Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5. Систематизация нормативных правовых актов

 

Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется еще как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направ­ленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

На практике еще в условиях СССР, а теперь и в Российской Федерации сложились и являются традиционными три основных направления система­тизации нормативно-правовых актов — это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.

Каждый из этих видов систематизации имеет свои особенности, но все они преследуют единые цели — устранение противоречий между различными нормативно-правовыми актами, отмена и устранение устаревших и уже от­живших себя правовых норм и приведение нормативно-правового регулирова­ния в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государ­ственного механизма в интересах личности, общества и самого государства. При этом непременно должны соблюдаться два условия: во-первых, чтобы систематизация исходила из наличия и объективной дифференциации норма­тивно-правовых актов, а во-вторых, чтобы она приносила определенную пользу науке и практике. А практика как раз и показывает, что вновь создаваемое российское законодательство не всегда успевает за динамикой развития обще­ственных отношений в тех или иных отраслях и сферах, в связи с чем вновь принятые нормативно-правовые акты вступают в противоречие с уже суще­ствующими. Поэтому системный подход здесь просто необходим.

Кодификация — это форма систематизации действующего нормативно-пра­вового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объедине­ния в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера. Такая процедура позволяет исключить повторения и противоречия в действующих нормативно-правовых актах, восполнить существующие в них пробелы, и по существу, является законотворческой деятельностью с той лишь разницей, что в проект создаваемого нормативно-правового акта помимо но­вых включаются и уже действующие нормы, которые не утратили своего зна­чения в процессе правоприменительной деятельности.

Нормативно-правовой акт, созданный в процессе кодификации, явля­ется основным в правовой регламентации тех общественных отношений, на урегулирование которых направлены его нормы. Его нормы рассчитаны на длительное применение и должны учитывать возможные изменения об­щественной жизни и общественных отношений в будущем.

Наиболее распространенным видом кодифицированных актов являются кодексы — законодательные акты сводного характера, действующие в ос­новных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченнос­ти: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и др.

Помимо кодексов к кодифицированным актам относятся также:

1) основы законодательства — нормативно-правовой акт, используе­мый в федеративных государствах, в котором устанавливаются важнейшие положения определенной сферы государственного управления, являющие­ся основой для формирования соответствующей отрасли законодательства субъектов Федерации;

2) уставы (положения) — нормативно-правовые акты сводного харак­тера, издаваемые как законодательными (в нашей стране это, например, Устав железных дорог — имеет статус Федерального закона), так и иными правотворческими органами: президентом, правительством, различными ми­нистерствами и ведомствами.

Инкорпорация — это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определенном порядке без изменения их внутрен­него содержания. Критерии такой группировки могут быть различны: по хронологии (когда нормативно-правовые акты располагаются по времени их принятия), по социально-экономическим отраслям (строительство, сель­ское хозяйство, социальное обеспечение и т.д.) либо по субъектам, их принявшим (акты Президента и Правительства; акты органов законодатель­ной, исполнительной либо судебной власти; акты органов местного само­управления в том или ином муниципальном образовании и пр.).

Инкорпорация может быть как официальной, так и неофициальной.

Официальная инкорпорация — это упорядочение нормативно-правовых ак­тов путем издания компетентными органами их соответствующих сборни­ков. И хотя таковые сборники сами по себе источниками права не являются, они, однако, носят официальный характер и на них можно ссылаться в про­цессе правотворчества и правоприменительной деятельности. Например, с середины 1994 г. в нашей стране издается «Собрание законодательства Рос­сийской Федерации» — официальный сборник, в котором в хронологичес­ком порядке печатаются акты законодательной и исполнительной власти Рос­сийской Федерации. При этом каждый нормативно-правовой акт имеет свой порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день изда­ния, а также номер статьи, что в значительной мере облегчает его поиск в случае такой необходимости.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка того или иного законодательства (жилищного, таможенного, строительного и др.), кото­рая проводится как различного рода организациями, так и отдельными граж­данами без специальных на то полномочий правотворческих органов с це­лью удобства его применения в процессе своей повседневной правоприме­нительной деятельности. Такая подборка нормативно-правового материала может быть даже опубликована массовым тиражом и использоваться в по­вседневной деятельности достаточно большого количества субъектов раз­личного рода правоотношений. Но при этом в процессе правотворчества и правоприменения ссылаться на нее будет нельзя, поскольку официальной формой публикации она не является.

Объем и количество нормативно-правового материала в различных от­раслях и сферах общественной жизни бывает настолько велики и обшир­ны, что нередко порождают его повторяемость, противоречивость и по этой причине затруднительность в применении (даже юристами-профессионала­ми, не говоря уже об обычных гражданах). В этой связи применяется та­кая форма систематизации нормативно-правовых актов, как их консолида­ция, объединение множества нормативно-правовых актов в единый укруп­ненный акт без изменения их содержания.

Особенность этой формы систематизации состоит в неком симбиозе, соче­тании элементов инкорпорации и кодификации нормативно-правового мате­риала: консолидационный нормативно-правовой акт является актом сводного характера и это формально сближает его с кодификационным актом, а такая особенность его формирования, как систематизация только существующих пра­вовых норм без создания новых, это признак инкорпорации. По сути же кон­солидация является неким переходным этапом от инкорпорации законода­тельства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда: либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодификации зако­нодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима.

 

литература

Основная

Конституция Российской Федерации. - М., 1994.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2.- М., 1998. Гл. VI.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2000. Лекция 14.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1999. Гл.20.

 

Дополнительная

Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1.

Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы Президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1.

Дудко И.Г. Система правовых актов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3.

Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. № 7.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. № 6. 

Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2.

Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2000. № 2.

Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000. № 2. С. 41-51. 

Лукьянова Е.А. Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. 2001. № 10. С. 55.

Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значения // Вестник МУ. Серия 11. Право. 2002. № 1.

Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права // Журнал российского права. 2000. № 12.

Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. 1998. № 9.

Сенчищев В.И. Виды нормативных актов // Журнал российского права. 1998. № 8.

Студенкина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...