З а о ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я
Стр 1 из 10Следующая ⇒ С.В. Тищенко
Правовое регулирование градостроительной деятельности
Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям, практическим, семинарским занятиям (включая рекомендации по организации самостоятельной работы) для обучающихся по дисциплине
«Правовое регулирование градостроительной деятельности» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» профиль: гражданско-правовой
Нижний Новгород 2016 УДК Правовое регулирование градостроительной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся в ННГАСУ по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 90с..– 1 электрон. опт. диск (CD-RW)
В пособии раскрываются основные положения учебной дисциплины «Правовое регулирование градостроительной деятельности»: приводятся подробные тематические планы для очной и заочной форм обучения, освещаются методические материалы для изучения отдельных тем, перечисляются нормативно-правовые акты для углубленного изучения каждой темы, даются рекомендации по основной и дополнительной литературе, раскрывается поэтапное планирование самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, включены вопросы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине. Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГАСУ, обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.
Составитель: к.ю.н., доцент Тищенко С.В.
@ С.В. Тищенко, 2016
@ ННГАСУ, 2016 Введение
Законодательство о градостроительной деятельности является комплексным правовым образованием и отношения в сфере строительства и управления строительством тесно связаны с вопросами землепользования и охраны окружающей среды. Так, пунктом 3 статьи 4 ГрК РФ установлено, что земельное, лесное, водное право, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации применяются в сфере градостроительства, если данные отношения не урегулированы напрямую градостроительным законодательством. Предметом регулирования данной сферы деятельности общества выступают как статика градостроительных отношений по вопросам собственности и иных прав на землю и иные объекты недвижимости, так и динамика связей между субъектами градостроительной деятельности. В настоящем пособии предложены к изучению вопросы правового регулирования градостроительной деятельности на основе действующего Градостроительного кодекса РФ, а также иных, действующих в этой сфере федеральных законов, нормативных актов Правительства, Минрегиона, Ростехнадзора и других ведомств, имеющих отношение к градостроительству. В пособии приведен перечень нормативных актов, которыми следует руководствоваться при изучении данной дисциплины. При изучении вопросов правового регулирования градостроительной деятельности подробно изучаются такие институты как общие положения градорегулирования и градостроительства; история развития градостроительного права; градостроительные отношения; органы управления в сфере градостроительной деятельности; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности; строительный контроль и надзор; территориальное планирование; градостроительное зонирование; планировка территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства; саморегулирование в строительстве; информационное обеспечение градостроительной деятельности; ответственность за нарушение законодательства о градостроительно деятельности.
Курс градостроительного права предполагает проведение лекционных, практических занятий, а также самостоятельное освоение студентами научной литературы и проведение анализа существующей судебной практики. Лекция формирует часть компетенций отвечающую за знание студента. Лекционные занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных активных и интерактивных технологий. В том числе, применяется технология «режима обратной связи», «проблемная лекция», «лекция с ошибкой», «лекция вдвоем» и т.п. Подготовка к практическому занятию начинается с ознакомления плана занятия, прочтения программной учебной литературы, конспекта лекций по конкретной теме, изучения нормативно-правовых актов, указанных к каждой теме. Причем, изучение учебной литературы по соответствующей теме, нормативно-правовых актов, конспекта лекций является основным при подготовке к практическому занятию. Самостоятельное изучение учебного материала, конспектирование его в своих тетрадях позволит студенту глубоко вникнуть в конкретную тему практического занятия. Кроме того, конспектирование позволит сосредоточить внимание на главном в источнике, запомнить его. Конспекты заметно облегчают подготовку к практическим занятиям, к зачету и экзамену. После самостоятельного изучения учебного материала, необходимо подготовить ответы на вопросы соответствующей темы практического занятия. Каждый студент по-своему подходит к подготовке ответа на вопросы: составляет план ответа; подготавливает основные тезисы ответа; пишет полный ответ на вопросы. Но наиболее высокую оценку получат студенты, излагающие основную часть подготовленного ответа своими словами и по существу раскрываемого вопроса. Зачитывать следует лишь некоторые выписки из учебной литературы, нормативно-правовых актов и других документов.
Примерный тематический план аудиторных занятий по дисциплине О ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я Профили: гражданско-правовой
Примерный тематический план аудиторных занятий по дисциплине З а о ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я Профили: гражданско-правовой
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине осуществляется в следующих формах: - подготовка к лекциям, семинарским (практическим) занятиям; - реферирование статей, отдельных разделов монографий; - изучение учебной литературы; - изучение и конспектирование хрестоматий, сборников документов, основных положений нормативно-правовых актов, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, обзоров судебной практики; - изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; - подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение контрольных работ, решение контрольных тестов и практических задач; - написание тематических докладов на проблемные темы; - самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов». В настоящем пособии скомпилированы вопросы лекционных и семинарских (практических) занятий, учебная литература, нормативно-правовые акты, а также оценочные средства: контрольные вопросы по темам, письменные задания, практические задачи, тесты. Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы имеют проблемно-тематическую структуру и выстраиваются по принципам систематичности, последовательности и научности, что, во-первых, дает возможность сформировать понимание необходимых знаний о правовых дисциплинах, во-вторых, обеспечить создание верных представлений о научных методах и соответствие содержания курса уровню современной науки. Важное значение придается правильной организации самостоятельной работы студентов над изучением предмета как условие сознательного надежного усвоения учебного материала. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с ознакомления с программой курса, плана семинара, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, конспекта лекций по данной теме и соответствующих разделов в учебниках. Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы, актуальных нормативных материалов и прочих источников является основной задачей при подготовке к семинарскому занятию. Конспекты существенно облегчают подготовку к семинарским занятиям и, особенно, к зачету, т.к. способствуют выделению и запоминанию основных положений учебного материала. Полнота конспектов варьируется индивидуально, т.к. конспектирование носит творческий характер и не сводится к переписыванию изучаемого текста. Следует дословно переписывать только ключевые положения и определения, остальное содержание излагается кратко, своими словами. Для заметок и комментариев рекомендуется оставлять в конспекте широкие поля. Очень важно при подготовке к семинарскому занятию уметь правильно отбирать разнообразные источники, систематизировать их и четко выводить необходимую информацию. При работе на семинарах высоко оцениваются студенты, излагающие свой ответ самостоятельно, грамотно и по существу обсуждаемого вопроса, со ссылкой на источники и фактические данные. Зачитывание ответа исключительно по конспекту или другому какому-либо источнику, а также простое воспроизведение материала лекций без комментариев и привлечения других источников оценивается как недостаточно удовлетворительное. Приоритетной формой проведения семинаров являются проблемные и дискуссионные занятия. Для проведения таких занятий необходима тщательная подготовка, свободное владение материалом, умение задавать и отвечать на вопросы, убеждать, аргументировать свою позицию. Кроме изучения теоретических вопросов студент должен выполнить ряд других обязательных заданий – терминологических и практических. Студенту необходимо завести отдельную тетрадь либо выделить место в рабочей тетради для личного словаря и при подготовке к семинару выписывать определения этих понятий и других незнакомых терминов. Определение понятий и терминов можно выяснить в справочной (словарях и энциклопедиях) и учебной литературе по юриспруденции. К семинарскому занятию, если это требуется, нужно выполнить также практические задания в идее построения схем, отражающих классификацию государственно-правовых явлений, решения юридических задач и упражнений. Приступая к решению практических задач, необходимо сначала внимательно изучить теоретическую часть соответствующей темы с использованием учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы. Кроме того следует проанализировать нормативно-правовые акты, относящиеся к изучаемой теме. Решению каждой практической задачи должно предшествовать уяснение смысла и сути описанной в ней проблемной ситуации. Для этого текст задачи следует перечитать несколько раз. При необходимости, можно начертить схему взаимоотношений лиц, задействованных в конкретной ситуации. С учетом выясненных обстоятельств необходимо квалифицировать описанные в задаче правоотношения, найти соответствующие нормы в законодательстве, регулирующие их, и сформулировать ответ на поставленный вопрос. Ответ должен быть оформлен письменно. При этом явно недостаточно ограничиться простым переписыванием конкретных пунктов и статей нормативного акта, без их комментариев. Студент должен самостоятельно сформулировать ответ на задачу, с использованием профессиональной терминологии, со ссылкой на конкретные нормы правовых актов и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Ответ не должен быть слишком объемным, а содержать конкретный развернутый ответ на поставленный в задаче вопрос. В то же время недопустима и излишняя лаконичность ответа, например: «Судья поступил правомерно в соответствии со статьей …. (соответствующего нормативно-правового акта)». Правильным будет такой вариант ответа: «Судья поступил правомерно, осуществив …действия (перечислить), поскольку в соответствии со статьей (соответствующего нормативно-правового акта) …». Приветствуется дополнение ответа на задачу ссылками на обзоры судебной практики, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Решение тестовых заданий выражается в выборе студентами правильного ответа из предложенных по каждому вопросу нескольких вариантов. При этом следует иметь в виду, что может быть использованы две разновидности вопросов: в одних случаях нужно выбрать верный вариант ответа, в других — неверный вариант. В связи с этим нужно внимательно прочитать поставленный вопрос и, соответственно, выбрать верный или неверный вариант ответа из предложенных вариантов. При самостоятельном выполнении тестовых заданий можно в целях поиска ответов на вопросы использовать учебную литературу, а также нормативные правовые акты в актуальных редакциях. Затем для самоконтроля нужно попытаться дать ответы на тестовые задания без использования литературы и других источников. Все задания следует выполнять в индивидуальной рабочей тетради.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|