Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизация документооборота




2.1. Информационные технологии в организации
документационного обеспечения управления

Первоначально внедрение компьютеров в документационное обеспечение управления касалось, прежде всего, документирования — создания с помощью специальных прикладных программ (текстовых процессоров) электронных версий документов, которые в любой момент времени могли быть распечатаны на принтере. Раз­работчики таких программ быстро уловили конъюнктуру и стали снабжать их спе­циальными средствами, облегчающими создание документа. Так появилась возмож­ность ведения своих библиотек шаблонов — заготовок документа, в определенные места которых надо было вносить соответствующие
данные.

Поскольку многие документы оформляются в виде таблиц, были разработаны специальные таблич­ные процессоры, позволяющие не только отобразить табличную форму, но и осуществить подсчет цифровых данных таблицы (например, автоматически сформировать значение последней строки таблицы Итого).

Создание подобного рода специальных программ привело к возникновению отдельного класса инфор­мационных технологий работы с документами — технологий обработки электрон­ных версий документов (document processing).

При этом обмен документами может осуществляться не только путем распечатки и передачи бумажного документа, но и путем передачи электронной версии на магнитном носителе.

Как только развитие вычислительной техники привело к появлению локальных и глобальных вычислительных сетей, появилась возможность сетевого обмена дан­ными. На их базе были созданы специальные службы, например такие, как элект­ронная почта. Создание компьютерных сетей и служб обмена данными совершили революционный переворот в автоматизации документационного обеспечения управления.

Появилась возмож­ность использовать сеть для перемещения документов и централизованного сле­жения за ходом делопроизводственного процесса.

Первой проблемой перехода к безбумажной технологии ведения документационного обеспечения управлениястала проблема правового режима электронной копии документа. В настоящее время эта проблема решена с введением Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Второй существенной проблемой стала проблема разграничения прав доступа к тем или иным документам при работе в сетевой среде. Она решается с помощью системы специальных регистрационных имен пользователей и паролей: именам пользователей сети ставится в соответствие ряд правил доступа к данным, а пра­вильный ввод пароля служит признаком того, что к работе приступил пользова­тель, владеющий соответствующими правами.

Современное документационное обеспечение управления характеризуется внедре­нием в процесс работы с документами компьютерной, организационной техники (многофункциональных телефонов, факсов, модемов) и сетевых технологий.

Для решения основных задач документационного обеспечения управления на современном этапе применяется программное обеспечение компьютеров, разнообразное по своим задачам и функциям:

· Для создания документов используются текстовые редакторы. Эта среда дает возможность оперативного редактирования документов, использования готовых форм (шаблонов) при составлении основных видов документов, оформления их с использованием фирменного стиля предприятия, возмож­ность многократного тиражирования созданных документов и многое другое.

Специальные программы-переводчики позволяют быстро и грамотно перевести документ на любой язык, если предприятие имеет международные
контакты.

Табличные процессоры позволяют включить в документы (отчеты, записки) фрагменты расчетов, различные диаграммы.

· Для обмена информацией используются специальные сетевые (локальные, кор­поративные, глобальные) компьютерные программы, позволяющие передавать как сами документы, так и любую управляющую информацию через электронную почту или гипертерминалы.

· Для регистрации документов и для контроля их исполнения используются программы по автоматизации управления и организации труда секретарей. Они позволяют регистрировать внутренние и внешние документы, ставить их на контроль, вести ежедневники, еженедельники с перечнем работ, не терпя­щих отлагательства. Подобные программы своевременно предупредят испол­нителя и проверяющего о наступлении срока исполнения.

· Для хранения и систематизации документации используются системы управ­ления базами данных. С помощью подобных программ можно не только созда­вать электронные картотеки, но и осуществлять быстрый поиск необходимых документов, уничтожение устаревших и введение новых. Огромное количе­ство типовых форм для картотек дает широкие возможности выбора.

Основные прикладные программы приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные прикладные программы, используемые
в документационном обеспечении управления

Класс программных продуктов Программные продукты
Текстовые процессоры Microsoft Word Lotus WordPro
Табличные процессоры Microsoft Excel for Windows Lotus 1-2-3 for Windows
СУБД (системы управления базами данных) Access for Windows Oracle MS SQL Server
Коммуникационные программы MS Outlook, MS Outlook Express MS Exchange Lotus Notes
Программы оптического распознавания текста для перевода информации с бумажного носителя в электронный вид при помощи сканера OCR CuneiForm CuneiForm Gold FineReader PRO
Электронные словари и переводчики STYLUS Lingvo
Интегрированные пакеты Microsoft Office for Windows Lotus SmartSuite

Многие прикладные программы для создания и оформления текстовых докумен­тов предоставляют возможность проверки орфографии, что является еще одним существенным преимуществом использования компьютерных технологий.

Создание технологической базы для развития систем автоматизации документационного обеспечения управления не могло не привести к разработке ряда оригинальных информационных технологий работы с документами.

При этом природа данных технологий опреде­ляется необходимостью обеспечения пользователя привычными атрибутами тра­диционного делопроиз-водства.

C переходом на компьютерную обработку деловой документации эффективность документационного обеспечения управления как составной части управленческой деятельности существенно повышается:

1. В первую очередь это касается собственно создания и оформления деловых документов с помощью текстовых редакторов. Текстовые редакторы позволяют не только повысить скорость оформления документа, но и существенно повысить его качество по сравнению с «докомпьютерными» технологиями.

2. Информационные технологии позволяют также обеспечивать удобное хранение документов, которое реализуется в виде многоуровневой структуры папок на диске компьютера. В операционной системе Windows эта задача может быть выполнена, например, с помощью программы Проводник.

3. Не менее важная задача документационного обеспечения управления — это организация регистрации (учета) документов, а также контроль за сроками их исполнения. Причем учет и хранение документов необходимо организовать таким образом, чтобы возможен был быстрый и эффективный поиск любого документа. Эта задача может быть решена с помощью табличных редакторов
и СУБД.

4. Уровень автоматизации делопроизводства существенно повышается, если в каждом подразделении организации установить компьютеры, связанные
локальной сетью
. Необходимым условием функционирования такой системы является существование потоков электронных документов в виде файлов,
а не бумажных копий. Работа с такими документами происходит по унифицированной схеме ЕГСДОУ (Единая государственная система документационного обеспечения управления) с той лишь разницей, что передача их происходит от компьютера к компьютеру, стоящих в разных подразделениях организации. Это существенно повышает скорость прохождения документов, позволяет обрабатывать поступающие документы с помощью текстовых редакторов, баз данных, электронных таблиц. Такой способ ведения документационного обеспечения управления называют безбумажной технологией.

5. Документы, поступившие в организацию по каналам электронной почты или созданные в таком «электронном офисе» уже существуют в форме, доступной для компьютерной обработки. Несколько большую проблему представляют собой документы, поступившие в организацию в виде бумажных копий. Такие документы можно подвергнуть сканированию и обработке с помощью специализированных программ оптического распознавания текста.

В дальнейшем в работе с этими документами реализовываются все преимущества информационных технологий их обработки. Так, привычный порядок, когда документы распределяются по папкам, папки — по шкафам, шкафы — по кабинетам, нашел свое отображение в системах управ­ления документами. Такие системы обладают чрезвычайно простым и удобным интерфейсом, который наглядно отображает структуру хране­ния документов. При этом поиск какого-либо документа может полностью повто­рить порядок традиционного поиска:
в «своем электронном кабинете» исполни­тель открывает электронный «шкаф», «папку» и путем просмотра документов, сложенных в определенном порядке (например, по возрастанию регистрационных номеров), быстро находит нужный материал. Естественно, такие системы реализуют и другие способы поиска, но зачастую визуальное отображение созданного пользо­вателем «хранилища» позволяет найти нужный документ быстрее.

Другая особенность правил документооборота, заключающаяся в том, что какой-либо тип документа (например, накладная) по правилам данной организации дол­жен быть обязательно направлен конкретному сотруднику, породила системы управ­ления ходом работ. Данные системы позволяют строго регламентировать направления документопотока в зависимости от типа документа и значений его реквизитов, автоматически направляя документ определенному исполнителю при возникновении заранее сформулированных условий. Например, если в платежном документе обозначена сумма до тысячи долларов, то он направ­ляется на подпись финансовому директору, а свыше — только президенту компа­нии. Примером среды разработки таких систем является, например, пакет Staffware.

С другой стороны, правила документооборота могут, наоборот, требовать полной свободы в определении маршрута движения документа. При этом каждый преды­дущий исполнитель документа сам определяет, кому должен быть передан доку­мент на очередном этапе.

Технология, поддерживающая организацию групповой работы с документами, получила название workgroup management.

Постоянные организационные трудности несет с собой параллельная работа с доку­ментом нескольких исполнителей. Такая работа требует неоднократных передач друг другу проектов документов, особенно если содержание одной части документа влияет на содержание другой. С появлением компьютерных сетей у пользователей возникло естественное желание автоматизировать параллельную работу с доку­ментом таким образом, чтобы, во-первых, несколько исполнителей могли одно­временно обратиться к одному и тому же документу, а, во-вторых, изменения, вне­сенные кем-либо из исполнителей, немедленно становились известными другим участникам процесса. При кажущейся простоте постановки вопроса обеспечение группового доступа к документу породило множество проблем (например, как реа­гировать на одновременную правку одного и того же фрагмента текста), которые нашли свое разрешение в системах, реализующих технологию группового доступа (groupware), например, в пакетах Lotus Notes.

Во многих компаниях автоматизация документационного обеспечения управления базируется на двух простых технологиях: электронной почте, позволяющей обмениваться данными, и системе управления документооборотом, позволяющей осуществлять единый контроль над всеми документами организации.

 

При автоматизации процессов документационного обеспечения управления часто путают два термина: «делопроизводство» и «документооборот». Как говорилось выше, делопроизводство — это термин, применяемый для обозначения формального набора правил работы с документами, а документооборот — движение документов в организации.

Существуют системы документооборота, которые можно настроить на необходимые правила делопроизводства. Но есть и системы, которые изначально ставили своей целью поддержку именно этих правил и в этом смысле не обладают более общими функциями в достаточной мере для того, чтобы их можно назвать системами документооборота. С другой стороны, свод правил делопроизводства, который принят в России, довольно обширен, и настройка системы документооборота на эти правила — задача не тривиальная.

2.2. Задачи и функциональные возможности систем
автоматизации документооборота

Обязательные задачи, решение которых должна обеспечивать любая система электронного документооборота, — это непосредственная работа с электронными карточками, контроль исполнения, ввод и вывод документов, их поиск, а также организация защищенной работы в сетевом режиме.

Системы электронного документооборота можно разделить на три группы: канцелярия, управление электронными документами и деловыми процессами, администрирование системы.

Группа «Канцелярия» объединяет в себе следующие функции:

Регистрация документов — базовый процесс, начало существования документа. В системе должна быть реализована возможность изначального заполнения реквизитов документа, присоединения файлов различного типа и возможность их последующей модификации.

Ведение номенклатуры дел — функция поддержки стандартной номенклатуры (входящие, исходящие, внутренние документы), а также других потоков документов, определяемых пользователем.

Работа со словарями и справочниками — возможность добавления и редактирования пользовательских данных для ускоренного ввода в поля регистрационной карточки.

Сканирование — интерфейс к сканеру для перевода бумажных документов в электронную графическую форму и последующего присоединения к электронным документам.

Распознавание — оптическое распознавание текстовой информации по отсканированному графическому образу для последующей модификации данных.

Генерация отчетов — создание выходных документов в виде журналов регистрации, отчетов по исполнительной дисциплине и др.

Средства просмотра и печати отчетов — наличие в системе встроенных средств для просмотра и печати выходных документов либо функция их экспорта (с возможным последующим редактированием) во внешние приложения.

Списание документа в архив — процедура передачи документа из оперативной базы данных в долговременный архив.

В группу «Управление электронными документами и деловыми процессами» входят:

Сроки поручений — возможность задания временного, точного или бессрочного графика исполнения контрольных поручений по документу.

Маршрутизация — выбор очередности и относительного порядка прохождения документа по инстанциям.

Автоматические уведомления — генерируются системой для периодических или разовых напоминаний исполнителям и контролерам о текущих или просроченных заданиях.

Внутренняя почтовая служба — обеспечивает прохождение документов и поручений и позволяет сотрудникам компании обмениваться информацией между собой.

Работа с вложениями — функции поддержки нескольких выделенных частей (файлов) в одном документе и установление логических связей с другими документами.

Поиск по реквизитам — задание точных или частичных значений одного или нескольких известных реквизитов, набора или промежутка значений, задание номенклатуры, обеспечение корректного поиска и выдача списка результатов.

Поиск по форме документа — задание значений реквизитов непосредственно в форме, соответствующей регистрационной карточке, по выбранной номенклатуре дел.

Полнотекстовый поиск — индексация и последующий поиск по присоединенным файлам с текстовой информацией.

Поиск с учетом морфологии — приведение всех слов к нормальному виду как при индексации, так и после введения запроса. Данная функция значительно расширяет возможности поисковой системы.

Все системы электронного документооборота содержат обязательные типовые компоненты: хранилище карточек (атрибутов) документов; хранилище документов; компоненты, осуществляющие бизнес-логику системы.

Хранилище атрибутов для хранения «карточки» — набор полей, характеризующих документ. Карточки разных типов имеют обязательные поля, общие для всех документов (например, уникальный номер документа, его название, автор, дата создания), и специальные поля, относящиеся к документам данного типа.

Для организации хранилища карточек возможны три варианта решения: использование собственного хранилища, стандартной СУБД или средств среды, на основе которой построена СУБД.

Собственное хранилище атрибутов документов позволяет оптимизировать его под задачу хранения карточек. К системам, имеющим собственное хранилище, относятся, например, Documentum, Евфрат компании Cognitive Technologies, «Гарант-Офис» компании «Гарант Интернейшнл». Недостатком такого подхода является невозможность использовать стандартные ресурсы имеющейся информационной среды, а также зависимость критически важной информации от поставщика системы электронного документооборота.

При использовании стандартных СУБД для хранения документов данная проблема решается. К такого рода системам относятся, например, системы «Дело», «1С-Архив», DocsFusion.

Если система электронного документооборота построена на основе какой-либо информационной среды, то можно воспользоваться ее ресурсами. Большинство систем такого типа, популярных в России, построено на основе Lotus Notes/Domino.

Основные решения для делопроизводства и деловых процедур можно условно разделить на четыре основные категории (не включая средства создания документов и складов данных):

· системы workflow (автоматизации деловых процедур);

· системы groupware (коллективной работы);

· системы управления документами (в основном обеспечивают регистрацию, хранение и поиск документов);

· системы электронной почты (служат для обмена документами).

Это деление условно, т.к. последние версии наиболее популярных приложений стараются объединять все эти технологии и многие другие, например, Lotus Notes / Domino. В последнее время имеет место концепция collaboration& messaging (сотрудничество и обмен сообщениями).

Внедрение корпоративной системы документооборота позволяет на новой основе решать вопросы управления документацией, централизации и децентрализации выполнения конкретных видов работ с документами на разных стадиях их жизненного цикла. При этом возможно изменение организационных форм работы по регистрации документов и вводу информации в сторону децентрализации, поскольку требуемая информация может быть получена из единой базы данных.

К примеру, регистрация входящих документов может быть централизована полностью, частично или децентрализована. В первом случае обработка всех поступающих документов осуществляется в одном подразделении, при этом заполняются все основные реквизиты электронной регистрационной карточки (а также, при необходимости, осуществляется сканирование документа и прикрепление файла) (рис. 6); последующие записи в карточку, в том числе резолюции руководства (рис. 7), вносятся по мере рассмотрения и исполнения документа.

При частичной централизации для отдельных категорий документов, направляемых непосредственно в подразделения, службой документационного обеспечения управления в автоматизированную систему может вноситься минимум информации, фиксирующий факт поступления документа в организацию, а заполнение других полей регистрационной карточки, в том числе внесение краткого содержания (аннотации) документа, выполняется в подразделениях. Кроме того, входящие документы, адресованные руководству, могут регистрироваться и аннотироваться в службе документационного обеспечения управления, а осталь-ные — в подразделениях. Регистрация исходящих документов также может быть максимально децентрализована (по принципу: где документ подписан, там же он регистрируется и хранится).

 

Рис. 7. Примерная карточка резолюции  
Рис. 6. Примерная регистрационная карточка

 

Рис. 8. Примерные карточки согласования документов

В условиях корпоративной системы появляется возможность (не осуществимая при традиционной технологии) вести централизованный контроль за документооборотом во всех подключенных к системе подразделениях, в том числе территориально удаленных.

В общем случае серверная часть универсальной СУД состоит из следующих логических компонентов: хранилища атрибутов документов (карточек), хранилища документов и сервиса полнотекстовой индексации (рис. 9, 10). Под хранилищем документов понимают обычно хранилище содержимого документов.

 

Серверная часть СУД

СУБД
  Хранилища атрибутов (карточек)   Хранилище документов   Сервис полнотекстовой индексации  
       
             
             
             
       
    Клиентские места СУД    
                   

Рис. 9. Логическая схема универсальной системы управления документами

Рис. 10. Структура системы автоматизации
документооборота организации

С точки зрения традиционной технологии отечественного делопроизводства, авто­матизированными системами должны поддерживаться следующие обязательные функции.

· регистрация входящих, исходящих и внутренних документов;

· возможность ввода неограниченного числа резолюций к документу;

· возможность контроля исполнения резолюций, включая упредительный контроль;

· списание документа в дело;

· атрибутивный поиск документа в базе данных (поиск по произвольному сочетанию значений реквизитов регистрационной карточки документа);

· возможность проектирования стандартных (простых) отчетных форм без привлечения разработчика.

Потребительские свойства систем автоматизации могут быть расширены за счет ряда дополнительных функций, таких как:

· возможность работы с электронной копией документа;

· интеграция со средствами пакета MS Office;

· автоматизированная регистрация документа, поступившего по электронной почте;

· поддержка средств электронной цифровой подписи;

· возможность задания логических связей между документами;

· полнотекстовый поиск по электронным копиям документов;

· разделение прав доступа пользователей к различным категориям документов;

· Web-доступ к документационной базе данных (доступ через Internet);

· ведение реестров рассылки внешним адресатам, включая возможность формирования конвертов, печати адресов на конвертах или наклейках, печати описей вложений;

· ведение внутренних реестров рассылки (реестров передачи бумажных документов между сотрудниками учреждения);

· возможность проектирования произвольных (связанных со сложной логической обработкой) отчетных форм без привлечения фирмы-разработчика;

· распознавание текстов отсканированных документов;

· ведение электронных архивов документов;

· поддержка средств криптографической защиты информации.

В ряде зарубежных систем автоматизации обеспечивается поддержка специальных функций, прежде всего связанных с лингвистическим анализом текстов доку­ментов:

· автоаннотирование — автоматическое составление аннотации документа по его полному тексту;

· авторубрицирование — автоматическое отнесение документа к той или иной тематической рубрике;

· автосвязывание — автоматическая установка гиперссылок между документами;

· семантический анализ, результатом которого может быть указание пользователю о недостаточности информации для успешного поиска документа в дальнейшем (например, в качестве аннотаций документов вводятся схожие тексты);

· формирование связных текстов (отчетов) по заданной тематике на базе архива хранимых документов (так называемое «копание данных»).

Основные требования, предъявляемые к системам автоматизации документооборота, не зависят от масштаба предприятия. Это, прежде всего, функциональная полнота, эффективность, надежность и гибкость.

Полнофункциональная система позволяет автоматизировать работу с документами любых типов и практически на всех стадиях жизненного цикла, начиная от задания на разработку и кончая удалением из архива.

Полнофункциональная система не только организовывает сложные маршруты движения, но и позволяет контролировать их исполнение, вести аудит, оптимизировать загрузку сотрудников и делать многое другое.

Эффективность достигается не только за счет высокого быстродействия системы, но и ее широких функциональных возможностей. Например, отсутствие функции полнотекстового индексирования может существенно снизить эффективность поиска документа.

Эффективность также зависит от эргономических качеств пользовательского интерфейса — он должен быть интуитивно понятным, с защитой от несанкционированного доступа, реализацией привычных навыков работы.

Критерии системы электронного документооборота:

· обеспечение требований делопроизводства, согласование, утверждение и контроль исполнения документов, создание резолюций, ознакомление сотрудников, автоматические рассылки e-mail уведомлений и документов, формирование дел;

· ведение всей истории работы с документами;

· интеграция с MS Office, с существующими в организации приложениями, создание произвольной отчетности, использование простых стандартных средств настройки и программирования.

· Безопасная работа с удаленными офисами и подразделениями организации черезWeb-браузер, по электронной почте и SMS.

· Средства групповой работы с документами.

· Календарное планирование и контроль загрузки сотрудников по работе с документами.

· Простота работы с системой для конечного пользователя, легкость обслуживания системы и низкая стоимость владения, простота настройки системы на новые виды документов.

· Реализация на Web-технологиях.

Гибкость системы позволяет, не останавливая рабочий процесс, быстро перенастроить логику поведения и интерфейс программного обеспечения, например, при изменении порядка регистрации документов.

Дополнительные требования:

· масштабируемость (образно выражаясь, архив должен быть резиновым);

· открытость (наличие открытых интерфейсов программирования и соответствие стандартам);

· переносимость (поддержка различных платформ: Windows NT, Unix, Novell NetWare);

· безопасность (разграничение и контроль доступа);

· поддержка распределенного режима работы (в том числе с использованием технологий Internet / intranet;

· удобство администрирования.

2.3. Корпоративная система документооборота
в Банке России

Подготовка к внедрению корпоративной системы документооборота в Банке России была начата в середине 90-х гг. В настоящее время осуществляется эксплуатация Системы автоматизации документооборота и делопроизводства (САДД) в центральном аппарате Банка России (с 1997 г.) и во всех остальных территориальных учреждениях Банка России (внедрение в 2000 г. в 78 главных управлениях и национальных банках), а также в 9 организациях при Банке России. Кроме того, в 2001–2002 гг. начато внедрение автоматизированной технологии в РКЦ.

Используемая в территориальных учреждениях и организациях Банка России типовая система автоматизации документооборота (САДД ТУ) основывается на едином программном продукте и на соблюдении единых нормативных требований и применении типовых справочников (классификаторов), обеспечивающих настройку системы па конкретную организацию документооборота с учетом специфики Банка России. При этом должны быть обеспечены совместимость и взаимодействие САДД ТУ и САДД центрального аппарата, информационная целостность и однотипность управленческих процедур.

Внедрение САДД сочетается с оптимизацией основных внутренних информационных потоков, в том числе с устранением неэффективных управленческих процедур и операций с документами, совершенствованием номенклатуры дел и системы хранения документов, использованием элементов электронного документооборота.

С развитием функциональных возможностей САДД центрального аппарата Банка России и САДД ТУ решатся вопросы стабильного обеспечения их взаимодействия, функционирования автоматизированных систем архивного хранения и экспедирования документов.

 

 


3. ОБЗОР СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО
ДОКУМЕНТООБОРОТА, ПРИСУТСТВУЮЩИХ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

На отечественном рынке программного обеспечения присутствуют две группы систем автоматизации документооборота, соответствующие двум моделям делопроизводства: российской и западной.

Программные системы, реализующие российскую технологию, ориентированы, в первую очередь, на использование в государственных учреждениях и сохраняют все традиции и нормы делопроизводства, принятые в конкретной организации. Задача таких систем — обеспечение сопровождения бумажного документооборота, снижение трудоемкости рутинных операций по обработке документов. Однако такие системы способны существенно расширить рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборота за счет обработки документов в сети с использованием современных технологий, например, workflow. Системы этого направления являются своеобразными «мостиками» для постепенного перехода от бумажной к безбумажной технологии делопроизводства.

К системам автоматизации данной технологии, например, относятся программы:

Дело компании «Электронные офисные системы» — система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота — обеспечивает поддержку полного жизненного цикла от разработки и согласования проектов документов до списания их «в дело» и архивного хранения, полностью соответствует российским и международным стандартам делопроизводства.

Евфрат компании «Cognitive Technologies» — создание архива документов. Построен в парадигме «рабочего стола» с папками. Документы раскладываются по папкам, которые могут иметь любую степень вложенности. Собственного хранилища файлов «Евфрат» не имеет — система хранит только ссылки на файлы или на страницы в Internet. Для хранения реквизитов документов используются СУБД собственной разработки. К сожалению, ЕВФРАТ не дает возможности отслеживать получение и возврат документов и хранение версий, что может усложнить коллективную работу с документом.

К самостоятельным платформам автоматизации документооборота относятся Optima-WorkFlow компании «Оптима», LanDocs компании «Ланит», DocsVision компании «Digital Design», которые ориентированы на работу в инфраструктуре, базирующейся на продуктах компании Microsoft (ориентированы на интеграцию с Microsoft SQL Server и Microsoft Exchange), предназначены для создания различных приложений на их базе и содержат определенные инструменты наст-ройки.

Optima Workflow — это больше, чем workflow-продукт. Кроме общего механизма организации потока работ, он позволяет хранить на время проведения работ все документы, относящиеся к процессу. Имеется возможность отслеживания критических путей и представление комплекса взаимоувязанных работ в виде диаграмм Ганта. Система автоматизирует процессы регистрации документов по правилам делопроизводства, реализует механизмы аннотирования и сбора резолюций, доставки отчетов об исполнении поручений.

LanDocs — ориентирована на делопроизводство и архивное хранение документов. Система не ориентирована на поддержку коллективной работы и процесса создания документов.

Программные системы западного направления ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей, отсутствие промежуточных звеньев, что, в свою очередь, предопре­деляет изменение существующих делопроизводственных процессов в организации, их оптимизацию, разработку новых технологий работы с документами.

К системам данного направления относятся:

Microsoft Exchange компании IBM система электронной почты и группового планирования. Самым популярным приложением является Microsoft Outlook, или просто Outlook, предназначенный для управления документами в электронной форме. Outlook является диспетчером данных и программой связи системы Microsoft Office System. В Outlook обеспечивается единый центр управления электронной почтой, календарями, контактами и другими личными сведениями и данными группы.

С помощью Outlook можно выполнять следующие виды работ:

· Отправлять и принимать электронные сообщения, используя при этом факсимильную связь, Internet или другую систему электронной почты. С помощью Outlook можно провести голосование среди получателей сообщения.

· Вести список неотложных дел, создавать расписания и отслеживать выполнение планов, а также вести дневник. Имеется возможность спланировать собрание с другими лицами, которые также используют Outlook, постановки задач сотрудникам.

· Заносить в электронный блокнот различную информацию: вопросы, ценные мысли, напоминания и многое другое.

· Использовать Outlook вместо проводника Windows для работы с файлами, которые можно искать, просматривать, печатать и открывать для редактирования, не выходя из Outlook.

· Вести деловую и личную адресную книгу с различными вариантами сортировки и просмотра информации.

· Автоматически архивировать введенную ранее информацию.

· Организовать совместную работу над любым проектом. Outlook коллективное использование данных в рамках группы при помощи электронной почты, планирование работы группы, ведение общих папок.

Программа Outlook является удобным средством для организации любого вида деятельности, которая может существенно повысить эффективность работы. Относится к классу программ групповой работы с документами (с использованием сервера Microsoft Exchange Server).

Lotus Notes — это среда с архитектурой клиент-сервер, предназначенная для разработки и совместного использования приложений коллективной работы.
В Lotus Notes входят три основные составляющие:

· средства маршрутизации и обработки документов;

· средства обеспечения защиты / управления документами;

· распределенная база данных (документов).

Lotus Notes интегрирован с системой элект

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...