Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями
Отношения между поколениями проявляются в широком диапазоне значений. Наряду с совпадением в главных позициях, могут быть существенные различия во вкусах, интересах и взглядах. Единство не означает тождества. Новые условия создают иную жизнь, непохожую на прежнюю. Вполне естественно, возникают непохожие ценностные ориентации, цели и мотивы поведения. Однако может возникнуть и такая ситуация, когда отношения между поколениями приобретают конфликтный характер, увеличивая дистанцию непонимания до враждебного противостояния. Напряжение может нарастать в одних сферах, постепенно охватывая все более обширные пространства культуры. Многообразие оттенков в отношениях между поколениями можно исследовать по таким направлениям: 1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, отношение к ним системы государственной власти. В современных условиях в наиболее трудном положении оказались молодежь и старики. Они нуждаются в создании особых условий для их защиты. 2. Экономический аспект характеризует уровень занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. Инфляция и безработица, сокращение рабочих мест, развитие большого и малого бизнеса создали новые условия труда, требующие иной экономической культуры, владения навыками менеджмента и маркетинга. Все это достаточно ново для старшего поколения, вызывает неприязненное отношение к коммерции и прагматизму современной молодежи. Многие прежние профессии потеряли значение, вызвали необходимость приобретения новых специальностей в зрелом возрасте. Молодое поколение оказалось более приспособленным к рыночным отношениям, к изменению престижа профессий.
3. Политический аспект характеризует отношения между поколениями в системе власти, уровень политической активности, участие в партиях и движениях, митингах протеста и других формах. Важным показателем степени напряженности между поколениями является критика или защита прежнего строя, симпатии или антипатии к вождям и лидерам советского общества, различия в оценке справедливости репрессий. Периодически возникают новые “горячие точки” в отношении к политике правительства, к стратегии реформ, выдвижению молодых во властные структуры, к продолжению демократических преобразований. 4. Культурный аспект определяет различия в уровне образования старшего и молодого поколений, отношение к культурному наследию, изменения в эстетических вкусах и художественных предпочтениях, нравственных нормах и культуре поведения, характере мировоззрения и религиозности. Преодоление идеологического догматизма, плюрализм и гласность, “вседозволенность” и независимость позиций существенно изменили духовный климат взаимоотношения поколений. Немало различий появилось и в реальном жизненном опыте современной молодежи. Расширились возможности получения образования на коммерческой основе, приобретения новых профессий, участия в конкурсах и заграничных стажировках. Свободное владение информацией, умение пользоваться Интернет и компьютером значительно расширили диапазон интеллектуальных ресурсов молодого поколения. Вместе с тем снижается уровень знания классики, интерес к художественному наследию подменяется суррогатом массовой культуры, популяризирующей эротику, насилие, наркоманию. Культура нередко становится полем разногласий, а различия в отношении к ценностям приобретает драматический характер, осложняется взаимными обвинениями.
5. Бытовой аспект отражает различие в жизненных условиях поколений. В целом жизнь стала более “ комфортной”. Увеличение числа отдельных приватизированных квартир, владение дачами и автомобилями, насыщение быта предметами длительного пользования и комфорта делает быт более обеспеченным и благоустроенным по сравнению со старшим поколением, жившим в коммунальных квартирах, лишенных многих бытовых удобств. Но жизнь вносит коррективы в представления о бытовой культуре и молодые имеют более высокие стандарты потребления и бытового комфорта. 6. Социально-психологический аспект характеризует отношения между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе и дома, на улицах и в транспорте, между близкими и незнакомыми, родителями и детьми. Здесь обнаруживается немало утрат традиционных нравственных норм доброжелательности, сочувствия, сердечности, столь распространенных в прошлом. Широкое распространение на всех уровнях получили такие негативные отношения как агрессивность, злобность, раздражительность, насилие, преступность. Все это оказывает отрицательное воздействие на душевное здоровье поколений. Об этом свидетельствует рост самоубийств, наркомании, невротических расстройств, депрессивных состояний, которые наносят существенный урон духовному облику поколений. Именно поэтому столь большое значение имеет культура взаимоотношений между поколениями, основанная на любви и заботе, душевном сочувствии и уважении. 7. Этнический аспект отношений между поколениями стал достаточно острым в последние годы. В прежнее время этнические конфликты были скрыты, идеология содействовала интернациональному воспитанию. Образование Ближнего зарубежья, территориальные претензии на исконные земли, притеснение в республиках русскоязычного населения, национальные конфликты, религиозная нетерпимость оказали влияние на межнациональные отношения поколений. Важно иметь в виду, что поколения ответственны перед историей за бережное отношение к культурному наследию народов, за сохранение самобытности и национального своеобразия культур. В этом заключается духовная воспитанность человека. Невежество и примитивизм, споры и распри на национальной почве, неуважение к другим народам и самовосхваление создают основу для конфликта поколений. “ Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры является развитие понимания культурных ценностей прошлого и других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. И это развитие понимания других культур сливается с историей гуманизма”[257]
Перечисленные аспекты взаимоотношения поколений выделены достаточно условно. Они лишь намечают общие контуры проблемы трансляции культуры. В реальной жизни эти аспекты переплетены между собой, в одних сферах столкновения интересов могут быть более острыми, в других сглаженными. Поколения неизбежно отличаются друг от друга, иначе не было бы развития и история остановилась. Преемственность создает непрерывность истории культуры, накопления достижений и ценностей и их освоения каждым новым поколением. В обществах с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от того, насколько старшим удавалось передать детям накопленные знания, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в обществе, которое в главных чертах будет похоже на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители и деды. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего. Подобная модель культуры характерна не только для далекого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп. Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид[258]. Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения и избавления от недугов, адаптации к экстремальным обстоятельствам.
Эти отношения между поколениями распространены среди этнических диаспор, сообществ мигрантов, в сословных династиях. Их сплочение, столь необходимое для выживания, зависит от уровня сплоченности поколений на основе преданности традициям, верности своему роду, социальной и культурной идентификации с предками. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди молодежи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создает необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внутреннего мира не претерпевает больших изменений даже при модернизации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционного образа и стиля жизни, если он закреплен в сознании и поведении поколений и воспринимается как драгоценный эталон отношений. В определенном смысле, именно утрата этих отношений вызывает такое состояние сознания как ностальгию, тоску по прошлому. Это чувство усиливается в результате эмиграции, изгнания, преследования, невозможности возврата. Оно сопровождается неизбежной идеализацией прошлой жизни, желанием представить ее вне трудностей и тревог, хотя пережитые совместно страдания усиливают общность поколений, вызывают устойчивое стремление к сохранению языка и культуры, интереса к истории, укреплению дружеских и родственных связей. Ностальгия представляет сложный комплекс чувств, в котором слиты одиночество и тоска, желание погрузиться в родную среду, слышать вокруг себя родную речь, видеть привычные пейзажи. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, воспитания детей, воспоминания о предках, способы исцеления, рецепты приготовления национальных блюд. У каждого народа сохраняются особые предпочтения к тем или иным продуктам, привычки проведения досуга и семейных праздников, тонкости отношений между мужчиной и женщиной, детьми и взрослыми, дальними и близкими родственниками, любовь к определенным животным и растениям, способы сберегать и тратить деньги, реагировать на конфликт и ссору, переживать боль и радость. Все эти разветвленные и многообразные структуры повседневного поведения передаются из поколения в поколение, наследуются личностью и проявляются бессознательно. Но именно благодаря этому отношения между поколениями приобретают устойчивость, внутреннюю согласованность и универсальность.
Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвленную корневую систему, без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и бережное отношение к культурному наследию. Однако при всей важности традиций, было бы неверным игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую эпоху и являются результатом динамизма истории. В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от старшего. Молодежь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются мало эффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры, уходят в прошлое старые привычки и ритуалы, изменяется весь уклад жизни. Старая культура теряет свою цельность и становится фрагментом новой жизни, “воспоминанием о прошлом”. Эталонной группой становятся те, кто наиболее полно воплощают новый порядок жизни. Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по- разному: мирно принимая перемены и помогая в меру своих сил и возможностей молодым; резко критикуя все новшества и порицая молодых; вступая в конфликт. Возрастная стратификация усиливает различия между поколениями. В этой ситуации, которая многократно повторялась в истории, важно не перейти ту грань, которая ведет к нигилизму и отрицанию роли культурного наследия. Это неизбежно влечет за собой состояние духовного вакуума, неуверенности в будущем, беспокойство и тревогу, озлобленность и агрессию, поиск врагов и виноватых. Категоричность и высокомерие в отношениях между поколениями разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряженности и могут стать горючим материалом для конфликта. Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодежи и неизбежно ведут к противостоянию поколений. Не менее опасно и пренебрежение молодых к опыту старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений и вся система культуры становится хрупкой. Преемственность поколений является основой исторического развития человека и культуры, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.
Перспектива перехода к Открытому обществу широко обсуждается среди специалистов, высказываются различные точки зрения. Еще предстоит более основательно определить его основные контуры, проанализировать позитивные и негативные черты. Как всякий процесс развития цивилизации и культуры, динамика движения сопровождается инерцией прошлого, причудливым сочетанием разных типов жизнеустройства, возвратом к архаическим формам и неумолимым приближением будущего. К. Поппер, автор труда “ Открытое общество и его враги”, писал о том, что будущее- это вовсе не продолжение и не экстраполяция прошлого. Оно еще не существует, но именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучше. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. Эта мысль К. Поппера кажется особенно важной и принципиальной, ибо определяет стратегию адаптации человека к возникшим социальным напряжениям, сопровождающим “цивилизационный сдвиг”. Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на “повышенных скоростях”, когда стремительно меняется мир вокруг: идеи и отношения, вещи и места обитания, социальные институты и организации. Быстротечность перемен приводит к ощущению хрупкости, создает настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую ментальность краткосрочности связей и отношений. Становятся популярными мобильные конструкции, виды трансформеров, позволяющие менять внутренние объемы, преобразовывать пространство. Прежнее отношение к “многоуважаемому шкафу”, передаваемому по наследству, кажется далекой архаикой. Люди меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладевают новыми профессиями, все реже долго работают на одном и том же месте. Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их более поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества, стрессы и депрессии. Быстротечность перемен и новизна это “взрывчатая смесь”, усложняющая проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения, потребность созерцания. Поток новизны проникает и в личную жизнь, долгое время остававшуюся “островком стабильности”. Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни отражает общее движение к многообразию. Общество раскалывается на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, символикой и сленгом, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами, местами встреч, “тусовками” и ритуалами. Фрагментация общества влечет за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации. Не продолжая дальше описание тенденций современного Открытого общества, необходимо понять положение детства в условиях постоянных перемен. Термин “закрытость” имеет немало значений: архаичный, изолированный, тоталитарный; подчиняющийся приказам, лишенный самостоятельного выбора, оправдывающий насилие над личностью во имя интересов сплочения государства. Именно такое понимание Закрытого общества содержится в работе К. Поппера. Однако возможна и иная трактовка этого понятия. “Закрытость” как защищенность, ограждение от чрезмерных нагрузок, эмоциональных стрессов. Оба эти понятия применимы к проблеме детства в Открытом обществе. Необходимо разработать стратегию адаптации детства к переменам, создавая “островки, стабильности” и освобождения от бесконечной гонки за новшествами; экологические ниши, выполняющие роль укрытия; амортизаторы, содействующие восстановлению душевных сил. Детство нуждается в чувстве защищенности, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают признание и уважение. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчужденность. Заброшенность, бездомность, бесприютность вызывают негативное отношение к взрослым, занятым своими проблемами. К сожалению, в современных условиях оказалась почти полностью разрушенной система внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях. А она может выполнять не только функцию развития личности, поддержки талантов и способностей, но и играть роль “буфера”, создавая очаги постоянного притяжения, снимающие стресс, усталость и беспокойство. Бездомность усиливает опасность заражения наркоманией, преступностью, стимулирует криминализацию поведения. С другой стороны, система образования мало содействует адаптации к новым условиям и воспроизводит модель прошлого. Строгая регламентация школьной жизни, стандартные программы обучения, авторитарная роль учителя, пренебрежение к индивидуальности, отсутствие технических средств, спортивных тренажеров, компьютеров - повторяет модель образования индустриальной эры. Это в меньшей степени относится к столичным городам и крупным центрам, где наметился некоторый сдвиг. Образование создает интеллектуальный и эмоциональный ресурс общества, должно быть свободно от технократической близорукости и непосредственной прагматической ориентации, а стимулировать развитие самостоятельности и творчества.
Правосознание детства сложный и динамичный мир, имеющий свои правила и нормы, законы чести и достоинства, способы поощрения и наказания, опирающиеся на устную традицию. В нем причудливо переплетены милосердие и жестокость, утилитарный прагматизм и восторженный идеализм, почитания кумиров и нигилизм. Существует немало концепций, рассматривающих “детское право” как наиболее древний и архаичный слой культуры; как “зеркало” взрослой жизни; как источник деформации психики и многочисленных комплексов; как образец справедливости и гуманности. “Детское право” выражает внутреннюю организацию жизни, в нем представлены права и обязанности в виде устных формул речи, передаваемых каждому последующему поколению. Детская криминалистика определяет пределы допустимого в поведении, использует широкий спектр приемов и способов наказания, имеет градацию совершенных проступков, различая неудачи и оплошности от намеренных действий. Структура правосознания многослойна и может быть представлена в виде концентрических кругов. Правосознание является частью субкультуры детства и органично связано с нравственными нормами, привычками, стереотипами поведения, принятыми в данной культуре. В определенном смысле правосознание может быть названо “ археологией культуры”, ибо в нем отражаются исторические и национально этнические особенности социальной жизни. Однако в нем достаточно явно проступают черты “Зазеркалья”, особой страны Детства, автономной и уникальной, но и связанной со всей последующей жизнью человека. Недаром все воспоминания начинаются с детства. Правосознание включает определение границ дозволенного поведения; правила различного отношения к младшим и старшим детям, близким и дальним взрослым; регламентирует детский труд и помощь в домашней работе; регулирует отношения со сверстниками. Оно основывается на эмоциональных переживаниях страха расплаты за совершенный проступок, боязни наказания, табу на запретные действия, слова, отношения. Детское правосознание - символическая Вселенная, где ребенок учится быть полиглотом, понимать метаязык интонаций, выражения глаз и взгляда, расшифровывать значение жеста и позы, молчания и окрика, интуитивно улавливать оттенки отношений, отличать реальную угрозу от мнимой. Детство предписывает хранить тайну при самых трудных обстоятельствах, осуждает донос, припечатывая клеймо “ябеды”. Для наказания используются бойкот, дразнилки, ругань, преследования, драки, оскорбления, в зависимости от проступка. Формулы примирения имеют определенный алгоритм поведения и магическую силу влияния. Многие нормы детского права осваиваются в процессе игры. Кампании сверстников выполняют функции социализации и инкультурации. Известный педиатр и педагог Е. А. Покровский (1834 1895), основатель отечественной этнографии и культурологии детства, является создателем уникального свода детских игр русского народа. Детское игровое право готовит ребенка к подчинению правилам, способам честного разрешения споров, командной сплоченности, отношения к выигрышу и поражению. Игровой язык субкультуры детства способствует закреплению норм правосознания. Правовая культура детства устойчива, передается в процессе преемственности поколений, зафиксирована в детском фольклоре. Однако в условиях быстрого темпа модернизации общества и развития рыночных отношений в правосознании детства происходят существенные перемены. Получили широкое распространение отношения купли- продажи, незаконные сделки, двойная мораль, “дедовщина” и месть, сексуальные притязания, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Особую тревогу вызывает детская безнадзорность, возникновение в крупных городах детских сообществ, занятых воровством, нищенством и хулиганством. Детство в новой ситуации утратило безмятежность, обрело контуры угрозы будущему. Защитный пояс культуры должен выступить гарантом безопасности детства, предупреждать деструктивные формы поведения, содействовать распространению гуманности и согласия. Особые претензии следует предъявить средствам массовой информации, которые намеренно тиражируют на огромном культурном пространстве России насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, поддерживающие тонус и энергетику высокой духовности. Эскалация интеллектуальной и нравственной дистрофии может привести к невосполнимым потерям в духовном облике молодого поколения.
Для культуры, как и вообще в целом для человеческого бытия, важны и изменчивость, новаторство и устойчивость, традиционность, преемственность, культурная память. Поэтому человечество постепенно, но активно развивает средства сохранения и трансляции, передачи духовного опыта. Их развитие безусловно связано с развитием языков, особенно словесных. Но не только. Это развитие обеспечивается общим движением науки, техники, производства. О разнообразных средствах культурной и межкультурной коммуникации было сказано выше, в предыдущей главе. Но вместе с этим и кроме этого, для бытия культуры велико значение и так называемых социальных институтов культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|