Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные правовые аспекты инвестиционной деятельности.

 

       В период существования жёсткой централизованной системы управления экономикой вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в научно-техническую продукцию имело форму планируемых вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.

       Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.

       6 июля 1991 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ" (с изменениями, внесенными ФЗ от 19 июля 1885 г. и от 25 февраля 1999 г.), а 4 июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ" (новая редакция ФЗ от 9 июля 1999 г.). Согласно этим законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности, целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.

       Инвесторы — субъекты инвестиционной деятель­ности, осуществляющие вложение собственных, заем­ных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

§ органы, уполномоченные управлять государствен­ным и муниципальным имуществом или имущественны­ми правами;

§ граждане, предприятия, предпринимательские объ­единения и другие юридические лица;

§ иностранные физические и юридические лица, госу­дарства и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, за­казчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной де­ятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также лю­бые иные физические и юридические лица, уполномо­ченные инвестором (инвесторами) осуществить реали­зацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность дру­гих участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоря­жения инвестициями на период и в пределах полномо­чий, установленных указанным договором, и в соответ­ствии с действующим на территории России законода­тельством. Пользователями объектов инвестиционной дея­тельности могут быть инвесторы, а также другие физи­ческие и юридические лица, государственные и муни­ципальные органы, иностранные государства и между­народные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

       Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

       Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые ос­новные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая про­дукция, другие объекты собственности, а также иму­щественные права и права на интеллектуальную собст­венность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям эко­логических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

§ Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной де­ятельности, проведение инвестиционной политики, на­правленной на социально-экономическое и научно-тех­ническое развитие РФ, обеспечивается государст­венными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции и осуществляется:

§ в соответствии с государственными инвестиционны­ми программами;

§ прямым управлением государственными инвестици­ями;

§ введением системы налогов с дифференцировани­ем налоговых ставок и льгот;

§ предоставлением финансовой помощи в виде дота­ций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

§ проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обра­щение ценных бумаг), амортизационной политики;

§ в соответствии с установленными законодательст­вом, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

§ контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обяза­тельной сертификации (в редакции Федерального за­кона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ);

§ антимонопольными мерами, приватизацией объек­тов государственной собственности, в том числе объ­ектов незавершенного строительства;

§ экспертизой инвестиционных проектов.

 

       В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

       Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

       Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

       Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

       К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.

       В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.

 

       Важнейшим фактором, влияющим на объём инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.

       Капитал пользуется спросом, так как он производителен и является неотъемлемым фактором производства. Спрос на капитал - это прежде всего спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения производственных фондов без которых невозможен процесс нормального воспроизводства. Предложение капитала это отказ от его использования в данный момент. Таким образом, совпадение спроса ссудного капитала с его предложением устанавливает категорию процента.

       Ставкой или нормой процента называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала. При определении уровня ставки процента важную роль играет фактор риска: чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка процента.

       Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей рыночной ставкой процента. Сами по себе инвестиции нельзя считать рентабельными или нерентабельными, если не принимать во внимание ставку процента. Различается номинальная и реальная процентная ставка. Номинальная - это текущая рыночная ставка без учётов инфляции. Реальная - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

       Таким образом, процент выполняет важную задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, выбор наиболее доходного из возможных инвестиционных проектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...