Динамика культуры (социокультурная динамика)
Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.99). Говоря о социодинамике культуры или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.
Диффузионизм в познании культуры – Концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. Диффузия культурная – Пространственное распространение, проникновение (диффузия), заимствование культурных достижений одних обществ в другие и другими (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.102 –105).
Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) – Носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания. Знак вообще – чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию или событию, свойству, связи или отношению предметов, явлений, действий или событий, сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т.д., которые им обозначаются (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.99) Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (напр.: правила этикета, системы сигналов, символов). Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.
Идеал – Совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечал бы потребностям (желаниям) человека. Эталонная ценность.
Идентичность культурная – Единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.
Инкультурация – Процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (См. Культурология ХХ век, Словарь, с.147).
Историческая типология культур – Выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (См. Культурология ХХ век. Словарь., с.168).
Коммуникация культурная - Процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (См. Культурология ХХ век. Словарь., с.185).
Культура повседневности – Повседневность – то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит каждодневно и, как таковое, определенным образом переживается и оценивается. Тогда – культура повседневности – воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.
Культурных кругов теория – Направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры и в результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (См. Культурология ХХ век. Словарь, с.237).
Культурогенез – Процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также – в формировании новых культурных систем и их качеств (См: Культурология ХХ век. Словарь, с.239).
Линейность и циклизм в представлениях о развитии культуры – Линейность – представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью – от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; Циклизм – представление о циклическом (от греч. Цикл – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.
Маргинальность (от лат. Край) культурная – Понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.258).
Массовая культура – многозначный термин – В общем – культура масс (народа), большинства общества, которая в принципе не может вся, в целом, находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); Часто – отождествляется с коммерциализованной, потребительской, стандартизуемой культурой, с реализуемой и используемой малокультурностью массы (толпы, черни); Иногда понимается как усредненная, пошловатая культура средних слоев общества
Материальная культура - Все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.
Народная культура – Понятие, не имеющее четкой определенности, смысл которого зависит от меняющегося смысла понятия «народ».
Часто почти отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных, верхов, аристократов.
Норма культурная – Стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (См: Культурология ХХ век. Словарь, с.321.)
Обряды – Церемонии или ритуалы, которыми отмечаются ключевые моменты в жизни людей.
Обычай – Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.328).
Постмодернизм – Широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с. 348-349. Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.
Ритуал – Исторически сложившаяся форма не инстинктивного предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.381).
Символ – (от греч. – знак, примета) Особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемы объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (См.:Культурология ХХ век. Словарь, с.407).
Симулакр –(Франц. – стереотип, псевдовещь, чистая форма) – Образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это – пустая форма, когда стерта грань между реальным и воображаемым (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.423).
Смыслы культурные – информационное, эмоциональное, экспрессивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.
Стиль – Образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т.д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф.Ницше) – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.
Субкультура – Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.450).
Традиции культурные – Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д. (См.: Культурология ХХ век, с.480).
Уровень культуры (культурности) – Степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).
Функции культуры – То, чему содействует культура, для чего она. Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.508).
В то же время, есть представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она не может рассматриваться как средство для чего-то, а только как цель (С.Л.Франк), и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.
Хронотоп – (дословно – «время – пространство) культурный – Единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.
Ценность Отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо. Иначе: особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.
В сопоставлении с ценностью оценка – субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.
Ценность культуры – Особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
Ценностная ориентация – Комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.
Эволюционизм в теории культуры – Представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.
Элитарная культура (от Франц. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – многозначный термин: 1. Культура «духовной аристократии», высококультурных представителей и групп общества. 2. 2. Часто употребляется для обозначения некоторых субкультур, привилегированных групп общества, характеризующихся, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточность, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, «усредненной», народной).
Языки культуры – Вообще язык – знаковая система любой физической природы. Языки культуры – знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|