Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовые процессы как основа цирковых жанров




Введение

 

Зрелище(от древне-русского зьр ти, зьрю - видеть, вижу) - то, что воспринимается с помощью взгляда (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры и т.д.).

Зрелищные произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить: сиюминутная зрительская реакция формирует разнообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление.

К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п. [8]

Что такое цирковое искусство?

В противоположность общепринятому мнению, искусство это возникло сравнительно недавно. Оно пестро по составу и состоит из элементов, существовавших задолго до того, как появился на свет его основатель Филип Астлей.

Цирк занимает в ряду искусств особое место; цирк - искусство визуальное (ему не страшны языковые барьеры) и универсальное (оно доступно любой публике). [2, c. 6]

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях глобализирующегося мирового цирка процесс взаимодействия цирковых школ синтезирует, но при этом размывает рамки исторических традиций школ. Это, в свою очередь, требует рассмотрения исторических аспектов возникновения циркового искусства из зрелищ.

Объект исследования - зрелищная природа циркового искусства.

Предмет исследования - условия и факторы становления и развития циркового искусства с древнейших времен до наших дней.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является рассмотрение основных индивидуальных и специфических особенностей возникновения и развития циркового искусства.

Достижение этой цели связано с необходимостью решения ряда конкретных задач:

осуществить анализ понятия «зрелищная природа циркового искусства»;

рассмотреть, что лежит в основе возникновения цирковых жанров;

показать особенности исторических этапов развития циркового искусства;

рассмотреть влияние различных стран на характер и специфику проявления художественно-образной структуры в цирке.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологический и историко-научный анализ проблемы исчезновения традиционности циркового искусства в условиях глобализации мирового цирка показал, что в большинстве искусствоведческих исследований циркового искусства (Е. Кузпецов, Ю. Дмитриев, Р. Славский, С. Макаров, М. Немчинский), в основном, рассматривались проблемы исторического развития цирка. Несколько в другом ракурсе проблемы цирка представлены в работах В. Владимирова, Я. Ратнера, Н. Хренова, где достаточно много внимания уделяется внешним формам и признакам циркового искусства, его зрелищности. [5, с. 7]

 


 

Истоки возникновения цирковых жанров

 

Трудовые процессы как основа цирковых жанров

 

Народное искусство практически во всей истории цирка было широко представлено в самых разнообразных цирковых жанрах. Фольклорно-этнографические зерна национальных культур, брошенные на благодатную почву цирка, всегда делали ярким образное решение циркового номера, способствовали повышенному интересу и успеху у зрителей. Использование народной стилизации в цирке, охватывающей огромное количество национальных культур не только России, но и всего земного шара, связано с многообразием цирковых жанров и их исторической связью с традициями и обычаями разных народов.

«Многие цирковые жанры, сохранившиеся до сих пор возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было».

Художественные изображения на храмовых фресках, барельефах и старинных вазах не только подтверждают древность происхождения многих цирковых жанров, но и свидетельствуют о тех изменениях, которые с ними произошли под влиянием общественно-исторических условий. Одни возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным обрядам, третьи пришли на манеж из спорта.

Например, известные с незапамятных времен выступления канатоходцев. Это зрелище возникло с первыми навыками балансирования, которые обрели мастера плетения канатов. Стремясь как можно сильнее вытянуть канат, а также проверить прочность изделия, они натягивали джутовый (пеньковый или шерстяной) канат между деревьями и вставали на него ногами, опираясь на палку, прыгали на канате, садились на него, ходили, причем в иных случаях это проделывали одновременно несколько человек. Постепенно у этих людей вырабатывалось чувство баланса. Наиболее ловкие уже умели стоять на канате, не держась за палку и сохраняя равновесие, а затем научились ходить с помощью палки. Можно предположить, что среди мастеров завязывались и состязания: кто дольше простоит, кто больше пройдет по канату. В этих своеобразных играх канат стали поднимать выше. Постепенно умение балансировать переросло в искусство эквилибристики. Оно было распространено у всех народов Средней Азии и Кавказа, а также в Древнем Риме, Древнем Египте, Китае.

Сначала это были простейшие упражнения на канате: опускание на колено, хождение с завязанными глазами, затем, - уже в цирке-стационаре, - канатоходцы стали балансировать на голове лампу или кипящий самовар, удерживать равновесие, сидя на стуле, поставленном на канат, переносить партнера, сидящего на плечах. В течение многих столетий репертуар канатоходцев почти не менялся. И лишь в XX в., в особенности за последние сорок лет, эквилибристы на канате освоили поистине удивительные трюки. Это многоэтажные пирамиды, исполняемые в движении группой до шеста человек, акробатические колонны из четырех артистов, стоящих друг у друга на плечах.

Трудовые процессы лежат и в основе такого циркового жанра, как балансирование на вольно стоящих лестницах и ходулях. Для многих народов южных стран лестница и ходули имеют утилитарное значение: их используют при сборе урожая плодовых деревьев. Но когда в древности отдельные, особо умелые сборщики научились ловко передвигаться на ходулях и лестницах от дерева к дереву, не держась, эта сноровка закрепилась в качестве развлечения.

Начало дрессировки животных также надо искать в глубокой древности. Повышенное внимание к животным, наблюдение за их повадками, несомненно, зародились у человека еще в те далекие времена, когда в его жизни главное место занимала охота, а затем и скотоводство. В процессе приручения животных человек приобрел и первые навыки дрессировки. По имеющимся свидетельствам, в давние времена животные не только служили человеку, но и включались в празднично-театральные действа. Известно, что в Киевской Руси были популярны медвежьи потехи скоморохов. Русские забавники демонстрировали «ученых» коз, свиней и, конечно, собак. Сохранились сведения о знаменитом в Средней Азии дрессировщике XV в. Бобо-Джамиле, об удивительных фокусах его верблюда, козла и птичек. Развита была в древности и дрессировка зверей кошачьей породы. Но пройдет немало веков, пока животные обретут «права гражданства» в цирковых программах. И особое место среди дрессированных животных будет принадлежать лошади. Именно с лошадьми связано возникновение современного цирка. [4, с. 272-273]

Человек торжественно поклонялся всему неведомому, всему, что казалось ему прекрасным или грозным. Он еще не умел занимать себя, создавать организованные зрелища.

Это научились делать народы античного мира - греки и римляне, которые достигли «наиболее высокого исторического развития среди народов древнего мира» (К. Маркс). Они положили начало таким видам зрелищ, как театральные представления, спортивные соревнования на стадионе, выступления сильных и ловких на арене цирка-ипподрома.[с.3 Зрелища древнего мира]

Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе - массовые зрелища. [1, с. 3]

 

Зрелища древнего мира

 

Цирк (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> circus - круг) - у древних римлян <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC> общественное здание в виде вытянутого овала, место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86>, а впоследствии и некоторых других зрелищ, происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi circenses. В современном языке аналогичное сооружение называется греческим словом ипподром <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC>. [6] «Цирк заполонил все», - так говорили древние римляне, имея в виду состязания на колесницах. Достаточно посмотреть на рисунок, реконструирующий цирк, переполненный зрителями, чтобы убедиться в правоте этих слов. Цирк, действительно, приобрел огромное значение в частной и общественной жизни людей.

В Риме насчитывалось три цирка. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним из них являлся так называемый Большой цирк. Он находился в долине, образуемой двумя холмами - Палатином и Авентином.

Вплоть до падения империи здесь, в долине, проводились бега на колесницах. Такие бега, заимствованные от италийских племен (и, естественно, от греков), первоначально устраивали раз в году, после жатвы хлебов и сбора плодов. Тогда зрители рассаживались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

Затем в долине был построен деревянный цирк. С течением веков его все более расширяли, дерево заменяли мрамором и бронзой, и к началу нашего летосчисления здесь возвели поистине грандиозный ипподром, рассчитанный на 260 тысяч зрителей.

Император Траян, хвалившийся, что он сможет разместить а цирке всех римлян, перестроил его еще раз - с еще большей роскошью, чем это было сделано при «отце отечества» Августе. Для прославления своего имени правитель приказал вычеканить особые медные монеты. На одних монетах жители могли видеть, как Траян возглашает ликующей публике об открытии перестроенного цирка, олицетворением которого служила фигура, возлежащая у поворотного столба и опирающаяся на колесо; на других монетах был изображен общий вид обновленного сооружения.

По общему устройству Большой цирк представлял собой прямоугольную песчаную арену (само слово «арена» и означает по латыни «песок»), на всей протяженности которой с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморе восседала знать, а на верхних деревянных скамьях теснилась беднота. К слову сказать, чрезвычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к пожарам и обвалам с большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление Диоклетиана по этим причинам погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина. Широкая (6 метров) и невысокая (1,5 метра) каменная стена разделяла беговую дорожку, подобно хребту, на две половины и тем самым препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую.[1, с. 56]

 

В римской Африке

 

Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, римляне, начиная со II столетия до новой эры, приступили к выкачиванию богатств из североафриканских приморских поселений. Оставшиеся местные жители подверглись романизации: их принуждали носить римские имена и одежды, В городах строили римские храмы, триумфальные арки, библиотеки, купальни и, конечно же, театры, амфитеатры, цирки.

Великолепием блистал театр в городе Сабрате. Цирк в Лебде отличался конструктивной особенностью спины - пятью расположенными в ряд водоемами (для каких целей это было сделано - нам неизвестно). Бесспорной достопримечательностью был амфитеатр в Тиздре, воздвигнутый при императорах Северах более 1600 лет назад: его 60 аркад, расположенные тремя рядами и достигающие 36 метров в высоту, до сих пор вызывают восхищение туристов, приезжающих в теперешний тунисский город ал-Джем.

Римляне считали, что слава Африки - в множестве пород диких животных. Вот почему на аренах местных «колизеев», в том числе и в Тиздре, в первую очередь выступали звери.

Программа представлений была разнообразна. Свое мастерство демонстрировали дрессировщики, и публика с большим интересом смотрела на диких быков, которые, стоя на задних ногах, разъезжали в повозках. Неумолчный смех сопровождал обезьян с хлыстами в руках, носившихся галопом на лошадях. Восторженными возгласами зрители приветствовали слонов: животные играли на музыкальных инструментах - кимвалах и танцевали.

Любопытным свидетельством тех времен является дошедшее до нас следующее наставление дрессировщикам: «Берегись бить диких зверей, так как в них пробуждается чувство мести. Однако не ласкай хищников чересчур, а также не выказывай страха перед ними, ибо животные становятся надменными и непослушными. Чтобы быстрее приручить зверя, часто и слегка поглаживай его по шкуре рукой».

При всех благих советах даже опытные укротители предпочитали перед выходом на арену смазать пасть льву, пантере или медведю соком, приготовленным из различных трав и кореньев. Сок обладал столь вяжущим свойством, что звери при показе номеров кусаться уже не могли.

Умение дрессировать животных было развито главным образом в Александрии египетской и считалось профессией важной и почетной. Бродячие астрологи-шарлатаны, постоянно обретавшиеся возле амфитеатров, предсказывали за мелкую монету будущность укротителя тем, кто родился под созвездием Льва или Тельца.

Но далеко не всегда зрелища со зверями носили безобидный характер: как и в Риме, зачастую устраивались бои между животными. В таких битвах заставляли участвовать даже мирных по своей природе зверей и птиц -жирафов, антилоп и страусов. К примеру, две антилопы бодались до тех пор, пока одна из них, а то и обе, истерзанные, не падали замертво. Именно эти моменты, а не труд дрессировщиков воспроизводит мозаика, демонстрирующая и звероборцев.

Бестиариями в амфитеатрах североафриканских городов являлись все те же военнопленные, рабы, преступники. Почти безоружные, они сражались с хищниками или же попросту отдавались им на растерзание, что с беспристрастной выразительностью запечатлели мозаики. [1, с. 63-65] Пользовались успехом выступления акробатов и жонглеров: один клубком катался по арене, другой подбрасывал в воздух большие острые ножи и ловил их за рукоятки, третий держал на лбу доску, а на ней двое мальчиков выполняли сложные гимнастические упражнения.

От жонглеров и акробатов не отставали наездники: стоя на спине быстро бегущей лошади, юноша слегка наклонялся вперед, непрерывно перебирая ногами и взмахивая руками, будто летящая птица; затем он соскакивал с коня и снова оказывался в седле, обогнув брюхо лошади, и опять летел, как птица. Интересно, что в подобных упражнениях наряду с юношами выступали девушки. И тех и других за ловкость и бесстрашие награждали почетными знаками победителей, лавровыми гирляндами, украшенными драгоценными камнями. Лошади тоже получали приз - пальмовую ветвь.[1, с. 75]

Жонглеры, гимнасты, акробаты, наездники, дрессировщики сопровождали зрелища на аренах древнеримских цирков. Но несмотря на такие казалось бы очевидные сходные моменты с современными цирками, можно сказать лишь о том, что элементы жонглирования, акробатики, наездничества, дрессировки существовали с древнейших времен.

Но становление цирка как такого развернулось в определенную - сравнительно недавнюю - эпоху и под оплодотворяющим воздействием ряда социально-экономических факторов.[3, с. 17]

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...