Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежная модель делопроизводства




Западный подход к управлению характеризуется принципиально большей степе­нью децентрализации прав и ответственности. Это выражается в том, что должно­стные лица, отвечающие за решение тех или иных вопросов в организации, имеют все необходимые полномочия для работы с соответствующими документами. Напри­мер, в отличие от российской модели делопроизводства, документ после его получения без регистрации и занесения в картотеку будет отправлен исполнителю напрямую, и дальнейшая его судьба будет зависеть только от добросовестности сотрудника. Естественно, подобная децентрализация работы с документами существенно упро­щает организацию документооборота.

Основной особенностью «западной» технологии является модели­рование реальных процессов документооборота в конкретной организации и на­стройка на эти модели программных систем. Кроме того, характерными отличи­тельными признаками являются:

· горизонтальный характер движения документов, предусматривающий воз­можность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю ми­нуя руководство;

· отсутствие централизованного контроля;

· регистрация документов производится непосредственными исполнителями, некоторые виды документов не регистрируются;

· отсутствуют специализированные подразделения делопроизводства и проме­жуточные звенья, что позволяет оптимизировать делопроизводственные про­цессы и разрабатывать новые технологии работы с документами;

· компьютерные технологии ориентированы на максимально полное использо­вание электронных документов и средств коллективной работы пользователей;

· вовлечение в процесс документооборота на основе компьютерных технологий руководящего звена организации и стремление к отказу от бумажных носи­телей информации.

 

Параллельно с термином «делопроизводство» в последнее время используется термин «документационное обеспечение управления».

ГОСТ Р 51141-98 определяет термин «документационное обеспечение управления» как синоним термину «делопроизводство». На практике понятие «делопроизводство» более применительно к традиционным правилам и процедурам работы с документами, то есть регламентации документированной деятельности. В связи с существенными изменениями, связанными с применением новых информационных технологий, понятие «документационное обеспечение управления» в большей мере отражает современное функциональное назначение этой сферы деятельности.

Иными словами, делопроизводство — комплекс мероприятий (процессов) по обеспечению документационного обеспечения управления организации, а документационное обеспечение управления (рис. 1) — документирование (подготовка, оформление, согласование и изготовление документов); организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов); систематизация архивного хранения документов (определение правил хране­ния информации, ее поиска и использования для поддержки принятия управ­ленческих решений).

Появление термина «документационное обеспечение управления» связано с введением в управление документопотоком компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением.

Общие требования к организации документационного обеспечения управления в главных управлениях, национальных банках, расчетно-кассовых центрах, вычислительных центрах, полевых учреждениях, учебных заведениях и других предприятиях, учреждениях и организациях системы Банка России устанавливает Инструкция по организации делопроизводства в учреждениях системы Банка России № 70-И.

    ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ    
             
             
    Документооборот    
             
Документирование (создание документа)   Регистрация и контроль исполнения документов   Продвижение документов   Систематизация и хранение документов
                                   

Рис. 1. Задачи документационного обеспечения управления

В управленческих структурах в последние годы осуществляется переход от документационного обеспечения управления на более высокую ступень — к информационному менеджменту, то есть не только к документационному обеспечению, но и управлению документированными информационными ресурсами.

Информационный менеджмент — это современная технология, компонентами которой является документированная информация (документированные информационные ресурсы), персонал, технические и программные средства, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов (рис. 2).

  ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ  
   
     
  Документированная информация Персонал  
     
         
  Технические и программные средства обеспечения информационных процессов Процедуры и правила работы  
     
         
                   

Рис. 2. Основные компоненты информационного
менеджмента

Все компоненты информационного менеджмента взаимосвязаны. Так, например, характеристики технического и программного обеспечения отчасти определяют возможности формирования и качество информационных ресурсов, требования к подготовке персонала, процедурам и правилам работы. С другой стороны, эти же компоненты влияют на формулирование требований к программному и техническому обеспечению. В свою очередь, характеристики информационных ресурсов предъявляют требования к структуре и квалификации кадров, влияют на выбор технического и программного обеспечения, установление процедур работы и т.п. Одновременно требования к работе персонала включают знание структуры и принципов формирования информационных ресурсов, правил и процедур работы, а также умения и навыки использования программных и технических средств.


Документооборот

Документ — основная единица информации, и все существование системы документооборота посвящено сохранению документа, его свойств и истории его жизни, а также собственно обеспечению его жизнедеятельности.

ГОСТ Р 51141-98 дает следующее определение документообороту:

Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Следовательно, документооборот — это движение документов в рамках документационного обеспечения управления, система создания, интепретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их выполнением и защиты от несанкционированного доступа.

Чем крупнее организация, тем больше документов циркулирует в нем, то есть тем больше у него документооборот.Документооборот должен быть налажен таким образом, чтобы ускорить процесс информационного обмена (быстрый доступ, поиск, доставку). От этого зависит выполнение требования оперативности и достовер­ности управляющей информации.

Для любой организации можно выделить три основных потока документов:

· входящие документы, поступившие из внешних организаций;

· внутренние документы для рассылки внутри организации;

· исходящие документы для отправки во внешние организации.

Документ должен быть исполнен своевременно. Стимулом к исполнению документа в срок является контроль исполнения документа. Цель контроля — отследить момент нарушения сроков исполнения документа. Это достигается путем заведения на каждый документ регистрационной карточки, в которой фиксируются фамилии исполнителей и сроки исполнения документов. Регистрационные карточки (журналы регистрации) группируются в картотеки, которые ответственный за контроль периодически просматривает и напоминает исполнителю о близости сроков исполнения документов. Картотеки позволяют фиксировать последовательность передачи документов другим исполнителям, чем снижается вероятность потери документа.

Документооборот документов в организации в зависимости от потока документов приведен на рис. 3, 4, 5.

Рис. 3. Документооборот входящих документов: 1. Прием конвертов, проверка правильности адресования. Вскрытие конвертов и проверка правильности вложений. Предварительное рассмотрение документов. Простановка отметки о поступлении на документе. 2. Регистрация и передача документов руководителю. 3. Рассмотрение документа руководителем (резолюция). 4. Внесение сведений из резолюции в регистрационный журнал. Постановка на контроль. Передача документов исполнителю. 5. Исполнение документов. 6. Снятие с контроля. 7. Подшивка документа в дело.

 

 

Рис. 4. Документооборот исходящих документов: 1. Составление проекта документа. 2. Согласование проекта документа. 3. Проверка правильности оформления проекта. 4. Подписание документа руководителем. 5. Регистрация документа. Подшивка второго экземпляра в дело. 6. Отправка документа адресату.

Рис. 5. Документопоток внутренних документов:

1. Подготовка проекта документа. 2. Проверка оформления. 3. Согласование проекта документа 4. Подписание проекта документа. 5. Регистрация документа.   6. Резолюция. 7. Постановка на контроль. 8. Исполнение документа. 8. Снятие с контроля. 9. Передача в архив  

 

Электронный документооборот — процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами.

Задачи электронного документооборота:

1. Обеспечение целостности и надежности хранения документации.

2. Контроль потоков документов и работ, выполняемых на предприятии.

3. Сокращение времени доступа пользователей к информации (получения из архива документов по запросу) и прохождения документов между исполните-лями.

4. Организация автоматизированного получения различных отчетов для руководства.

5. Снижение накладных расходов (количества распечатываемых документов, бумаги и расходных материалов для копировальной техники и др.).

6. Повышение экологической чистоты производственных процессов.

В системе электронного документооборота исполнитель готовит проект документа на компьютере. При этом он использует типовые (трафаретные) формы документов, другие аналогичные документы по данному вопросу, имеющиеся как в его компьютере, так и доступные ему в сети. После этого исполнитель инициирует процесс движения документа. Сообщение о поступлении документа появляется на экране компьютера руководителя подразделения. Тот просматривает документ, делает в нем исправления и дает согласие на дальнейшее движение документа. Далее сообщение о документе появляется в компьютерах всех заинтересованных подразделений. Сотрудники этих подразделений добавляют свои замечания, исправления. При этом документ может поступать одновременно в несколько подразделений, либо последовательно в определенном порядке, и тогда каждый последующий видит правку сотрудников, рассматривающих документ до него. Завершение правки одним сотрудником сопровождается автоматической передачей документа другому сотруднику, указанному в списке на согласование. Внесение исправлений, добавлений и сокращений в документ не приводит к уничтожению исходного текста. В документе фиксируется, кто какую правку внес. Правка разных сотрудников может выделяться разным цветом. После рассмотрения документа всеми заинтересованными лицами, он автоматически возвращается к запустившему процесс исполнителю, который просматривает внесенные в документ исправления и либо соглашается с ними и исправления становятся частью текста документа, либо отказывается от того или иного исправления. Текст может быть вновь передан на согласование, после чего окончательный вариант документа распечатывается для подписания руководством либо направляется в виде факса или электронной почты адресату.

При формировании электронного документооборота следует учитывать, что информация бывает структурированная, предполагающая, что за ее хранение и управление отвечают базы данных и прикладные информационные системы, и неструктурированная — просто документы.

Электронный документооборот может быть двух типов:

· универсальный, то есть автоматизирующий существующие информационные потоки слабоструктурированной информации (беспорядочный документооборот);

· операционный, то есть ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику, вместе с которой ведется слабоструктурированная информация.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...