Адский парк Густава Вигеланда. Святилище Уильяма Рикеттса
Адский парк Густава Вигеланда В норвежской столице Осло расположен один из самых больших в мире парков скульптур. Он создавался на протяжении 35 лет, с 1907 по 1942 гг. скульптором Густавом Вигеландом (1869–1943). Смолоду Вигеланда (настоящее имя – Адольф Густав Торсен) привлекали две темы: смерть и отношения между полами. Он много путешествовал по Европе, и на него оказали большое влияние художественные работы эпох Античности и Возрождения. У себя на родине Вигеланд получил заказ на реставрацию Собора Нидарос в Тронхейме. Средневековые взгляды на религию также способствовали формированию особого творческого стиля скульптора. Так, у него часто встречается образ ящера или дракона, символизирующий, с одной стороны, грех, с другой – противостоящие человеку силы природы. Пожалуй, «программной» работой молодого скульптора стал барельеф «Ад» (1894), изображающий страдающих грешников в преисподней, с фигурой Сатаны в центре. Биограф Вигеланда Ханс Лёдруп характеризует эту работу как «парафраз человеческих несчастий; изображение безотрадного, греховного шествия обреченного человека к финалу жизни». В конце концов Вигеланду пришло в голову воплотить свои идеи в виде открытой выставки художественных работ. Так возник проект «Парка скульптур Вигеланда», который позднее обрел всемирную известность. Выставка является частью парка Фрогнер на западе Осло. На площади в 30 га размещено 227 скульптурных объектов, изображающих людей, находящихся в разных состояниях и занятых различными видами деятельности. При этом все персонажи обнажены и их нагота уродлива, а вовсе не эстетична, как в образцах античного искусства. Сюжеты также порой вызывают неприятие у зрителей, не способных понять философский подтекст работы. Так, одна из скульптур изображает взрослого мужчину, отбивающегося от орды младенцев. Критики не исключают, что в основе композиции лежат биографические мотивы: Вигеланд наотрез отказывался общаться с двумя детьми, которых родила ему одна из жен, его бывшая модель Лаура Андерсен, а вступая в отношения со своими натурщицами, всегда требовал, чтобы они и не помышляли о беременности…
Однако многие творения Вигеланда описывают глубокие философские понятия. К примеру, обелиск «Монолит» высечен из цельной глыбы гранита. Его высота составляет 14, 12 м, в композицию входит 121 скульптура. Вокруг на плато установлено 36 скульптурных групп, изображающих людей, символизирующих «круговорот жизни». Чтобы попасть на плато, приходится преодолеть восемь пар фигурных ворот из кованого железа. Общая идея – показать путь человека от земного к божественному. Еще одна композиция – бронзовый фонтан – украшена статуями людей и скелетов, развешанных на ветках гигантских деревьев. Дно фонтана выложено белым и черным гранитом. Основная идея – за смертью приходит новая жизнь. «Колесо жизни» было выполнено скульптором вручную в 1933–1934 гг. «Венок» из скульптур, изображающих четверых взрослых людей и ребенка, символизирует жизнь человека, которая по сути представляет собой его путешествие от рождения до смерти. Несмотря на внешнее обилие жизнеутверждающих мотивов, многие посетители парка отмечают, что в целом скульптуры производят удручающее впечатление: по-видимому, из-за отсутствия внутренней гармонии в душе автора. Святилище Уильяма Рикеттса У горы Данденонг недалеко от австралийского города Мельбурн, на площади в четыре акра, расположено так называемое William Ricketts Sanctuary (Святилище Уильяма Рикеттса), сегодня превращенное в национальный парк. Иногда его называют еще заповедником.
Рикеттс (1898–1993), уроженец Ричмонда, помимо скульптуры, занимался гончарным и ювелирным делом, а также увлекался игрой на скрипке. Семьи у него не было. В 33 года он приобрел участок земли прямо посреди тропического лесного массива Олинда и соорудил там деревянную хижину, которую назвал Potter’s Sanctuary (Святилищем Гончара). С 1949 по 1960 гг. мастер кочевал по Центральной Австралии, подолгу живя в общинах местных аборигенов. В таких условиях он провел более 30 лет и за это время создал 92 скульптуры, представляющие собой целую экспозицию под открытым небом. Одни творения выполнены из дерева, другие – из керамики. Но это необычные работы.
Рикеттс считал, что у аборигенов Австралии существует особая, мистическая связь с окружающей их природой, что они являются ее неотъемлемой частью. Скульптора волновал кризис окружающей среды, отрыв человека от природы, он мечтал оставить послание будущим поколениям, донести до них свой взгляд на мир. «Духовность вечна, и я хочу, чтобы люди расценили это святилище, как вечный путь. Вся моя работа выражает почтение вечной жизни, – говорил Рикеттс. – Я полагаю, что мы связаны со всей этой жизнью, и мы не можем быть отделены».
Покрытые мхом торсы изваяний выступают прямо из стволов деревьев и гигантских валунов. Здесь и мужчины, и женщины, и дети… Как будто перед нами целое племя. Есть даже татуировки на телах, а цветовые оттенки близки к естественным. Некоторые статуи имеют крылья. Некоторые связаны друг с другом. Так, «Мать Земная» изображает обнаженную женщину, в тело которой «вросло» множество человеческих голов. У детей на плечах экзотические местные животные… У входа в парк туристов встречает высказывание мастера: «Каждый из нас – преобразователь Божественной Власти и когда любовные поиски формируются в скульптуре и музыке, мы богато благословенны, потому что через такое мы можем достичь Бога». Думаю, цель была достигнута.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|