Строительство «Нового Берлина»
Кто не слышал об оккультной подоплеке нацизма? На эту тему очень много информации, и большинство экспертов склоняется к мысли, что она отнюдь не голословна. Да, Адольф Гитлер и его клика действительно весьма серьезно интересовались магией и оккультизмом, и это не могло не найти отражения в германской культуре 30–40-х гг. прошлого столетия. Так, в мае 1933 гг. были проведены акции публичного сожжения книг на площадях университетских городов Германии. С марта 1933 гг. во всех округах организовывались экспозиции «выродившегося искусства», состоящие из работ, конфискованных из музеев и частных собраний: в Мангейме прошла выставка «Большевизм в культуре», в Нюрнберге – «Камера ужасов и искусстве», в Дрездене – «Искусство на службе разложения», и др. С июля 1937 г. по июль 1939 г. в Мюнхене работала передвижная выставка «Дайте нам четыре года сроку», которую за два года посетили около двух миллионов человек. Более двадцати тысяч «вырожденческих» работ было заключено в спецхранилища или продано с аукционов. В 1938 г. 4289 работ было сожжено во дворе Главной пожарной команды в Берлине… «Неблагонадежные» художники и скульпторы, не разделявшие политическую линию НСДАП, подвергались обструкции, их лишали работы и возможности демонстрировать свое искусство публике. Исключение составляли лишь вышеупомянутые идеологические акции. Одновременно насаждалось альтернативное «арийское» искусство. В 1934 г. на VI съезде партии в Нюрнберге была принята «Культурная программа НСДАП». В ней говорилось: «…Так как мы думаем о вечности Империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильны произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».
Прежде всего, это касалось архитектуры. Альбертом Шпеером (1905–1981) был разработан проект «нового Берлина», который предполагалось осуществить к 1950 г. Согласно ему, в центре столицы должны были размещаться здания двух вокзалов, ратуши, солдатского дворца, оперного театра и канцелярии Рейха. Народный Дом – главное здание Рейха – собирались оснастить куполом 300-метрового диаметра и оборудовать в нем зал вместимостью 150–180 тыс. человек. Здесь фюрер должен был ежегодно встречаться с народом. Огромному куполу предстояло символизировать крышу над «центром мира». Существовал также план «Большого кольца», которое должно было охватывать территорию от Норвегии до Африки и от Атлантического океана до СССР. По его окружности планировалось возвести множество высотных сооружений, напоминающих храмы и мавзолеи. Эти проекты демонстрировались на архитектурных выставках, проходивших в Мюнхене в 1938–1939 гг. Вот выдержка из речи Гитлера, произнесенной им в 1939 г.: «Со времен средневековых храмов мы впервые снова ставим перед художниками величественные и смелые задачи. Никаких “родных местечек”, никаких камерных строений, но именно величественнейшее из того, что мы имели со времен Египта и Вавилона. Мы создаем священные сооружения как знаковые символы новой высокой культуры. Я должен начать с них. Ими я запечатлею неиссякаемую духовную печать моего народа и моего времени». Скульптуре же в Третьем Рейхе отводилась аллегорическая роль: ей предстояло стать еще одним символом, подчеркивавшим мощь нацистской державы. Во внутреннем дворе новой Канцелярии в Берлине были установлены трехметровые статуи, олицетворявшие «Партию» и «Вермахт». Колоссальные скульптурные группы конников и атлетов украшали Мартовское поле в Нюрнберге и Олимпийский стадион в Берлине. Мемориалы, изображавшие стоящих или коленопреклоненных воинов атлетического телосложения с мечами, воздвигались в память о жертвах Первой мировой войны…
Ведущим скульптором рейха стал Арно Брекер (1900–1991) – фюреру нравилось, как он воспевал арийское могущество. Именно Брекер ввел в нацистскую скульптуру образ «сверхчеловека» – обнаженного атлета с идеальными пропорциями, рельефными мускулами и «арийскими» чертами лица, рост которого составлял от двух до шести метров. В искусстве эпохи нацизма широко использовалась мифологическая символика. Например, фондом СС «Аненербе» («Наследие») одним из главных арийских символов был объявлен двусторонний молот Мьельнир, принадлежавший скандинавскому богу Тору. У викингов Мьельнир являлся символом силы и воинским защитным амулетом. В Тевтобургском лесу была воздвигнута статуя Арминия, или Херманна, вождя племени херусков (предков нынешних германцев), освободившего свой народ от римского ига. Кроме того, по инициативе «Аненербе» воспроизводились и распространялись некоторые древнегерманские украшения. Достаточно широко была распространена в нацистском искусстве тема викингов (германцы считали их своими родственниками), а также немецких рыцарей. Тех и других нередко изображали на пропагандистских плакатах. Популярно было изображать прусского императора Фридриха II (Фридриха Великого), так как его очень чтил фюрер, считая примером для подражания. Бюсты Фридриха Великого нередко можно было увидеть в кабинетах партийных бонз. Часто, особенно на пропагандистских плакатах, использовалась военная символика тех лет – марширующие солдаты рейха, вооруженные воины, самолеты… Одной из самых распространенных у нацистов была «жертвенная» тема. Слово «жертва» (Opfer) было одним из самых любимых терминов, употребляемых Гитлером. Плакаты с изображением погибших штурмовиков призывали к мести за погибших товарищей. Здесь просматривался и мотив Валгаллы: на языке древних германцев Walhall означает буквально «дворец павших». В германо-скандинавской мифологии так зовется небесный чертог в городе богов Асгарде, где обитают души павших в бою воинов – эйхериев. Валгаллой правит верховный бог древних скандинавов Один. Согласно мифам, Валгалла представляет собой гигантский зал, крыша которого изготовлена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. В нем 540 дверей.
Каждое утро эйнхерии облачаются в доспехи и сражаются друг с другом, а затем садятся пировать за общий стол. Они едят мясо бессмертного вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает, и пьют мед, который дает вместо молока коза Хейдрун, жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. По ночам же воинов ублажают прекрасные девы… Однажды, как утверждают «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» (своды скандинавских мифов), откроются двери Валгаллы, и через каждую по зову бога Хеймдалля, трубящего в рог Гьяллахорн, выйдут 800 воинов, чтобы отправиться на последнюю битву Рагнарок, пророчество о которой было некогда сделано мертвой провидицей (вельвой). Между прочим, некоторые раннехристианские богословы считали, что Валгалла по сути своей есть преисподняя… Может быть, они были не так уж далеки от истины, особенно учитывая особое отношение к скандинавскому фольклору нацистов, уничтожающих целые народы в борьбе за превосходство «арийской расы»? Любопытно, что сам Гитлер любил рисовать пейзажи и натюрморты, а вовсе не монументальные портреты или сюжеты из мифологии. И картины его были весьма недурны – в противовес общепринятому мнению, что фюрер был полной бездарью в живописи… Одаренность его как художника подтверждают и современные эксперты. Кто знает – быть может, пройди Адольф Шикльгрубер в свое время по конкурсу в Венскую академию художеств, куда он так стремился, судьба Германии сложилась бы иначе… Хотя, скорее всего, тогда его место просто-напросто занял бы кто-то другой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|