Модель управляемой системы школы.
На рис. 1 в левой части показаны основные входы школы как открытой системы. Эти входы можно разделить на три группы:
· основной вход – ее учащиеся; · средства, необходимые для осуществления образовательной деятельности; · ограничения – нормативно-правовые, цели и задачи. Учащиеся составляют основной вход школы. «Поставщиком» контингента учащихся является семья и дошкольные учреждения. Поставщиками кадров для школы выступают педагогические учебные заведения. В условиях концептуального, программного и методического плюрализма в современном школьном образовании для школы и ее руководителей становится актуальным выход на контакты с Производителями и Поставщиками таких ресурсов – учеными и научными организациями, разработчиками программ и образовательных технологий. Школа не может обойтись без здания и соответствующей инфраструктуры (коммуникаций, аудиторного фонда и т.д.) Этот необходимый ресурс создается путем капитального строительства. Современное школьное образование и жизнеобеспечение школьного комплекса немыслимо также без материально-технических ресурсов: оборудования, приборов, средств обучения, воспитания, управления.
Нормативно-правовое обеспечение школы также предполагает ее взаимодействие со всеми источниками подготовки и принятия значимых для школы нормативных актов. Таким образом, для жизнедеятельности современной школы необходимы: контингент учащихся, кадровое, программно-методическое, информационное, материально-техническое, финансовое, нормативно-правовое обеспечение. Школа – динамическая система, поэтому ее можно рассматривать как некий интегральный процесс жизнедеятельности. Этот сложный процесс состоит из четырех крупных составляющих, каждая из которых связана с соответствующей большой подсистемой школы. Процессы (подсистемы) школы: · образовательный; · инновационный; · обеспечивающий; · управленческий. Современное видение, понимание школы как объекта управления подразумевает, что школа прежде всего является социальной организацией (и значит, в управлении ею необходимо использовать все известные достижения науки об организациях), но – социальной организацией особой (и значит, внутришкольное управление должно применять общие принципы управления с учетом этих особенностей, специфики). С различными организациями человек сталкивается с самого раннего детства. Можно сказать, что мы живем в мире организаций, и наша жизнь зависит от того, как они устроены и как работают. Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных). При таком понимании организации в центре внимания оказываются два момента: объединенные люди, группа, сообщество (на высоком уровне развития – коллектив) и их совместная целенаправленная деятельность, сотрудничество. Исходя из этого, школьная организация рассматривается как: · сообщество людей – взрослых и детей; · система их совместной деятельности и общения; · среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества. Если смотреть на социальную организацию извне, она предстает как некий социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.
Вопросы для самопроверки 1. Что называется социальной организацией? 2.Что дает понимание школы как социальной образовательной организации? 3. Как будет выглядеть модель каждой из основных подсистем школы, построенная по схеме: вход – процесс – выход? 4.Укажите линии поведения школы по отношению к внешней среде.
Литература 1.Мескон М.Х. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.,1992. 2.Пригожин А.И. Организация: системы и люди.-М., 1983. 3.Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева._ М.:Центр социальых и экономических исследований, 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|