Методы государственного регулирования товарного обращения
Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики. Государс твенное регулирование товарного обращения осуществляется раз нообразными методами^ которые можно объединить в четыре группы: •^ правовые нормы; • финансово-экономические рычаги; • защита прав потребителей; • регулирование торговой практики. Создава я правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг, 'собое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечи-ающие равные возможност и для соперничества^ на рынке. Совокуп-юсть правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила азвание антимонопольного (антитрестовского) законодательства. |р Российской Федерации с 1991 г. действует федеральны й закон О конкуренции и ограничении монополи стической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во icex развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам, современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограни-[ителыюй деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. и.
При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка. IP! '« 14_________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке: определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью которого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рынка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы: H = Sf+S2r + S23+... + S2„, где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S.2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д. В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является го сударственное регул иров ание цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о ко нтроле над ценами об ычно р^1зре1шает_п равительству издавать _р_аспоряжения (урегулир овании цен jjajafiKojopbie товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, но-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирован ия цен на се льско хозяйс твен-ную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.
Государственное регулир ование цен сочетается с финансо во-кре-дитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.). 1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения ___________ Ijj В системе государственного регулирования рынка и товарного обращения важное место занимают вопросы за шиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать. В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предвар ительного лицензирования произв одства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией. В развитых странах интересы потребителей представляют многие авительственные и неправительственные организации и учрежде- я, действующие на основе получения прибыли и не преследующие ли получения прибыли. Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели: 1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли. 2. Информировать предприятия о том, что запрещено. 3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.
Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались применяются разнообразные методы экономического и неэкономи-еского воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в коечном счете, подчинены триединой цели обеспечить: • производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок; • потребителю свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления; • третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов. Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране. Глава 1, Организация государственного регулирования торговли
Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю. Особого внимания заслуживает защбежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима: • предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний; • покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|