Философия техники. Глобальные проблемы
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 СОВРЕМЕННОСТИ Понятие техники. Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекала к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. С 1960-х гг. философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. Философия техники – одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на системное исследование техники в историко-цивилизационном, культурологическом, методологическом, антропологическом, нравственно-эстетическом и аксиологическом аспектах. В 1970-е гг. была сформулирована программа этого направления, предполагавшая всестороннее исследование техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. В терминологическом смысле речь идет о греческом слове «techne», имеющем несколько значений, а именно: а) искусство, навык исполнения чего-либо; б) предмет инструментального назначения, изготовленный человеком; в) устройство, предназначенное для замещения рабочей силы человека, ее умножения, имеющее собственную двигательную основу. В современном понимании «техника» в широком смысле слова представляет собой: – область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим знанием; – область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), цель которой – изменение природы в соответствии с потребностями человека; – совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности; искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.
История техники может быть представлена через три основных этапа: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Технический прогресс включает в себя ряд качественных переходов: 1) неолитическая революция (переход от присваивающей экономики к производящей); 2) промышленная революция к. XVIII в. (переход к крупному машинному производству); 3) современная научно-техническая революция (интеграция науки и техники, создание автоматизированных систем и информационных технологий). Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития. Научно-технический прогресс –единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Социокультурный тип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники, получил название техногенная цивилизация. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал для утверждения человеческой власти. В ХХ веке стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо позитивных аспектов (улучшение образа жизни, повышение уровня производительности и т.д.) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический, духовный кризисы и т.д.). В зависимости от аксиологических акцентов с современной философии техники выделяют два основных подхода: техницизм и антитехницизм. Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон) провозглашает науку и технику основными двигателями социального прогресса и связывает с их развитием разрешение всех социальных проблем и противоречий. Сущность техницизма проявляется в отождествлении научно-технического и социального прогресса, в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, в некритической вере в позитивную социальную роль техники и силу разума, которые, по сути дела, якобы с неизбежностью обеспечат скорое увеличение материальных благ для людей и сделают человеческую жизнь более обеспеченной и счастливой. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информационного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса). Антитехницизм (А.Бергсон, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э. Фромм, Л. Мэмфорд и др.) видит в технике и технической рациональности основную угрозу для социального и культурного прогресса. Техника и технология рассматриваются как причина отчуждения человека, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества, изменения его видовых признаков. Развитие техники в современном мире все более проявляет свой двойственный характер. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой, техника – это сила, способная вызвать самые негативные последствия. Человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; невосстановимое исчерпание природных ресурсов; нарушение баланса в демографических процессах; опасность радиоактивной катастрофы и т.д. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения.
Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы. Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности – система взаимосвязанных проблем планетарного масштаба, вызванных, прежде всего, техногенной деятельностью человека, и с необходимостью предполагающая их комплексное решение усилиями всего мирового сообщества. Для глобальных проблем характерно: наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и эффективном решении глобальных проблем и т.д. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам: – группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного, химического и бактериологического оружия; в последнее время проблема предотвращения международного терроризма. – экологическая группа глобальных проблем, связанных с разрушением природной основы существования мировой цивилизации: загрязнение воздуха, водных ресурсов, эрозия почв, разрушение озонового слоя планеты и т. п. – проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей: проблемы обеспечения продовольствием, энергией, проблемы рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.
– группа актуальных социальных проблем: демографическая проблема (чрезмерное увеличение народонаселения Земли), проблема борьбы с опасными, быстро распространяющимися заболеваниями (СПИД и др.), проблема предотвращения генетической биологической катастрофы. – проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, проблемы ликвидации безграмотности, сохранения культурного наследия в малоразвитых странах. Исследование причин такого масштаба связано с возникновением уже в 60-х гг. ХХ в. ряда международных, государственных и неправительственных организаций («Институт проблем будущего», «Институт наблюдений за состоянием мира» и др.). Однако усиление внимания общественности к глобальным проблемам связано с деятельностью Римского клуба и его манифестом о коллективной глобальной ответственности (А. Печчеи «Человечечские качества»). Под эгидой данного клуба были представлены такие, например, доклады, как «Пределы роста» Д. Медоуза, «Человечество на перепутье» М. Месаровича, Э. Пестеля, «Пересмотр международного порядка» Я. Тинбергена, «За пределами века расточительства» Э. Ласло. Теоретическая деятельность Римского клуба включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей. Глобальный характер проблем породил разное отношение к науке и технике и перспективам их дальнейшего развития, так называемый технократизм и технопессимизм. Представители первого направления отдают приоритет научно-техническому прогрессу и его влиянию на жизнь социума (Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Д. Несбит и др.). Вторые – природу и масштабы глобальных проблем связывают с научно-техническим прогрессом и предлагают альтернативные проекты (Г. Маркузе, Д. Медоуз, П. Гудмен и др.), к ним присоединяются движение «зеленых», «антиглобалисты» и др.
Основные понятия Глобальные проблемы современности – система взаимосвязанных проблем планетарного масштаба, вызванных, прежде всего, техногенной деятельностью человека, и с необходимостью предполагающая их комплексное решение усилиями всего мирового сообщества. Техника – совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности. Технократизм – направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль техники и науки, специального знания в жизни современного общества. Технократия – социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов, людей с инженерным образованием. Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств. Технофобия – общественное настроение, выражающее крайне критическое отношение к технике и результатам ее применения; буквально боязнь техники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|