщпотоков для обеспечения государственных нужд. 1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования. Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные групп ы торговых организаций, являющихся объектами г осударственного регу лирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по гене ральным соглаше ниям с органами исполнительной вл асти всех уровней и создающие своеобразную зону страт е гичес кого контроля "исполнительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях. Механизм государственного регулирован ия должен опираться на дгест ь ведущих принципов: 1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке., 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию. 3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций. 5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ 6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-
№ V Г <f ^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли 1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения
мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения. В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики. Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики. В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей. Непос редственным организатором, координатором и исполнителем функций государственно го регулирова ния торговли является муниципа льный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор- гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|