Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы государственного регулирования товарного обращения




Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эво­люционному развитию экономики.

Государс твенное регулирование товарного обращения осуществля­ется раз нообразными методами^ которые можно объединить в четыре группы:

•^ правовые нормы;

• финансово-экономические рычаги;

• защита прав потребителей;

• регулирование торговой практики.

Создава я правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направлен­ную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг, 'собое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечи-ающие равные возможност и для соперничества^ на рынке. Совокуп-юсть правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила азвание антимонопольного (антитрестовского) законодательства. |р Российской Федерации с 1991 г. действует федеральны й закон О конкуренции и ограничении монополи стической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во icex развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет моно­полий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам, современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограни-[ителыюй деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизон­тального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. и.

При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.


IP!



14_________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

Существует ряд способов оценки и диагностирования монополис­тической власти на рынке: определение степени превышения рыноч­ными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в вы­ручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью ко­торого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рын­ка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы:

H = Sf+S2r + S23+... + S2„,

где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем

поставок;

S.2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

В системе финансово-экономических рычагов одной из централь­ных проблем воздействия на рынок является го сударственное регул и­ров ание цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свобо­ду установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о ко нтроле над ценами об ычно р^1зре1шает_п равительству издавать _р_аспоряжения (урегулир овании цен jjajafiKojopbie товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразо­вании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государ­ственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному кон­тролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, но-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирован ия цен на се льско хозяйс твен-ную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы по­требителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.

Государственное регулир ование цен сочетается с финансо во-кре-дитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).


1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения ___________ Ijj

В системе государственного регулирования рынка и товарного об­ращения важное место занимают вопросы за шиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.

В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предвар ительного лицензирования произв одства и торговли отдель­ными видами товаров. Особое внимание уделяется организации госу­дарственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартиза­цией и сертификацией.

В развитых странах интересы потребителей представляют многие

авительственные и неправительственные организации и учрежде-

я, действующие на основе получения прибыли и не преследующие

ли получения прибыли.

Особую группу методов государственного регулирования товарно­го обращения в развитых странах составляет сформировавшееся зако­нодательство в области торговой практики. Оно преследует следу­ющие основные цели:

1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.

2. Информировать предприятия о том, что запрещено.

3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались применяются разнообразные методы экономического и неэкономи-еского воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в ко­ечном счете, подчинены триединой цели обеспечить:

• производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;

• потребителю свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;

• третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов.

Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения опре­деляются в каждый данный момент конкретной экономической и со­циальной ситуацией в стране.



Глава 1, Организация государственного регулирования торговли


 


Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвен­ного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

Особого внимания заслуживает защбежный опыт развития инфор­мационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, разви­тия малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным крите­рием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

• предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;

• покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безо­пасного их потребления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...