Размещение розничной торговой сети в городах
Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на территории города. При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд факторов: • градостроительные величина города, форма плана (компакт 2 Зак. 298 ншм Таблица 2.1 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли
-о о
ы сп
"шя^^га^^йя Окончание табл. 2.1
с?
Таблица 2.2 Перечень требований к оформлению магазинов различных типов
о
J3 Окончание табл. 2.2 ы с»
Примечание. Знак «+» означает, что выполнение требовании предусмотрев; ЗНаК «-» — НИ ПредУшАТрйнО. со со Глава 2. Розничная торговая сеть • транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение трамвайных, автобусных остановок, станций метро; • социальные — необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания; • экономические — обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности магазинов. Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания. Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое. Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, и, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей. Групповое размещение, магазинов вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса или взаимозаменяемых. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсутствии универсального продовольственного магазина или универсама позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Ступенчатое размещение магазинов основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Например, широкий ассортимент кондитерских изделий обеспечивается в кондитерском магази- 2,$. Размещение розничной торговой сети в городах ____________________ 41 не, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и конфеты наиболее частого спроса — в универсамах. Таким образом создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени. На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная система размещения торговой сети. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения. Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значения, заключается в обеспечении населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они население в пределах пешеходной доступности. Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей. К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их размещают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.
'-«К предприятиям городского значения относятся также и магазины-вклады. Они могут быть размещены в коммунально-складской зоне, |$а границе промышленной и жилой зон или в селитебной зоне города..' Перспективным направлением в организации розничной торговой Сети является размещение магазинов в составе торговых центров. Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и пред приятии но оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен па определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое i^i предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин. Глава 2. Розничная торговая сеть Для комплексного обслуживания населения и усиления архитектурно-композиционной выразительности городской застройки торговые центры целесообразно объединять с культурно-зрелищными и другими учреждениями. Размещение магазинов в составе торговых центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возможность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами времени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксплуатации предприятий, входящих в его состав. Как показала практика, концентрация предприятий торговли в таких центрах по сравнению с предприятиями, размещенными в отдельно стоящих зданиях, обеспечивает экономию удельных капитальных вложений и сокращение эксплуатационных расходов. Торговые центры могут быть двух типов: местного и городского значения. Торговый центр местного значения включает в качестве самостоятельных объектов универсам, столовую, магазин полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, комплексные приемные пункты бытового обслуживания. Торговый центр городского значения включает универмаг, магазин типа «Гастроном», ресторан, кафе, бар, Дом быта и другие специализированные предприятия обслуживания и размещается в общественном центре города. При этом в малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской центр. В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегородскому торговому центру может быть создан подцентр. В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. Общегородской торговый центр и торговые центры планировочных районов должны быть удобно связаны маршрутами общественного транспорта. В центральных районах сложившихся городов торговые центры целесообразно формировать в виде пешеходных торговых зон с размещением на них разнообразных предприятий торговли и общественного питания. В настоящее время развитие материально-технической базы розничной торговли осуществляется при участии финансовых и материальных ресурсов как государства, так и частных лиц, причем с упразднением отраслевых централизованных фондов, дефицитом городских (местных) бюджетов в структуре источников инвести- 2.3. Размещение розничной торговой сети в городах ____________________ 43 ций наибольший удельный вес занимают инициативно привлекаемые средства. В результате сокращения инвестиций в розничную торговлю качественный состав сети изменился. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети: киосков, палаток и т. п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание. С одной стороны, увеличение пунктов реализации товаров способствует сокращению времени покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды. С другой стороны, опережающие темпы роста объектов мелкорозничной сети отрицательно характеризуют развитие процессов формирования торговой сети в целом: • мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, ~ • многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов; • отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение санитарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здоровье потребителей; • мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качества, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав потребителей; • значительная часть денежных средств от предприятий мелкорозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты; контроль за их деятельностью ввиду специфики организации затруднен; • развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента инфраструктуры рынка. Очевидно, что население нуждается в мелкорозничной торговле, поскольку еще какое-то время она будет решать социальные задачи по приобретению необходимых товаров непосредственно по месту жительства граждан, по решению проблем занятости населения региона, сезонной торговли. Но необходимо предпринимать определенные меры, чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизованные формы: 'ПК* Глава 2. Розничная торговая сеть • во-первых, должна быть проработана стратегия размещения объектов мелкорозничной сети, исходя из того, что они должны размещаться, в первую очередь, в районах нового жилищного строительства, в которых ввод объектов торговой инфраструктуры отстает от ввода жилья; • во-вторых, следует упорядочить размещение объектов мелкорозничной сети в торговых зонах, поскольку зачастую они установлены вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебными, лечебными учреждениями, что создает неудобства как для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно и пожилых людей, нестабильную обстановку для детей, так и для нормального функционирования этих учреждений. Кроме того, непродуманность размещения создает сложности для движения пешеходов и пассажиров (около и внутри станций метрополитена, вокзалов), а также создаются предпосылки для аварийных ситуаций и возникновения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта). Поэтому наиболее целесообразным является функционирование самостоятельных объектов мелкорозничной сети в составе торговых комплексов. Торговый комплекс — это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В центральной части города, которая представляет интерес для туристов и гостей, где располагаются различные учреждения и которая по сути является транзитной для горожан, приоритеты должны быть отданы торговле сувенирами, товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками. Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе, с условием благоустройства территории и поддержания архитектурно-планировочного вида па соответствующем уровне, с проведением последующих реконструкций и модернизаций объектов торговли. В последние годы в городах стала усиленно развиваться другая ветвь внемагазипиой формы продажи — городские рынки. Рынок — это организация, создающая условия для ведения тЬргов на основе договоров купли-продажи. Рынки подразделяют на сельскохозяйственные (бывшие колхозные), продовольственные, вещевые и смешанные. 2.4. Современные направления развития розничной торговой сети _______ 45 Как правило, рынкам предоставляются определенные льготы в налогообложении — их относят к льготной категории налогоплательщиков с соответствующим понижающим коэффициентом. Со своей стороны, они обязаны определенный процент торговых мест предоставлять бесплатно льготным категориям торгующих — пенсионерам, инвалидам и Др. Правильное размещение торговой сети должно обеспечить: * • оптимальное соотношение различных видов розничной торговой i сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные "*1 формы продажи товаров; ^ • рациональное использование торговых площадей за счет вне- V" дрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых, объектов; \j • рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов; • рационализацию торговых процессов за счет внедрения совре ЪА. Современные направления " развития розничной торговой сети Развитие розничн ой торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговы х услуг/ Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения. Широкое видовое ра знообразие предприятий розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и вне-магазинных форм продажи товаров: посылочная торговля, торговля по каталогам, сетевой маркетинг, внемагазинная торговля с использованием электронных технических средств, торговля па рынках и другие формы продажи товаров. М ногообразие типо в розничных торговых предприятий классифицируется по масшта бу деятельности, размер у тор говой площади, товарной специализации, методу обслуживания населения, обслуживаемому сегменту рынка товаров народного потребления, во многом определяемому значительной дифференциацией доходов населения. Причем последний принцип классификации торговых предприятий Глава 2, Розничная торговая сеть появился недавно, но занял твердые позиции. Идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов. Это, с одной с тороны, предприятия, обслуживающие покупателей с большими доходамиТГГсбответственно, с большими возможностями приобретения товаров. Такие магазины имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высокий уровень торгового обслуживания. С другой стороны, это розничные торговые предприятия, ориентированные на торТбвое обслуживание населения со средними и низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения. Как показывает^опыт развитых стран и наметившиеся тенденции • магазины относительно невысоких цен типа «магазин-дискаунт», • универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превышает прожиточный уровень; • специализированные магазины, крупные универмаги, супермар- ' ных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими В каждой группр торговых предприятий проводится различная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера. Одноврем енно с этим обострение конкуренции на рынке привело к н еобходимости определения новых подход ов к развитию розничных предприятий. Утвердилась практика разработки концеп ций, основанных на общих идеях формирования ассортимента и обслуживания населения. При этом предусматривается создание единообразного внешнего облика магазинов, использование схожего оборудования и внутреннего оформления, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров. Я Л. Современные направления развития розничной торговой сети _____ 47 В такие конце пции обычно включают разделы: ассортиментные перечни" товаров; схемы размещения оборудования и товароТвГуказания по организации расчетных узлов, определению зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформления продуктов питания и фирменной одежды персонала; образцы ценников и др. Наибольшие возмож ности для реализации концепций развития розничной торговой сети предоставляют различного рода «торговые цепи». В зарубежной практике преобладающее место в их составе зани -мают продовольственные магазины самообслуживания с сопутст вующи ми непродовольственными товарами, рассчитанные на кажд однев-ные покупки (супермаркеты ^ крупные универсальные магазины, располо женные преимущественно в приго родах и на трассах, с башни-ми площадя ми для стоянок автомобилей и рассчи танные в д^щ рлщуцш закупки товаров н а неделю или более длительныйТ1ериод (Ггипермарк&? ^ть1^?1С1агазинь1-диск^тъ}) торгующие товарами по ценам более низким ПО сравнению с другими торговыми предприятиями. ■;-; По}шбные тенденции в формировании торговой сети получили уже Некоторое развитие в России, но не стали пока определяющими. Раз работку кон кретных концепций развития розничной торговой сети*должны брать на себя региональные и муниципальные органы управления торговлей, торговые корпорации. Кор[юр^гшо£4ац1авлеиие представляет собой организационную модель ведения бизнеса, нацеленную на наиболее эффективное выражение интересов собственников, органон управления (советов директоров и др.), управляющих и наемного персонала. Особенность торговых корпоративных организаций состоит в том, что они стремятся вовлечь и корпоративные интересы также и потребителей, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации. В этих целях предусматривается введение для постоянных контингентом покупателей корпоративных пластиковых карточек, служащих удобной формой расчетов, предоставления различного рода скидок и бонусов. Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазином». Потенциальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных Глава 2, Розничная торговая сеть it
магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5% скидкой. Важным звеном корпоративного управления является хорошо налаженная работа торгового менеджмента, включая функции координации, маркетинга, эффективной организации труда, экономии издержек обращения и образцового обслуживания населения. В центре внимания при этом находятся вопросы защиты прав потребителей. Необходимо также постоянно заботиться об инвестиционной привлекательности торговых предприятий с целью повышения их эффективности. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|