Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

З а о ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я




С.В. Тищенко

 

Правовое регулирование градостроительной деятельности

 

Учебно-методическое пособие по подготовке к лекциям, практическим, семинарским занятиям

(включая рекомендации по организации самостоятельной работы)

для обучающихся по дисциплине

 

«Правовое регулирование градостроительной деятельности»

по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

профиль: гражданско-правовой

 

 

Нижний Новгород

2016

УДК

Правовое регулирование градостроительной деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся в ННГАСУ по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 90с..– 1 электрон. опт. диск (CD-RW)

 

В пособии раскрываются основные положения учебной дисциплины «Правовое регулирование градостроительной деятельности»: приводятся подробные тематические планы для очной и заочной форм обучения, освещаются методические материалы для изучения отдельных тем, перечисляются нормативно-правовые акты для углубленного изучения каждой темы, даются рекомендации по основной и дополнительной литературе, раскрывается поэтапное планирование самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, включены вопросы для проведения промежуточной аттестации по дисциплине.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГАСУ, обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по программе бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

 

Составитель: к.ю.н., доцент Тищенко С.В.

 

 

@ С.В. Тищенко, 2016

@ ННГАСУ, 2016


Введение

 

Законодательство о градостроительной деятельности является комплексным правовым образованием и отношения в сфере строительства и управления строительством тесно связаны с вопросами землепользования и охраны окружающей среды. Так, пунктом 3 статьи 4 ГрК РФ установлено, что земельное, лесное, водное право, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации применяются в сфере градостроительства, если данные отношения не урегулированы напрямую градостроительным законодательством.

Предметом регулирования данной сферы деятельности общества выступают как статика градостроительных отношений по вопросам собственности и иных прав на землю и иные объекты недвижимости, так и динамика связей между субъектами градостроительной деятельности. В настоящем пособии предложены к изучению вопросы правового регулирования градостроительной деятельности на основе действующего Градостроительного кодекса РФ, а также иных, действующих в этой сфере федеральных законов, нормативных актов Правительства, Минрегиона, Ростехнадзора и других ведомств, имеющих отношение к градостроительству.

В пособии приведен перечень нормативных актов, которыми следует руководствоваться при изучении данной дисциплины.

При изучении вопросов правового регулирования градостроительной деятельности подробно изучаются такие институты как общие положения градорегулирования и градостроительства; история развития градостроительного права; градостроительные отношения; органы управления в сфере градостроительной деятельности; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности; строительный контроль и надзор; территориальное планирование; градостроительное зонирование; планировка территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства; саморегулирование в строительстве; информационное обеспечение градостроительной деятельности; ответственность за нарушение законодательства о градостроительно деятельности.

Курс градостроительного права предполагает проведение лекционных, практических занятий, а также самостоятельное освоение студентами научной литературы и проведение анализа существующей судебной практики.

Лекция формирует часть компетенций отвечающую за знание студента. Лекционные занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных активных и интерактивных технологий. В том числе, применяется технология «режима обратной связи», «проблемная лекция», «лекция с ошибкой», «лекция вдвоем» и т.п.

Подготовка к практическому занятию начинается с ознакомления плана занятия, прочтения программной учебной литературы, конспекта лекций по конкретной теме, изучения нормативно-правовых актов, указанных к каждой теме. Причем, изучение учебной литературы по соответствующей теме, нормативно-правовых актов, конспекта лекций является основным при подготовке к практическому занятию.

Самостоятельное изучение учебного материала, конспектирование его в своих тетрадях позволит студенту глубоко вникнуть в конкретную тему практического занятия. Кроме того, конспектирование позволит сосредоточить внимание на главном в источнике, запомнить его. Конспекты заметно облегчают подготовку к практическим занятиям, к зачету и экзамену.

После самостоятельного изучения учебного материала, необходимо подготовить ответы на вопросы соответствующей темы практического занятия. Каждый студент по-своему подходит к подготовке ответа на вопросы: составляет план ответа; подготавливает основные тезисы ответа; пишет полный ответ на вопросы. Но наиболее высокую оценку получат студенты, излагающие основную часть подготовленного ответа своими словами и по существу раскрываемого вопроса. Зачитывать следует лишь некоторые выписки из учебной литературы, нормативно-правовых актов и других документов.

Примерный тематический план аудиторных занятий по дисциплине

О ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я

Профили: гражданско-правовой

№ темы Наименование разделов и тем Часы (лекций) Часы (семин.) Часы (сам. работа)
         
  6 семестр      
1. История развития градостроительного законодательства и градостроительной деятельности        
2. Источники градостроительного права        
3. Управление в сфере градостроительной деятельности        
4. Территориальное планирование: понятие, содержание и виды документов территориального планирования      
5. Градостроительное зонирование        
6. Планировка территории: назначение, виды документации по планировке территории        
7. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства      
8. Строительный контроль и государственный строительный надзор      
9. Саморегулирование в области градостроительной деятельности      
10. Информационное обеспечение градостроительной деятельности      
11. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Споры в сфере градостроительной деятельности        
         
  ИТОГО:      

 

Примерный тематический план аудиторных занятий по дисциплине

З а о ч н а я ф о р м а о б у ч е н и я

Профили: гражданско-правовой

№ темы Наименование разделов и тем Часы (лекций) Часы (семин.) Часы (сам. работа)
         
  8 семестр      
История развития градостроительного законодательства и градостроительной деятельности   - -  
2. Источники градостроительного права   0,5    
3. Управление в сфере градостроительной деятельности   0,5    
4. Территориальное планирование: понятие, содержание и виды документов территориального планирования 0,5    
5. Градостроительное зонирование   0,5    
6. Планировка территории: назначение, виды документации по планировке территории   - -  
7. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства - -  
8. Строительный контроль и государственный строительный надзор 0,5    
9. Саморегулирование в области градостроительной деятельности 0,5    
10. Информационное обеспечение градостроительной деятельности 0,5    
11. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Споры в сфере градостроительной деятельности   0,5    
  Написание и защита реферата      
  ИТОГО:      

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания
       
  Правовое регулирование градостроительной деятельности на уровне федерального законодательства Балбашевский В.В., Курочкин В.Н., Непомнящий С.В., Поповский Ю.Б., Степыгина Л.И.; отв. ред. А. М. Балбеко М.: ЛЕНАНД, 2014
  Правоведение. Основы законодательства в строительстве Римшин В. И., Греджев В. А. Москва: Издательство ACB, 2015
  Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (3-е издание переработанное и дополненное) [Электронный ресурс] В. Ю. Егоров, С. А. Шишелова, А. В. Филатова - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. - 540 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27485.html.
  Основы кадастра. Территориальные информационные системы: Учебник для вузов Золотова Е. В. Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015
  Градостроительство: учеб. пособие для судентов вузов по спец. «Градостр-во», «Архитектура», «Город. стр-во», «Город. и регионал. планирование», «Гос. и муниципал. упр.» Потаев Г.А. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

№ п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания
       
  Центральные органы управления архитектурно-строительным процессом в XVIII – начале ХХ вв. [Электронный ресурс]: Учебное пособие Золотарева М. В. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 40 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33303.html.  
  Правовое регулирование градостроительной деятельности: учеб. пособие Д. В. Малышев, А. И. Иванова - Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т, Ин-т открытого дистанц. образования. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - 84 с.
  Земельное право с элементами гражданского права. Общие положения [Электронный ресурс]: Учебное пособие / - Ю. В. Чернышев, Л. А. Лапина; Чернышев Ю. В. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 147 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18997.html
  Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство: учеб. для студентов по направлению 270100 «Стр-во» В. И. Римшин, В. А. Греджев - М.: Высш. шк., 2009. - 502 с.
  Управление развитием территорий и градостроительная документация. Ч.1: Разработка градостроительной документации муниципальных образований А. Н. Береговских - Омск: ООО «РА «ГРАД», 2007. - 289 с.
  Управление развитием территорий и градостроительная документация. Ч.2: Разработка нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня в области градостроительной деятельности Д. В. Шинкевич - Омск: ООО «РА «ГРАД», 2007. - 411 с.
  Основы кадастра недвижимости: учеб.: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. «Землеустр-во и кадастры» Варламов А.А., Гальченко С.А. М.: Изд. центр «Академия», 2015
  Подготовка и утверждение градостроительной документации поселений, городских округов. Правовые аспекты: монография Н. В. Трубкин - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 152 с.
  Землепользование и городской кадастр (регулирование земельных отношений) [Электронный ресурс]: Конспект лекций Беляев В. Л. - Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2010. - 112 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16393.html.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине осуществляется в следующих формах:

- подготовка к лекциям, семинарским (практическим) занятиям;

- реферирование статей, отдельных разделов монографий;

- изучение учебной литературы;

- изучение и конспектирование хрестоматий, сборников документов, основных положений нормативно-правовых актов, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, обзоров судебной практики;

- изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

- подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение контрольных работ, решение контрольных тестов и практических задач;

- написание тематических докладов на проблемные темы;

- самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов».

В настоящем пособии скомпилированы вопросы лекционных и семинарских (практических) занятий, учебная литература, нормативно-правовые акты, а также оценочные средства: контрольные вопросы по темам, письменные задания, практические задачи, тесты.

Лекции позволяют в максимально сжатые сроки представить значительный объем структурированной информации. Лекционные материалы имеют проблемно-тематическую структуру и выстраиваются по принципам систематичности, последовательности и научности, что, во-первых, дает возможность сформировать понимание необходимых знаний о правовых дисциплинах, во-вторых, обеспечить создание верных представлений о научных методах и соответствие содержания курса уровню современной науки.

Важное значение придается правильной организации самостоятельной работы студентов над изучением предмета как условие сознательного надежного усвоения учебного материала. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с ознакомления с программой курса, плана семинара, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, конспекта лекций по данной теме и соответствующих разделов в учебниках. Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы, актуальных нормативных материалов и прочих источников является основной задачей при подготовке к семинарскому занятию. Конспекты существенно облегчают подготовку к семинарским занятиям и, особенно, к зачету, т.к. способствуют выделению и запоминанию основных положений учебного материала. Полнота конспектов варьируется индивидуально, т.к. конспектирование носит творческий характер и не сводится к переписыванию изучаемого текста. Следует дословно переписывать только ключевые положения и определения, остальное содержание излагается кратко, своими словами. Для заметок и комментариев рекомендуется оставлять в конспекте широкие поля. Очень важно при подготовке к семинарскому занятию уметь правильно отбирать разнообразные источники, систематизировать их и четко выводить необходимую информацию.

При работе на семинарах высоко оцениваются студенты, излагающие свой ответ самостоятельно, грамотно и по существу обсуждаемого вопроса, со ссылкой на источники и фактические данные. Зачитывание ответа исключительно по конспекту или другому какому-либо источнику, а также простое воспроизведение материала лекций без комментариев и привлечения других источников оценивается как недостаточно удовлетворительное.

Приоритетной формой проведения семинаров являются проблемные и дискуссионные занятия. Для проведения таких занятий необходима тщательная подготовка, свободное владение материалом, умение задавать и отвечать на вопросы, убеждать, аргументировать свою позицию. Кроме изучения теоретических вопросов студент должен выполнить ряд других обязательных заданий – терминологических и практических. Студенту необходимо завести отдельную тетрадь либо выделить место в рабочей тетради для личного словаря и при подготовке к семинару выписывать определения этих понятий и других незнакомых терминов. Определение понятий и терминов можно выяснить в справочной (словарях и энциклопедиях) и учебной литературе по юриспруденции. К семинарскому занятию, если это требуется, нужно выполнить также практические задания в идее построения схем, отражающих классификацию государственно-правовых явлений, решения юридических задач и упражнений.

Приступая к решению практических задач, необходимо сначала внимательно изучить теоретическую часть соответствующей темы с использованием учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы. Кроме того следует проанализировать нормативно-правовые акты, относящиеся к изучаемой теме.

Решению каждой практической задачи должно предшествовать уяснение смысла и сути описанной в ней проблемной ситуации. Для этого текст задачи следует перечитать несколько раз. При необходимости, можно начертить схему взаимоотношений лиц, задействованных в конкретной ситуации. С учетом выясненных обстоятельств необходимо квалифицировать описанные в задаче правоотношения, найти соответствующие нормы в законодательстве, регулирующие их, и сформулировать ответ на поставленный вопрос. Ответ должен быть оформлен письменно. При этом явно недостаточно ограничиться простым переписыванием конкретных пунктов и статей нормативного акта, без их комментариев.

Студент должен самостоятельно сформулировать ответ на задачу, с использованием профессиональной терминологии, со ссылкой на конкретные нормы правовых актов и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Ответ не должен быть слишком объемным, а содержать конкретный развернутый ответ на поставленный в задаче вопрос. В то же время недопустима и излишняя лаконичность ответа, например: «Судья поступил правомерно в соответствии со статьей …. (соответствующего нормативно-правового акта)». Правильным будет такой вариант ответа: «Судья поступил правомерно, осуществив …действия (перечислить), поскольку в соответствии со статьей (соответствующего нормативно-правового акта) …». Приветствуется дополнение ответа на задачу ссылками на обзоры судебной практики, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Решение тестовых заданий выражается в выборе студентами правильного ответа из предложенных по каждому вопросу нескольких вариантов. При этом следует иметь в виду, что может быть использованы две разновидности вопросов: в одних случаях нужно выбрать верный вариант ответа, в других — неверный вариант. В связи с этим нужно внимательно прочитать поставленный вопрос и, соответственно, выбрать верный или неверный вариант ответа из предложенных вариантов.

При самостоятельном выполнении тестовых заданий можно в целях поиска ответов на вопросы использовать учебную литературу, а также нормативные правовые акты в актуальных редакциях. Затем для самоконтроля нужно попытаться дать ответы на тестовые задания без использования литературы и других источников. Все задания следует выполнять в индивидуальной рабочей тетради.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...