Парк пришельцев. Скульптуры из ниоткуда
Парк пришельцев В селе Коитсанлахти, коммуна Париккала (Финляндия) разбит парк Патсапуйсто, украшенный огромным количеством скульптур из бетона, выполненных Вейо Рёнкконеном (1944–2010). 560 статуй он ваял на протяжении 50 лет. Рёнкконен был так называемым народным художником, то есть самоучкой. Он славился нелюдимостью, и, видимо, творчество позволяло ему как-то устанавливать связи с окружающим миром. С 16 лет Вейо стал работать прессовщиком на бумажной фабрике в Симпеле. Несмотря на отсутствие приличного образования, юноша увлекался йогой, философией, плаванием. В 17 лет Вейо создал свою первую скульптуру. Это занятие являлось для него просто хобби. Но постепенно статуями оказался украшен весь двор и окрестности дома, который практически стоит в лесу. При жизни Рёнкконен никогда не соглашался участвовать ни в каких официальных выставках, а когда в 2007 г. его удостоили премии финского министерства культуры, он даже не явился на церемонию награждения, прислав вместо себя знакомого фотографа Вели Гранё. После смерти скульптора парк решено было сохранить и пускать туда посетителей. Одни скульптуры изображают людей, занимающихся йогой (причем все они похожи на автора), другие – обычных людей, возможно тех, с кем скульптор был знаком, в том числе детей. Третьи – туземцев. Четвертые – вроде бы тоже люди, но какие-то странные, выглядят как инопланетяне… Хотя есть версия, что это герои финского поэтического эпоса «Калевала». Многие статуи без одежды. Присутствуют здесь также изображения зверей и птиц. Кажется, что вы оказались в каком-то нереальном мире, населенном нереальными персонажами. Несмотря на «грубость», многие из них выглядят живыми и даже пугающими. Такой эффект, скорее всего, вызван тем, что у статуй стеклянные глаза, которые как будто все время следят за вами. Кроме того, многим из них Рёнкконен вставил искусственные зубные протезы, которые приобрел у знакомого дантиста. Так, говорят, что для статуи «Метатель копья» он использовал вставную челюсть своего отца, скончавшегося в 1975 г. А еще ходят слухи, что у некоторых скульптур глаза и зубы настоящих людей, которые автор сумел заполучить неизвестными путями… Так или иначе, скульптурный парк Патсапуйсто почти на всех производит зловещее впечатление и в 2015 г., по данным СМИ, даже вошел в топ-двадцатку самых пугающих туристических мест. Между прочим, туристы прозвали его «Зомби-парком».
Некоторые критики относят творчество Рёнкконена к стилю outsider art, или «Ар брют», что означает «грубое искусство». Считается, что творить в этом стиле свойственно людям с неразвитым интеллектом и различными психическими патологиями. Но однозначных признаков того, что у Рёнкконена был непорядок с психикой, нет. Может, просто с помощью странных скульптур он пытался передать свое особое видение мира? Скульптуры из ниоткуда На улицах Амстердама в течение 13 лет периодически появлялись таинственные скульптуры. До сих пор никому не удалось ни отследить момент появления статуй, ни тем более «вычислить» их автора. Первым подобным творением неизвестного скульптора стал «Бегущий человек со скрипкой», появившийся в 1982 г. на улице Tweede Marnixplantsoen. Безголовый скрипач приподнимает шляпу в приветствии. В народе его окрестили «Человеком, догоняющим трамвай № 10». 30 января 1989 г., накануне Дня рождения королевы Нидерландов Беатрикс, на дереве возле площади Leidseplein возникла маленькая фигурка человека, который пытается отпилить от дерева сук – да-да, тот самый, на котором он сидит! Еще один бронзовый скрипач в 1991 г. был установлен в зале муниципалитета на Waterlooplein. Причем члены Городского Совета утверждают, что понятия не имеют, откуда взялась эта скульптура, ради установки которой пришлось взломать мраморный пол. Статуя словно вырастает из пола, видны только голова музыканта в шляпе, часть плеча и рука, держащая скрипку.
В 1993 г. в центре городского квартала Красных фонарей, неподалеку от старейшего амстердамского собора Oude Kerk, прямо посреди камней мостовой, появилось изваяние ласкающей женскую грудь руки. Утверждается, что якобы по ночам, если кто-то из прохожих наступает на нее в темноте, раздается громкий звук. В 1994 г. на фасаде дома № 175 по улице Anjeliersstraat обнаружилась статуя человека в темных очках и шляпе с гармошкой в руках. Верхняя часть тела «Гармониста» скрыта за музыкальным инструментом, нижняя вообще отсутствует… А в 1995 г. на улице Kinkerstraat «уселись» на высоких стульях трое бронзовых мужчин, увлеченных разговором. Один из них опять же в шляпе… Большинство жителей Амстердама считают, что автор скульптур – некое влиятельное лицо. Тем более что три из них выкрашены в красный, синий и белый – цвета флага Нидерландов. Есть даже версия, что это сама королева Беатрикс, в свое время действительно занимавшаяся скульптурой. Косвенным аргументом в пользу этой гипотезы служит то, что скрипач из муниципалитета сильно смахивает на покойного супруга королевы – принца Клауса. А есть и те, кто верит, что статуи заняли свои места каким-то иррациональным способом. Может быть, даже перенеслись из параллельного измерения…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|