Зарубежная модель делопроизводства
Западный подход к управлению характеризуется принципиально большей степенью децентрализации прав и ответственности. Это выражается в том, что должностные лица, отвечающие за решение тех или иных вопросов в организации, имеют все необходимые полномочия для работы с соответствующими документами. Например, в отличие от российской модели делопроизводства, документ после его получения без регистрации и занесения в картотеку будет отправлен исполнителю напрямую, и дальнейшая его судьба будет зависеть только от добросовестности сотрудника. Естественно, подобная децентрализация работы с документами существенно упрощает организацию документооборота. Основной особенностью «западной» технологии является моделирование реальных процессов документооборота в конкретной организации и настройка на эти модели программных систем. Кроме того, характерными отличительными признаками являются: · горизонтальный характер движения документов, предусматривающий возможность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю минуя руководство; · отсутствие централизованного контроля; · регистрация документов производится непосредственными исполнителями, некоторые виды документов не регистрируются; · отсутствуют специализированные подразделения делопроизводства и промежуточные звенья, что позволяет оптимизировать делопроизводственные процессы и разрабатывать новые технологии работы с документами; · компьютерные технологии ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей; · вовлечение в процесс документооборота на основе компьютерных технологий руководящего звена организации и стремление к отказу от бумажных носителей информации.
Параллельно с термином «делопроизводство» в последнее время используется термин «документационное обеспечение управления». ГОСТ Р 51141-98 определяет термин «документационное обеспечение управления» как синоним термину «делопроизводство». На практике понятие «делопроизводство» более применительно к традиционным правилам и процедурам работы с документами, то есть регламентации документированной деятельности. В связи с существенными изменениями, связанными с применением новых информационных технологий, понятие «документационное обеспечение управления» в большей мере отражает современное функциональное назначение этой сферы деятельности. Иными словами, делопроизводство — комплекс мероприятий (процессов) по обеспечению документационного обеспечения управления организации, а документационное обеспечение управления (рис. 1) — документирование (подготовка, оформление, согласование и изготовление документов); организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов); систематизация архивного хранения документов (определение правил хранения информации, ее поиска и использования для поддержки принятия управленческих решений). Появление термина «документационное обеспечение управления» связано с введением в управление документопотоком компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением. Общие требования к организации документационного обеспечения управления в главных управлениях, национальных банках, расчетно-кассовых центрах, вычислительных центрах, полевых учреждениях, учебных заведениях и других предприятиях, учреждениях и организациях системы Банка России устанавливает Инструкция по организации делопроизводства в учреждениях системы Банка России № 70-И.
Рис. 1. Задачи документационного обеспечения управления В управленческих структурах в последние годы осуществляется переход от документационного обеспечения управления на более высокую ступень — к информационному менеджменту, то есть не только к документационному обеспечению, но и управлению документированными информационными ресурсами. Информационный менеджмент — это современная технология, компонентами которой является документированная информация (документированные информационные ресурсы), персонал, технические и программные средства, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов (рис. 2).
Рис. 2. Основные компоненты информационного Все компоненты информационного менеджмента взаимосвязаны. Так, например, характеристики технического и программного обеспечения отчасти определяют возможности формирования и качество информационных ресурсов, требования к подготовке персонала, процедурам и правилам работы. С другой стороны, эти же компоненты влияют на формулирование требований к программному и техническому обеспечению. В свою очередь, характеристики информационных ресурсов предъявляют требования к структуре и квалификации кадров, влияют на выбор технического и программного обеспечения, установление процедур работы и т.п. Одновременно требования к работе персонала включают знание структуры и принципов формирования информационных ресурсов, правил и процедур работы, а также умения и навыки использования программных и технических средств.
Документооборот Документ — основная единица информации, и все существование системы документооборота посвящено сохранению документа, его свойств и истории его жизни, а также собственно обеспечению его жизнедеятельности. ГОСТ Р 51141-98 дает следующее определение документообороту: Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Следовательно, документооборот — это движение документов в рамках документационного обеспечения управления, система создания, интепретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа. Чем крупнее организация, тем больше документов циркулирует в нем, то есть тем больше у него документооборот.Документооборот должен быть налажен таким образом, чтобы ускорить процесс информационного обмена (быстрый доступ, поиск, доставку). От этого зависит выполнение требования оперативности и достоверности управляющей информации. Для любой организации можно выделить три основных потока документов: · входящие документы, поступившие из внешних организаций; · внутренние документы для рассылки внутри организации; · исходящие документы для отправки во внешние организации. Документ должен быть исполнен своевременно. Стимулом к исполнению документа в срок является контроль исполнения документа. Цель контроля — отследить момент нарушения сроков исполнения документа. Это достигается путем заведения на каждый документ регистрационной карточки, в которой фиксируются фамилии исполнителей и сроки исполнения документов. Регистрационные карточки (журналы регистрации) группируются в картотеки, которые ответственный за контроль периодически просматривает и напоминает исполнителю о близости сроков исполнения документов. Картотеки позволяют фиксировать последовательность передачи документов другим исполнителям, чем снижается вероятность потери документа.
Документооборот документов в организации в зависимости от потока документов приведен на рис. 3, 4, 5.
Рис. 5. Документопоток внутренних документов:
Электронный документооборот — процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами. Задачи электронного документооборота: 1. Обеспечение целостности и надежности хранения документации. 2. Контроль потоков документов и работ, выполняемых на предприятии. 3. Сокращение времени доступа пользователей к информации (получения из архива документов по запросу) и прохождения документов между исполните-лями. 4. Организация автоматизированного получения различных отчетов для руководства. 5. Снижение накладных расходов (количества распечатываемых документов, бумаги и расходных материалов для копировальной техники и др.). 6. Повышение экологической чистоты производственных процессов. В системе электронного документооборота исполнитель готовит проект документа на компьютере. При этом он использует типовые (трафаретные) формы документов, другие аналогичные документы по данному вопросу, имеющиеся как в его компьютере, так и доступные ему в сети. После этого исполнитель инициирует процесс движения документа. Сообщение о поступлении документа появляется на экране компьютера руководителя подразделения. Тот просматривает документ, делает в нем исправления и дает согласие на дальнейшее движение документа. Далее сообщение о документе появляется в компьютерах всех заинтересованных подразделений. Сотрудники этих подразделений добавляют свои замечания, исправления. При этом документ может поступать одновременно в несколько подразделений, либо последовательно в определенном порядке, и тогда каждый последующий видит правку сотрудников, рассматривающих документ до него. Завершение правки одним сотрудником сопровождается автоматической передачей документа другому сотруднику, указанному в списке на согласование. Внесение исправлений, добавлений и сокращений в документ не приводит к уничтожению исходного текста. В документе фиксируется, кто какую правку внес. Правка разных сотрудников может выделяться разным цветом. После рассмотрения документа всеми заинтересованными лицами, он автоматически возвращается к запустившему процесс исполнителю, который просматривает внесенные в документ исправления и либо соглашается с ними и исправления становятся частью текста документа, либо отказывается от того или иного исправления. Текст может быть вновь передан на согласование, после чего окончательный вариант документа распечатывается для подписания руководством либо направляется в виде факса или электронной почты адресату.
При формировании электронного документооборота следует учитывать, что информация бывает структурированная, предполагающая, что за ее хранение и управление отвечают базы данных и прикладные информационные системы, и неструктурированная — просто документы. Электронный документооборот может быть двух типов: · универсальный, то есть автоматизирующий существующие информационные потоки слабоструктурированной информации (беспорядочный документооборот); · операционный, то есть ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику, вместе с которой ведется слабоструктурированная информация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|