Тема 10. Система образования в РФ.
Образование в России строится как целенаправленная динамическая социально-педагогическая система, постоянно совершенствуемая с развитием общества. Она представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание системы преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и ориентации, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (Закон РФ об образовании ст. 8).
Образовательные программы. Основной стратегической направленностью общеобразовательных программ является формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. В практической деятельности используются следующие образовательные программы: А) дошкольного образования; Б) начального образования; В) основного общего образования; Г) среднего (полного) общего образования. Основной стратегической направленностью профессиональных образовательныхпрограмм является последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня подготовки специалистов соответствующей квалификации. В настоящее время в системе образования используются следующие программы: А) начального профессионального образования; Б) среднего профессионального образования; В) высшего профессионального образования; Г) послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум (ядро образования) содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.п.). Программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Образовательные учреждения. Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: · государственными; · муниципальными; · негосударственными (частными); · принадлежащими общественным и религиозным организациям. В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения следующих типов: · дошкольные; · общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования); · профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); · дополнительного образования (детей и взрослых); · специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; · учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; · другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).
Учредителем (учредителями) образовательного учреждения выступают органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, отечественные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации, а также фонды, общественные, религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ и других государств. Возможно совместное учредительство образовательных учреждений. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид последнего), определяющийся в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ, устанавливается при его государственной аккредитации. В РФ установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): А) основное общее образование; Б) среднее (полное) общее образование; В) начальное профессиональное образование; Г) среднее профессиональное образование; Д) высшее профессиональное образование; Е) послевузовское профессиональное образование.
Органы управления образованием. Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней. Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования). Второй уровень органов управления образованием – это уровень субъектов РФ (региональный) (Министерства образования республик, краев, областей и т.п.). К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
Вопросы и задания для самопроверки: 1. Что объединяет система образования? 2. Какие существуют образовательные программы? 3. Какие существуют типы образовательных учреждений? 4. Как соотносятся организационно-правовые формы образовательных учреждений и их учредители? 5. Охарактеризуйте систему органов управления образованием.
Литература: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.:Под ред. С.А.Смирнова. – М.:Изд. Центр «Академия», 1998.
Вопросы к итоговому контролю 1. Эволюция управленческой мысли. 2. Понятие "управление", "педагогический менеджмент". Предмет теории управления школой. 3. Принципы управления. 4. Методы управления. 5. Функции управления: понятие, классификация, система. 6. Законодательная основа управления: Конвенция о правах ребенка. 7. Законодательная основа управления: Закон об образовании. 8. Положение о средней школе. 9. Устав школы. 10. Компетенция органов управления образованием различных уровней. 11. Права и обязанности администрации школы. 12. Совет школы. 13. Педагогический совет школы. 14. Методические объединения учителей-предметников и классных руководителей. 15. Родительский комитет. 16. Взаимодействие школы с внешней средой. 17. Функции управления: педагогический анализ. 18. Функции управления: целеполагание. 19. Функции управления: планирование. 20. Функции управления: организация. 21. Службы управления. 22. Школьная документация. 23. Повышение квалификации и аттестация школьных работников. 24. Функции управления: регулирование. 25. Управленческая культура руководителя. 26. Функции управления: контроль. 27. Школа как социально-педагогическая система. 28. Школа как объект управления. 29. Система народного образования в РФ. 30. Охрана здоровья и жизни школьников. 31. Различные подходы к образованию (системный, функциональный, ситуационный). 32. Многообразие типов школ в современной образовательной системе страны. 33. Права и обязанности участников образовательного процесса. 34. Регламентация трудовых отношений в школе. 35. Типы школ в истории России.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|