Подземные храмы столичного метро
Московское метро – самое красивое в мире. Стоит побывать в других городах, где есть метро, и вы сами в этом очень скоро убедитесь. Помпезные вестибюли и колонны, высокие своды, скульптуры, мозаичные панно – и все это только для того, чтобы пассажиры могли любоваться красотами во время поездок? Вряд ли. Очень многие исследователи усматривают в структуре и архитектуре Московского метрополитена особый, сакральный смысл. И скорее всего, они правы. Один из героев книги Ирины Майоровой «Метромания» (2008), кстати, во многом основанной на документальных материалах, рассказывает: «– Вы знаете, ведь многие из старых, построенных при Сталине станций имели своим прообразом какой-либо храм. И это удивительно! В условиях воинствующего атеизма, гонений не только на православную церковь, но и на религию вообще! Станция “Кропоткинская” – это маленькая копия древнеегипетского храма Амона в Карнаке, “Полянка” – соборный храм, в рисунке свода “Новокузнецкой” использованы темы римской гробницы Валериев. На некоторых станциях можно найти каббалистические знаки, руны и даже аяты. Знаете, что такое аяты? В переводе с арабского – “знак, чудо, знамение”. А по сути – краткие фразы из Корана, написанные причудливой вязью куфического письма… …Если разобраться, все старые станции – это храмы, только вместо икон там портреты полководцев, героев труда, собирательные образы советских людей, а на месте алтаря – бюсты вождей. Так, во всяком случае, раньше было». Например, на станции «Октябрьская» сооружен самый настоящий алтарь! Отчетливо просматриваются царские врата, на каждой половинке которых издали будто даже виден православный крест. Правда, когда подойдешь ближе, то обнаруживаешь, что это не крест, а сложное сооружение, состоящее из перекладин, шара и пятиконечной звезды.
Но присутствует и чисто религиозная, православная тематика. Так, автор мозаик на «Комсомольской», известный художник Павел Корин (1892–1967) был потомственным иконописцем. Он родился в Палехе, окончил иконописную школу и работал в мастерской Донского монастыря. Когда наступили новые времена, Корину пришлось сменить род занятий, но православной веры он так и не утратил. На панно «Александр Невский» художник попытался воссоздать утраченный шедевр новгородской живописи – лик «Спаса Нередицкого». И на мозаике, посвященной Куликовской битве, в руки Дмитрию Донскому тоже вложил знамя с ликом Спаса. Изобразить на стягах, например, лица членов Политбюро было бы идеологически выверенным шагом, но это не соответствовало бы исторической правде… Результат религиозного бунтарства Корина заметили не сразу. Но незадолго до открытия «Комсомольской» все же кто-то донес в органы: мол, в метро рисуют иконы… Корина вызвали «на ковер». Однако тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой (1910–1974) коринские панно так понравились, что она пошла к Хрущеву и заступилась за живописца. Никита Сергеевич посоветовал: «Да вы просто сделайте так, будто на знамена ветер дует. Лик Христа останется, но все ж таки не икона! » А на станции «Киевская Кольцевая», построенной в 1954 г., есть мозаичное полотно под названием «Борьба за советскую власть на Украине». В самом его углу изображен красноармеец, сидящий за ноутбуком и разговаривающий по мобильному телефону. Откуда у авторов мозаики такая фантазия «из будущего»? Кое-кто поясняет: мол, не современная техника в руках у красноармейца, а всего лишь полевой телефон и трубка от него… Но случайно ли это «послание»? Ведь многие просветленные люди обладали способностью видеть грядущее. И не являются ли сегодня мобильники и компьютеры своего рода культом?
«Немногие знают, что станция метро “Перово” – это единственная станция Московского метрополитена, в оформлении которой присутствует настоящий знак Апокалипсиса, – рассказывает известный писатель Кирилл Бенедиктов. – Возможно, это так бы и осталось неизвестным, но в середине 80-х гг. во время лекции одного из лекторов общества “Знание” из зала пришла записка такого содержания: “Иди в Перово. Воззри. Конь белый. Хвост аки змей. Из пасти огонь и сера”. Удивленный лектор съездил на станцию метро “Перово” и обнаружил, что среди панно, которые оформляют станцию, действительно есть одно, на котором изображен конь с головой льва, из пасти которого, действительно, вырывается огонь, а хвост его реально змеиный. И действительно, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, глава 9, стих 17: “головы у коней, как головы у львов и изо рта их выходил огонь, дым и сера”. И, далее, стих 19: “ибо сила коней заключалась во рту их; а хвосты их подобны змеям и имели головы, и ими они вредили”. Существует версия о том, что скульптор, оформлявший станцию, заболел. А поскольку станцию надо было сдавать в срок, то руководство строительного треста взяло на работу никому не известного человека, пожилого, тихого, молчаливого, который, в общем, всю работу сделал вовремя и в срок, но, вот, среди его работ было это самое панно с изображением коней Апокалипсиса». Одна из самых «мистических» станций московского метро – «Площадь революции» с ее бронзовыми статуями. О них мы уже рассказывали выше. Журналист Андрей Воронцов дает удивительное описание: «Замер подземный город-паук. Горит кровавое «00: 00» на табло – то ли это «время зеро», то ли символ того, что оказались мы в начале чего-то или в конце. Кажется – вот выскочит цифра на электронном секундомере, и оживут, словно Медный всадник, бронзовые люди и шагами командора отправятся в путь: занимать вокзалы, почту, банки, телеграф, телефон, телевидение и радио… Поднимутся, как в “Страшной мести” Гоголя, все низвергнутые дзержинские, свердловы, сталины… С математической точностью, секунда в секунду, двинутся в Москву с разных концов разрушенной советской империи все памятники Ленину… Затрясется земля под их ногами, завоют собаки от Бреста до Владивостока…
Месть статуй, восстание статуй… Отчего так живуч в мировой литературе этот сюжет? Не есть ли бронзовые и каменные истуканы своеобразное напоминание потомкам, что ничего неправильного в истории не было? Все было так, как было, а когда одной эпохе наступал конец, приходила другая. Нет памятников – нечего и разрушать, а если есть, то какой смысл спрашивать: от худа они или от добра? О том знают лишь мертвые, но незачем ради этого тревожить их сон». Может быть, московское метро – это действительно подземный храм со своими иконами, алтарями, статуями божеств? И строителями его (конечно, не исполнителями, а теми, что на самом верху) двигали тайные, мистические побуждения – увековечить некие силы, сакральные или магические, чтобы потом, когда пробьет час, вызвать их к жизни… Только вот зачем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|