Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «межкультурная коммуникация»




 

Наряду с заметными процессами глобализации в сфере культуры происходит и менее заметная поляризация мирового сообщества по принципу разделения культурных систем. Прогрессивные развиваются все быстрее, регрессивные отстают все более и впадают во все больший негативизм по отношению к первым. Механизмы и побудительные мотивы этого все реже находят в сферах чистой экономики, политики.

Так, противостояние экстремистских ветвей ислама и мировой цивилизации происходит почти целиком на культурных полях. Культурное воздействие сказывается все более в регионах еще недавно изолированных от мирового процесса развития.

В западных странах культурная эволюция втягивает в свои ряды все большую массу населения. В этой массе неофитов подавляющее большинство составляют молодые девушки. Довольно быстро они осознают, что выступать в роли родильной машины (как это было во всей предшествующей истории человечества) и участвовать в образовательно-культурных процессах - две вещи несовместимые. Повышение культурно-образовательного уровня среди молодых женщин ведет к резкому сокращению деторождаемости и сегодня ни одна страна из числа развитых не воспроизводит свое коренное население. Для заполнения рабочих мест, особенно требующих невысокой квалификации, приходится ввозить десятки, а затем и сотни тысяч мигрантов, которые не готовы к жизни в культурно-развитой стране. В конечном счете, эти последние резко меняют характер социокультурных процессов в обществе (Франция, Германия, Соединенные Штаты Америки) и меняют лицо страны.

 

Анализ истории человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми. В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества. Личность формируется в процессе общения с другими людьми и в процессе контактов с культурными ценностями. Оба этих процесса происходят на основе передачи и приема информации, её интерпретации и усвоения, то есть на основе коммуникации.

Шесть мощнейших толчков, ускоряющих развитие, получила культура за время её существования: первый — возникновение человеческой речи; второй - появление письменности, позволившее человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте; третий — внедрение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем приобщиться к культуре; четвертый — распространение телевидения, которое вместе с сопутствующими изобретениями (спутниковое и кабельное телевидение, видеомагнитофоны и телефаксы, видеотексты и видеотелефоны) и пятый вместе – (сотовая связь, пейджеры и, особенно, сети Интернет) предоставили возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего на нашей планете.

Шестой источник новейшего воздействия на культуру - небывалое в истории распространение индустрии организации путешествий в другие страны – турпоездки.

 

Межкультурная коммуникация – термин и понятие в первом и прямом значении означающие информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.

Эти контакты могут осуществляться:

- путем непосредственных встреч – лицом к лицу индивидов, относящихся к разным этно-национальным группам; либо опосредовано, используя письменные рукописные или печатные источники (письма, рукописи, книги, надписи), либо знакомясь с иконографическим материалом (рисунки, фотографии, кино- и телесъемки,

- путем знакомства, (изучения) с предметами изготовленными, либо используемыми в жизненном процессе этно-национальной группы, знакомства как на месте проживания группы, так и в других местах, с предметами оказавшихся там в результате перемещения (музей).

 

В современной научной и учебной литературе термин «Межкультурная коммуникация» практически во всех случаях используется в случае, когда лицо принадлежащее к одной этнонациональной группе входит в личный контакт с лицом другой группы в результате перемещения одного из контактирующих. При таком подходе источником получения представления о другой культуре служит лишь непосредственно наблюдаемое поведение и речь индивида, что не может являться ни исчерпывающим, ни просто достаточным основанием для более или менее адекватного понимания другой культуры.

В этом смысле туристская поездка в другую страну является скорее рядовым развлечением, чем «межкультурной коммуникацией» в более или менее достаточном объеме.

Для более полного представления о другой культуре необходимо систематическое и объемлющее оповещение о процессах, происходящих в других регионах. Это может быть достигнуто только при систематическом оповещении о процессах, проходящих в других регионах с помощью постоянных корреспондентов. Именно через реализацию этого механизма осуществляется наиболее полная и всеобъемлющая «Межкультурная коммуникация».

Другой вариант процесса «Межкультурной коммуникации» имеет место, когда в страну-донор прибывает группа перемещенных лиц из страны-реципиента. В обыденном понимании – это мигранты. В этом случае мы имеем дело с искаженным вариантом «Межкультурной коммуникации» так как перемещенные лица не являются ни типичными представителями культуры страны-реципиента, ни даже ее полными носителями.

С другой стороны, в стране-доноре они сталкиваются не с культурой принявшей их страны, а с реакцией аборигенов на пришельцев.

Такой механизм контактов никак не может быть определен как «Межкультурная коммуникация».

Серьезные, далеко не изученные в должной мере социо-культурные, философские и организационно-практические проблемы связаны с распространением новых средств коммуникации. Эти средства вторглись почти во все сферы жизни в исторически столь короткие сроки, что общество не сумело еще осознать связанные с ними возможности и исходящие от них опасности. Происходящее с помощью техники и мощных информационных потоков приобщение к культуре широких масс, формирование в масштабах не только отдельных стран, но и мировой цивилизации единой аудио-визуальной среды культуры повлекли за собой радикальные изменения в обществе.

Благодаря новой информационной технике на наших глазах меняются все характеристики межкультурного взаимодействия в процессах труда, быта, досуга, образования, повседневного общения.

Среди исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, нет единства в оценке социально-культурной роли международной коммуникации. Одни исследователи с восторгом перечисляют богатство способов использования коммуникации, рассматривают их как совершенно новые, -с грубой натяжкой, утверждая при этом, что коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились новые технические средства её реализации, и это не внесло ничего принципиально нового. Другие уделяют преувеличенное внимание отдельным видам коммуникации, что приводит к недооценке роли «собственно человеческого» фактора в культуре, к подмене вопроса о сути и смысле коммуникации вопросом о её форме и механизмах.

 

В русском языке слово «коммуникация» впервые появилось в связи именно с международными событиями. Первое его употребление следует приписать самому Петру I.

Произошло это в связи с тем, что по Столбовскому договору 1617 г. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря и захватили исконные русские земли по побережью Финского залива. Давая политическую оценку этому обстоятельству, Петр I отмечал: шведы, отодвинув Россию от Балтийского моря, тем самым «разумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли».[265]

Наиболее важным обстоятельством следует считать то, что термин «коммуникация», наряду со многими другими, вошел в первый словарь иностранных слов, входивших в XVIII столетии в русскую речь. Этот словарь, озаглавленный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту» содержит в себе толкование 503 иностранных слов. На с. 9 этого «лексикона» мы находим интересующее нас слово: «Коммуникация — переговор, сообщение».

Начиная с этого момента, слово «коммуникация» входит в деловую русскую речь. Некоторое время спустя утверждается даже специальный Департамент Коммуникаций. Теперь уже слово это входит в качестве обязательного во все словари церковно-славянского и русского языка, а также в словари иностранных слов. Латинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis (munus). Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошли многие производные, в том числе и наше «коммуникация», — слово communis, означающее «общий, всеобщий». От него происходит communio — общность, соучастие.

Теперь, подводя некоторые предварительные итоги, выделим два момента:

1. Термин «коммуникация» содержит в себе значение передачи, сообщения, информации.

2. Он же заключает в себе и явление соучастия, возникающего при общественном приеме информации, образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию.

Широкое поле значений и действий, которое охватывается термином «коммуникация», описывается одним из основателей теории массовой коммуникации В. Шраммом следующим образом: «Человек непосредственно или косвенно общается с огромным числом людей. Схема его общения включает: внутреннюю коммуникацию — диалоги ссамим собой, процесс мышления, воспоминания, мечтания; коммуникацию с близкими людьми — с семьей, друзьями, соседями; коммуникацию с коллегами по работе; повторяющиеся коммуникации с продавцами, врачом, сборщиком налогов и т. п.; коммуникации со случайными встречными; коммуникации с лицами, знакомыми по книгам и с экранов массовой коммуникации; коммуникации с анонимными источниками через посредство различных средств культуры (справочники, радио и телевидение, и т. п.)». (См. Schramm W. Men, Messages and Media. A Look at Human Communication. N. Y., 1973).

Современное представление об исследуемых нами процессах можно было бы коротко изложить так.

Коммуникация — это специфические общественные отношения, возникающие в процессе и сохраняющиеся в результате обмена информацией между индивидами или их объединениями, и способствующие

сохранению и развитию духовного единства человеческой общности.. В какой бы отрезок исторического процесса развития человеческого общества мы ни бросили свой взор, всегда и везде мы видим, что процессы единения международных общественных сил неразрывно связаны с процессами коммуникации.

Это обстоятельство подчеркивал еще Аристотель в своем учении о государстве. По Аристотелю, участие индивида в коммуникативных процессах вообще является критерием, по которому он может быть отнесен к гражданам данного государства. Если индивид, говорит он, не способен вступить в общение, «он уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»[266].

Близкую к этому мысль мы обнаруживаем и у основателя кибернетики Н. Винера: «Обмен информации — цемент, скрепляющий общество».[267]

Коммуникация теснейшим образом связана с культурой и составляет один из важнейших ее элементов. Так для успешного сохранения культуры, последняя должна отвечать нескольким коммуникативным условиям:

— иметь больший объем с высокой избыточностью (маленькие культуры плохо сохраняются);

— иметь информационно-голографическую структуру (любая ее часть должна иметь свойства восстанавливать целостность культуры);

— производить периодическую пересистематизацию культурной информации с целью ее уплотнения;

— создавать условия минимизации потерь при хранении;

— легкость поиска необходимой информации в больших объемах хранения;

— трансляция информации для новых поколений должна быть адекватной: а) объему культуры, б) историческим обстоятельствам (т. е. с учетом меняющихся условий); в) масштабам репродукции (элите — элитарные, массам — массовые, средним — средние); г) объем передаваемой информации должен значительно превышать непосредственную необходимость;

— наличие фильтра-барьера для вводимых новаций.

Коммуникация, однако, не является единственным способом взаимодействия людей в международной практике. В процессе развития контактов между людьми или их объединениями нередко наступают такие моменты, когда коммуникативные возможности воздействия одной стороны на другую с целью изменения ее поведения оказываются или кажутся исчерпанными. Тогда вступает в действие механизм насильственного принуждения к определенному образу поведения, механизм, покоящийся не на передаче информации (в основном), а на приложении силы, жестокости, механизм коэрции. Коэрция (от лат. Соеrсео — наказывать, обуздывать, укрощать) — механизм реализации воздействия или взаимодействия не коммуникативным способом, а с применением силы, принуждения (драка, заключение в тюрьму, война и т. д.). Понятие «коэрции» является антитезой для понятия «межкультурной коммуникации».

Генеральная функция межкультурной коммуникации — корреляция отношений между странами и этносами, классами, слоями, национальными группами, религиозными организациями и т. д. с целью поддержания динамического единства и целостности мировой социокультурной структуры.

Межкультурная коммуникация выполняет свою генеральную функцию с помощью следующих средств:

1. Создание и поддержание «картины мира» (сообщение о фактах, событиях, идеологической ориентации, о политическом значении тех или иных явлений во внешней для данной общности среде);

2. Создание «картины общностей» (сообщение о фактах и событиях, социальных ориентациях, касающихся изменений, происходящих внутриэтнтческих сообществ

3. Трансляция ценностей культуры, осуществляемая в двух видах — как диахронный и синхронный процессы;

 

Изучение процессов массовой коммуникации в современном обществе является делом исключительной важности. Массовая коммуникация оказывает глубокое влияние на области, которые, казалось бы, отдалены от сферы духовного производства. Проблемы социального планирования, проблемы развития городов, транспорта, снабжения, рабочей силы, свободного времени — при решении этих и подобных им вопросов в наше время нельзя не учитывать влияния на них межкультурной коммуникации.

Кроме того, необходимо отметить, что и сама коммуникативная деятельность является в наше время важным экономическим фактором. В свое время еще Наполеон I говорил, что о прогрессе общественного благосостояния можно судить по результатам счетов почтовых дилижансов, ибо в них косвенным образом отражалась международная экономическая активность той или иной страны.

По нашему представлению процесс движения информации в системе межкультурной коммуникации включает в себя:

Анализ среды.

Отбор событий для отображения.

Интерпретация события.

Кодирование сообщения.

Передача сообщения.

Прием сообщения.

Декодирование сообщения.

Интерпретация сообщения.

Отбор в память.

Использование информации в жизненной практике.

Переработка и продуцирование информации человеком осуществляются не произвольно, а по заданным законам его собственных психических процессов. У разных людей, в разных культурах эти процессы протекают по-разному. Сознание каждого воспринимает лишь часть непрерывного спектра явлений, поэтому реальный мир значительно отличается от модели мира, созданного нашими ощущениями. Много ограничений в приеме информации связано с особенностями, как индивидуальной психики человека, так и в связи со штампами, выработанными культурами.

Сами типы коммуникации, используемые в жизненной практике накладывают, свои рамки на процесс принятия и усвоения информации.

Эти типы суть:

1. Непосредственная, межличная коммуникация.

2. Интергрупповая коммуникация.

3. Межгрупповая коммуникация.

4. Межкультурная коммуникация.

5. Массовая коммуникация.

Интересно отметить, что при движении в этом списке от 1-го № к 5-му № ослабевает обратная связь в коммуникационном процессе, что безусловно снижает его продуктивность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...