Управленческая культура руководителя
Управленческая культура – культура, связанная с сознательной деятельностью общественных институтов и отдельных индивидов, направленная на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений. Управленческая культура – понятие интегративное. Это синтез деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, необходимых для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления. По мнению В.А. Сластенина, компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Технологический_компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы внутришкольного управления. Предполагает решение специфических педагогических задач, которое основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.
Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, как организатор. Более подробная градация предполагает выделение в структуре управленческой культуры следующих взаимосвязанных компонентов. Успешность в реализации административно-управленческих функций (сбор и обработка информации, педагогический анализ, планирование). Культура принятия управленческого решения. Четко и своевременно ставить проблему, определять критерии и ограничения для принятия решения; привлекать членов коллектива к принятию решений, принимать единоличные оперативные управленческие решения на основе своей компетентности и должностных полномочий; давать четкую формулировку принятому решению с указанием исполнителей и сроков; контролировать и доводить до конца принятое решение. Развитие инновационной деятельности, управление ею. Генерировать перспективные идеи, мотивировать и воодушевлять педагогический коллектив на работу по освоению инноваций информационно поддержать нововведение; оказывать своевременную и квалифицированную помощь педагогам, включенным в процесс освоения новаций Профессионально-педагогическая культура руководителя: целостно, системно, видеть педагогический процесс (от целеполагания до конечного результата); анализировать, организовывать и выстраивать его на научной основе; владеть профессиональным мастерством преподавания предмета, современными педагогическими технологиями; оказывать квалифицированную методическую помощь учителям.
Социально-психологическая культура руководителя школы (создание творческогопедагогического коллектива).Обеспечивать сплоченность и единство коллектива, направлять его на достижение целей школы; создавать актив (ядро) из опытных и высокопрофессиональных педагогов, превращать сотрудников в коллектив единомышленников; сохранять и развивать традиции школы. Мотивирование коллектива. Стимулировать положительную трудовую мотивацию учителей; создавать условия для удовлетворения потребности педагогов в самореализации; создавать ситуацию успеха в труде, поощрять разработку авторских программ, защиту собственных планов и т.д. Создание благоприятного психологического климата в коллективе: регулировать межличностные отношения в коллективе, не выделять никого своим особым отношением; создавать и поддерживать оптимистическое, бодрое настроение; формировать здоровое общественное мнение; укреплять доверие членов коллектива друг к другу, к руководителю; грамотно и эффективно разрешать конфликты. Культура общения руководителя. Эффективно пользоваться методами убеждения; гибко изменять стиль управления в зависимости от ситуации; способность к рефлексии, учет мнений окружающих о себе, о своей деятельности; инициативность в общении; проявлять в общении с коллегами такт в любой ситуации; проявлять самообладание, постоянно контролировать себя в общении. Деловые и личностные качества руководителя: личная организованность, работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность; требовательность к себе и другим; практичность; способность устанавливать справедливую меру воздействия; объективность; способность замечать и отмечать положительное в работе коллег; видеть недостатки в деятельности работников, критиковать без предвзятости; способность видеть индивидуальные особенности работников и находить им наилучшее применение; психолого-педагогический такт; критичность мышления; умение наблюдать, изучать.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение управленческой культуры. 2. В чем сущность понятия «стиль работы руководителя». 3. Назовите составляющие управленческой культуры руководителя. 4. Что такое общение? Какие вы знаете формы управленческого общения? 5. Представьте модель личностно-деловых качеств руководителя. Проанализируйте ее. Литература 1.Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,1997. 2.Шепель В.М. Управленческая психология.-М.:Экономика, 1984. Тема 8. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский ), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком. После принятия Закона об образовании (1992г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс.
Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, также правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Своеобразие этого вида образования связано с инновационными идеями: гуманистической направленности (отказ от функциональной заданности этого процесса, самоопределение ребенка, формирование личностной позиции, переход от «культуры полезности» к «культуре достоинства»), индивидуализации обучения, превращения знания в инструмент творческого освоения мира. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга школьников, совместная деятельность в кружках, секциях, студиях, других творческих объединениях, совместные экскурсии, туристические походы и путешествия, деятельность попечительских советов, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Дополнительное образование выполняет функции и социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Вопросы для самопроверки 1.Что такое социально-педагогический комплекс? 2. На что направлена разветвленная сеть различных учреждений? 3. Назовите формы сотрудничества детей и взрослых, учителей, родителей, работников социальной сферы. Литература 1. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников.-1994.№1.-с.2-4. 2. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения // Народное образование.-1994.-№1. 3. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М., 1986. 4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|