Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По курсу «теория культуры»




1. Культурология и ее место в системе гуманитарных наук

2. Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.

3. История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры

4. Культура как знаково-символическая система

5. Культура и цивилизация: понятия, различие подходов к пониманию их взаимосвязей

6. Исторические типы культуры. Принципы историко-культурных типологии

7. Системный и структурно-функциональный подходы к изучению культуры. Функции культуры.

8. Культура и религия

9. Культура и мораль

10. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры

11. Культура народная, элитарная и массовая

12. Основные подходы к изучению культуры и специфические методы ее изучения.

13. Культура и этнос. Национальное своеобразие культур

14. Культура, культуры и субкультуры. Социальная дифференциация и стратификация культуры

15. Культура и повседневность

16. Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции

17. Культура и личность. Культурная идентичность, инкультурация, культурная компетентность.

18. Культурная коммуникация. Эволюция способов и средств коммуникации в ее значении для культуры

19. Истина и знание в культуре. Связи культуры с наукой и образованием.

20. Динамика культурных процессов (социокультурная динамика)

21. Хронотоп культуры

22. Культурогенез как особый тип культурной динамики.

23. Культура и процессы глобализации в современном мире.

24. Социальные институты культуры и их значение. Памятники культуры.

25. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре

26. Культура и пол. Гендерная проблематика в культурологии.

27. Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века

28. Культура постиндустриального и информационного общества

29. Восток-Запад как ориентиры культурного развития России

30. Мифология как форма самосознания культуры

 

 


[1] См. об этом: Ионин Л.Г. Социология культуры. – М, 2000; Каган М.С. Философия культуры. – СПб.:, 1996.

[2] Ионин Л.Г. Социология культуры, с.15.

[3] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М, 1989, с.18.

[4] Там же, с.36.

[5] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М, 1998, с.55.

[6] Там же.

[7] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М, 1992, с. 429.

[8] Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч.П. – СПб, 2000, с.394.

[9] Краткая философская энциклопедия. – М., 1994, с.166.

[10] Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Культуральная антропология. Учебное пособие. – СПб, 1996, с.5.

[11] См. Фрейд З. Недовольство культурой. – М., 1990.

[12] Зиммель Г. Избранное. Т.1 Философия культуры. – М, 1996, с.481.

[13] Аванесова Г.Л. Трактовка духовной культуры в отечественной аналитике. – В кн.: Философия культуры. Тез. Докл. И выступл. Первого Российского Философского Конгресса. Т.У1. – СПб, 1997, с.6.

[14] См. об этом: Бердяев Н.А. О культуре. – В кн.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1 – М, 1994, с. 523 – 530.; Ильин И.А. Собр соч. Т.1 – М, 1993, с.291 и др.

[15] Лихачев Д.С. Русская культура. – М, 2000, с.124. См. также: с.9, 119, 120.

[16] Каган М.С. Философия культуры, с.45.

[17] См: Культурология. Учебник.(Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана).М.,2005; Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб, 2005.

[18] Кондаков И.В.Введение.//Современные трансформации российской культуры//.М., Наука.2005.С.13.

[19] Глобалистика. Международный, междисциплинарный энциклопедический словарь.М.-СПБ. НЬЮ-Йорк. Элима, Питер.2006.

[20] Грани глобализации.М.,2003.С.12.

[21] Кондаков И.В. Глобалитет России (к постановке проблемы).//Современные трансформации российской культуры.М.,Наука,2005.С.83.

 

[22] Там же. С. 86.

[23] Бахтин М.М.К философии поступка.// Бахтин М.М. Работы 20-х годов.Киев,1994.С.52.

[24] Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2001.С.186.

[25] La culture et l avenir. Paris, 1985, p.21

[26] История человечества.Т.7.ХХ век.М: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС,2005,841с.

[27] Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. Онтология в системно-синергеическом осмыслении. СПб,2006.С.381.

[28]Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб,2001.

[29] Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов.// Грани глобализации. М., 2003,С.329

 

[30] Бек У. Общество риска.М., 2000.С.12.

[31] Дилигенский Г.Человек перед лицом глобальных процессов.//Грани

глобализации.М.,2003.С.336.

[32] Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки.1993-2000.М.,2000.С.168.

[33] Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. СПб, 2005.С.3.

[34] Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. – М.-СПб.: ПИТЕР, 2005, с.14.

[35] Конев В.А. Онтология культуры. – Самара: Самарский университет, 1998, с.6.

[36] Иконникова С.Н. История культурологических теорий, с.16.

[37] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,2003, с.53.

[38] Каган М.С. Философия культуры. СПб,1996, с.12.

[39] Там же, с.21.

[40] Там же.

[41] Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.,2006, с.5.

[42] Ковальченко И.Д., ук.соч., с.54.

[43] См., напр.: Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб,2005; и др.

[44] Особый интерес к их изучению в отечественной научной литературе связан в основном с теоретико-методологическими исследованиями 50-80-х годов, когда были опубликованы классические работы. В.Ф.Асмуса, Л.Г.Спиркина, П.В.Копнина, Э.В.Ильенкова, В.А.Лекторского, В.М.Штоффа и др.; см., напр.: Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.,1954; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972; Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М..1973; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.,1974; В.А.Лекторский. Субъект, объект, познание. М.,1980; Штофф В.М. Моделирование. и др.

[45] См.: Дмитриев Т.А. Уиллард Куайн. // Философы XX века. М., 2004, кн.2, с.166.

[46] Межуев В.М. Понятие культуры. М.,2004.

[47] См., напр.: Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн,1992, раздел «Культура и программы поведения».

[48] Lévy-Strauss A. La pensée sauvage. P.,1962, p.173; см. также: Леви-Стросс А. Структурная антропология. М.,1973; и др.

[49] См. подробнее: Автаномова Т.А. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.,1977; и др.

[50] См. подробнее: Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск, 1982.

[51] Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур.// Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн,1992, т.1; см. там же: Лотман Ю.М. ­Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении.

[52] См. подробнее: Типология и классификация в современных исследованиях. М.,1982; Розова С.С. Классификационная проблема в современных науках. Новосибирск,1986.

[53] См. подробнее: Садовский З.Н. Основания общей теории систем. М.,1974; Философско-методологические основания системных исследований. М.,1983; Коськов М. Системный подход в культурологии. // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб,2001; и др.

[54] См.,напр.: Библер В.С.: 1) От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.,1991; 2) Замыслы. М.,2002; см. также: Флиер А.Я. Культурогенез. М.,1995 и др..

[55] Иванов С.А. Методы изучения культуры. – Великий Новгород, 2002.

[56] См.: Филиппов С.М. Искусство как предмет феноменологиии и герменевтики. – Автореф. Дис. Докт. – М., 2003.

[57] Соколов Э.В. Введение в психоанализ. – СПб., 1999, с.5-6.

[58] Там же.

[59] Там же, с.8.

[60] Барт Р. Избранные работы… С. 253-262.

[61] Барт Р. Избранные работы… С. 255.

[62] Барт Р. Империя знаков. М., 2004. С. 99.

[63] Хайдеггер М. Бытие и время. С. 226.

[64] Барт Р. Империя знаков. С. 387.

[65] Барт Р. Империя знаков. С. 390.

[66] Барт Р. Империя знаков. С. 514.

[67] Там же. С. 508.

[68] Эко У. Заметки на полях «Имя розы»… С. 432.

[69] Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 136.

[70] Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 194.

[71] Кармин А.С. Культурология.: СПб., 2006. с 9-10.

[72] См.: Швейцер А. Культура и этика. – М.,1973, с.103.

[73] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане – Кант И. Соч. в 6 тт. т.6, с. 20. М.: 1966.

[74] См.: Краткая философская энциклопедия М., 1994, с.364.

[75] Там же, с.229.

[76] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42, с.115.

[77] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.,1996, с.146

[78] Ильин И. Основы христианской культуры.// Собр. Соч. – М.,1993, т.1, с.291

[79] Зиммель Г. Избр. Т.2 Созерцание жизни. – М.,1996, с.104.

[80] Кассирер Э. Критический идеализм как философия культуры// Культурология ХХ век. Антология. – М.,1995, с.140-141.

[81] См.: Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. Ч.1 СПб., 1997, с.47.

[82] Межуев В.М. Философская идея культуры // Теоретическая культурология. М; Екатеринбург, 2005, с.118.

[83] См. об этом напр.: Каган М.С. Философсмкая теория ценности. СПб. 1997. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры СПб.,1996.

[84] См.: Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории Томск,1977.

[85] См.: Краткая философская энциклопедия М,1994, с.,441.

[86] Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений. – СПб., 2000, с.15.

[87] Каган М.С. Философия культуры.

[88] Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. / Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.24, с 120.

[89] Кармин А.С. Культурология, с. 33.

[90] Уайт Л. Три типа интерпретации культуры. – В кн.: Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб., 1997, с.575.

[91] Радклифф-Браун А. Историческая и функциональная интерпретации. – В кн.: Антология исследований культуры. Т.1, с.635.

[92] См. напр: Соколов Э.В. Культурология, М.1996.

[93] См.:Каган М.С. Социальные функции искусства. – Л., 1978.

[94] См.:Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

[95] Кармин А.С. Культуролоогия, с.25.

[96] Франк С.Л. Этика нигилизма. – Вехи. Из глубины. – М., 1991, с.177.

[97] Кармин А.С. Культурология, с. 758.

[98] См.: Рассел Б. Почему я не христианин? – М, 1987, с.27.

[99] Ильин И. Собр. Соч. Т.1 – М, 199з, с.21.

[100] Там же, с.290.

[101] Маритен Ж. Философ в мире. – М, 1994, с.114.

[102] Франк С. Культура и религия. – Философские науки, 1991,№7, с.81.

[103] Планк М. Религия и естествознание. – Вопросы философии, №8, с.35.

[104] Экуменическое движение (от греч. Экумена населенная человеком часть земли) – движение за объединение христианских церквей всего мира.

[105] Православие и новая духовность. – Рига, 1992, с.9.

[106] Там же. – С.12-13.

[107] Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсен Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. – М., 1984, с. 26-27.

[108] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. – М., 1983, с.157.

[109] Шубарт В. Европа и душа Востока //АУМ. Синтез мистических учений Востока и Запада, 1990, № 4. – С. 66.

[110] Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада.- М., 1992. - С. 133.

[111] Мелиоранский Б.М. Разделение Церквей // Христианство: Энцикл. слов: В 3 т./ Ред кол. С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др.- М., 1995. – Т.2. – С. 426-432.

[112] Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси / Сост. М.В. Назаров. -М., 2000. - С. 53-61.

[113] Попова О.С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. (Равенна и Киев) // Византийский временник, 1998. - Т. 55 (80). Ч. II. - С.219.

[114] Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. - М.: Москва, 2000. - С. 51.

[115] Синергия определяется как соединение человеческой энергии нетварной божественной энергией, как сотрудничество, соработнричество человека и Бога.

[116] Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М.: Междунар. отношения, 2006. – С. 19-20.

[117] Там же. - С. 8.

[118] Рассел Б. Почему я не христианин? – М., 1987, с.139.

[119] Там же, с.113.

[120] Там же, с.27.

[121] Фромм Э. Психоанализ и религия. – В кн.: Сумерки богов. – М,1987, с.217.

[122] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994, с.212.

[123] См.: Ф. Де Ларошфуко, Паскаль Б., Лабрюйер Ж-П. Суждения и афоризмы. – М, 1990, с.213.

[124] Фромм Э. Психоанализ и религия, с.220.

[125] Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. – М., 1974, с.168.

[126] Булгаков М. Мастер и Маргарита. – В кн.: Булгаков М. Романы. – М., 1987, с.495.

[127] Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973, с..312.

[128] Там же, с.315.

[129] Там же, с.312.

[130] СМ.: Мир человека. Хрестоматия. – М., 1995, с.209.

[131] См.:Ортега-и-Гассет Х. Этюды о любви. – Звезда, 1991, №12.

[132] См.:Льюис К.С.Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – М, 1992.

[133] См.: Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции. – Философия любви. Т.1. – М, 1990.

[134] Соловьев Вл. С. Соч. в 2-х тт., Т.». – М, 1988, с.505.

[135] Кон И.С. Сексуальная культура. – СПб, 2004, с.54

[136] Хейзинга Й. Осень средневековья. – М, 1988, с.122.

[137] Там же, с.132.

[138] Там же, с.118.

[139] Кон И.С. Сексуальность и культура, с.20.

[140] Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. Цит. По: Философия любви. Т.2. – М, 1990, с.415.

[141] Кон И.С. Сексуальность и культура, с.41.

[142] Соловьев Вл.С. Соч. Т.2, с.511.

[143] Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М., 1977, с.383.

[144] Там же, с.384.

[145] Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. – М., 1984, с.216.

[146] Шиллер Ф. Собр. Соч. В 6-ти тт. – М..1957, с.283.

[147] Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976, с.61.

[148] Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод., с. 216-217.

[149] Толстой Л.Н. Собр. Соч. в 22 тт. – М., 1985. Т.21,с.414.

[150] Там же, с.480.

[151] Там же, с.385.

[152] См.: Советский энциклопедический словарь. – М., 1985, а также: Культурология. Краткий словарь под. Ред. И.Кефели. – СПб., 1995.

[153] Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. – В кн.: Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. – М., 1985.

[154] Паскаль Б. Мысли. – СПб., 1995., с.413.

[155] Вехи. Из глубины. – М., 1991, с.64.

[156] Там же, с.312.

[157] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992, с.312.

[158] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М., 1991, с.333.

[159] Соловьев Вл. С. Оправдание добра. – Соловьев Вл.С. Собр. Соч. Т.1 – М.,1988, с.79.

[160] Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987, с.275.

[161] Ортега-иГассет Что такое философия, с.163.

[162] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996, с.71.

[163] Соловьев Вл.С. Смысл любви. – Соловьев Вл.С. Собр. Соч. Т.2. – М, 1988, с505.

[164] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию, с.326.

[165] Лосский Н.О. Избранное. – М, 1991, с.485.

[166] Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество. – Вопросы философии, 1992, №12,с.120.

[167] Краткая философская энциклопедия. – М,1994,с.406.

[168] Фромм Э. Бегство от свободы. – М, 1990, с.13.

[169] Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество. – Вопросы философии, 1992, №12, с.121.

[170] Фромм Э. Бегство от свободы, с.220.

[171] Там же, с201.

[172] Там же, с.119.

[173] Квинтэссенция. Философский альманах. – М.. 1991, с.58.

[174] Фромм Э. Бегство от свободы, с.221.

[175] Там же, с.224.

[176] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М, 1989, с.255, 368.

[177] Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М,1992, 373.

[178] Там же, с.371 – 372.

[179] Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. – СПб, 1999, с.7.

[180] Там же, с.11.

[181] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. Т.1. – М, 1993, с.54.

[182] Там же.

[183] Там же, с.155.

[184] Там же, сю301.

[185] Завершинский К.Ф. Методологические и семантические векторы политической легитимации. – Великий Новгород, 2002, с.49.

[186] Там же, с.15.

[187] Подробнее см. об этом: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб., 1996, с.106 – 108.

[188] Советский энциклопедический словарь. – М, 1985, с.1047.

[189] Краткая философская энциклопедия. – М, 1994, с.357.

[190] Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений. СПб, 2000, с.54.

[191] Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. – Великий Новгород,2000, с48.

[192] Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества, с.49.

[193] Ильин И. О правосознании. – Ильин И. Собр. Соч. Т.1, с.227.

[194] Там же, с.229.

 

[195] См.: Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х!Х – начала ХХ веков. – Великий Новгород,2002.

[196] Там же, с.23.

[197] Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).Это результат и целенаправленного формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств

[198] Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе «Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology» в 1948.

[199] Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. В научный оборот термин ввел в XVIII веке шведский ученый Карл Линней, также еще используется термины "эффект маугли" или "дети джунглей". Первые документальные свидетельства связаны с именем доктора Дж.Сингх, попечителя сиротского приюта в Миднапоре В Индии (1920г), который написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками - восьмилетней Камалой и полуторогодовалой Амалой,, воспитанных волками и находившихся на его попечении; записи делались на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну.

Все три девочки имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. "Маугли" доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные "оковы". Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов.. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

 

[200] Об этом подробнее см.: А.М.Руткевич Теория институтов А. Гелена // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2.

[201] М. С. Каган. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2003. С.?

[202] Об этом подробнее см. А. Бондарев Статья в печати

[203] А.Флиер Культурология для культурологов. М., 2000. С. 298-304.

[204] Подробнее об этом: Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis., 1980. P. 70 -84.

[205] Подробнее об этом см: Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. // Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1989. С. 49–401.

[206] Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы философии. 1992. N 4. C.49.

[207] См. подробнее: Дюркгейм Э.Социология: Ее предмет, метод, предназначение. - М. 1995.; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Классики мирового религиоведения. Антология. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.,1998. С.230

[208] Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб., 1899.

[209] См.: Маркс К. Капитал: Критика полит. экономии: В 3-х тт. – М, 1988.

[210] Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М, 1989.

[211] Данилевский Н. Я. Россия и Европа - М., 2003.

[212] Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. СПб, 2005. – Т.7. – С.382.

[213] Шпенглер О..Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т.- М.: Айрис-пресс, 2003.

[214] Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. с. 148.

[215] См. Хакен Г. Синергетика. М, 2005 г.

[216] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой – М.: Аграф, 1998.

[217] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996., Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201-219;

[218] Об этом подробнее см. Ерасов Б.С. Социальная культурология: М., 2000.

[219] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Деловая книга. 2000.

 

[220] См. Иконникова С.Н. История культурологических теорий, с.33.

[221] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995, с.77.

[222] Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. – М., СПб., 2005. Гл.6.

[223] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000, с.48.

[224] Леви-Строс К. Печальные тропики. М.:2000.

[225] Ясперс К. Смысл и значение истории. М.: Республика, 1993. С. 121.

[226] Конфуцианство в строгом смысле не является религией, однако по способу своего функционирования в обществе эта традиционная идеология схожи с религией.

[227] Эрнесто Че Гевара известен в современной России прежде всего как борец за независимость, но в культуру Латинской Америки он вошел как автор трудов по социальной философии и политологии — «Латиноамериканская мечта для Африки», «Глобальная юстиция» и др. См.: Че Гевара Э. Статьи, выступления, письма. М.: Культурная революция, 2006.

[228] См.: Бромлей Ю.Б. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

[229] См., например: Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология/ Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М.: Наука, 1994. С. 5–14.

[230] См.: Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.: Наука, 1989. Вып. 19. С. 5–18.

[231] Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. С. 283.

[232] Л.Н. Гумилев, разъяснял свое представление об этнических стереотипах поведения, приводит в качестве примера типичные реакции на появление нетрезвого хулигана в общественном транспорте: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец потребует вызвать сотрудника правоохранительных органов, татарин постарается изолироваться, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить». См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 87.

[233] В российской этнологии данной концептуальной позиции придерживается В.А. Тишков. См.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

[234] Гоббс Т. Левиафан // Избр. произведения. М.: Политиздат, 1964. Т. 2. С. 244.

[235] Об этнической организации экономических сетей см.: Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб.: Центр-Петербургское востоковедение, 1998.

[236] См.: Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.) etc.: Brooks / Cole Publishing Company, 1996.

[237] Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 22–25.

[238] См.: Мид М. Указ. соч. С. 342.

[239] Там же. С. 360.

[240] См.: Herskovits M.J. Les bases de l’antropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 30.

[241] См.: Derry J.W. Immigration: acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46(1). P. 7.

[242] См., например: Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства / Под ред. Н.А. Бутинова, И.С. Кона. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1992. С. 5–16.

[243] См.: Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. С. 36.

[244] См.: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 251.

[245] См.: Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 206.

[246] См.: Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история. Екатеринбург: У-фактория, 2002. С. 215–227.

[247] Российская гомосексуальная культура повседневности раскрывается в кн.: Ротиков Другой Петербург. СПб.: 2001.

[248] Об этом см.: Клейн Л.С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. СПб.: Фолио-пресс, 2002.

[249] См., например, раздел «Другая любовь в системе ценностей и антиценностей» в кн.: Клейн Л.С. Другая любовь: Природа человека и гомосексуальность. СПб.: Фолио-пресс. С. 19–136.

[250] Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. – М., 1993, Т.1, с.155.

[251] См.: Культурология ХХ век. Словарь. – СПб., 1997, с.480.

[252] Там же, с.328.

[253] Там же, с.381.

[254] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории М., 1996,с.84.

[255] Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997,с.14.

[256] Кон И. С. Социология личности М., 1967, с.110.

[257] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979, с. 353.

[258] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с.20

[259] Malinovski B. Culture // Enciklopedia of social sciences. 1931. Vol.4

[260] См. разд.. «Институциональная культура» в уч.пос.В.В.Попов «Социология культуры».- М., 1993, учебник «Культурология» / под ред. Ю.Н.Солонин, М.С.Каган.- М.2007.

[261] «Институт культурный» //Энциклопедический словарь по культурологи.- М., 1997 с.156, а также

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.2000

 

[262] Марка Пахтера, Чарльза Лэндри "Культура на перепутье".- М.: Классика XXI, 2003.

[263] Там же с.50

[264] там же с.40

 

[265] Цит. По: Россия в период реформ Петра 1. – М., 1973, с.11.

[266] Аристотель Политика. – М., 1911, с.100.

[267] Винер Н. Я – математик. – М., 1964, с.313.

[268] Doob L/ Communication in Africa/ New Haven, 1961, P.100.

[269] Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М., 1955, с.43.

[270] См.: Исследования по русскому языку. Т.1. – СПб., 1889-1895, с.297.

[271] Куконков П. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта. Социальные конфликты, 1995,вып.9.

[272] Delhes K. Soziale Kommunikation. Opladen, 1994.

[273] Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной коммуникации. – Россия и Запад: диалог культур. Вып.8. Т.1 – М., 2000, с.289.

[274] Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997–1999. Ч. 1–5. [Перепечатка изд. 1847–1848 гг.]; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. [Перв. изд.вышло в1860 г.]; Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000–2001. Т. 1–2. [Перв. изд. вышло в 1862–1869 гг.]; Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997. [2-е изд. СПб., 2002. Издание представляет собой фрагмент многотомного «Толкового словаря французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения», созданного известным архитектором и историком культуры Э. Э. Виолле-ле-Дюком и изданного во Франции в 1858–1875 гг.]; Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913; Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1914. [Перв. изд. обеих книг на фр. яз. вышло в 1890 г. Переиздавались по-русски в 1990-е гг.]; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993.; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994 [Перв. изд. трехтомника вышло в Германии в 1909 г.].

[275] Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988. [Первое издание работы вышло в 1919 г.]

[276] Гуревич А. Я. Исторический синтез... С. 194.

[277] Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое лит. обозрение. 2004. № 65. Цит. по электронной версии журнала: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/65/

[278] См.: Гинзбург К. Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000; Он же. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М., 2003.

[279] Пушкарева Н. История повседневности [Электронный ресурс]: [статья в электрон. энцикл. «Кругосвет»]. Электрон. дан. (1 файл). М.: [200 – ] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010512/1010512a1.htm. Загл. с экрана. К. Гинзбургу и нарративной методологии его «микроисторических» исследований посвящено несколько статей журнала «Новое литературное обозрение» (2004. № 65).

[280] Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Он же. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984; Он же. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1989; Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы Свердловск, 1989; Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 84–102; Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Frühen Neuzeit. Bd. 1. Das Haus und seine Menschen: 16.–18. Jahrhundert. München, 1999; Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Früheren Neuzeit. Bd. 2. Dorf und Stadt: 16.–18. Jahrhundert. 2. Aufl. München, 1999; Dülmen R. van. Kultur und Alltag in der Früheren Neuzeit. Bd. 3. Religion, Magie, Aufklärung: 16.–18. Jahrhundert. München, 1994.

[281] Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986; Он же. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993; Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. М., 1983; Он же. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII – начало XIX века. 2-е изд., доп. СПб., 1994; Лотман Ю. М. Погосян Е. А. Великосветские обеды: панорама столичной жизни. СПб., 1996.

[282] Schutz A. Collected Papers: The Problem of Social Reality. Hague, 1971; Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life-World. L., 1973; Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003 (рус. пер. избр. работ Шюца); Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995; Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. New Jersey, 1967; Goffman E. The presentation of self in everyday life. N. Y., 1959 (рус. пер.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000); Cicourel A. V. Method and measurement in sociology. L.; N. Y., 1964.

[283] Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии.— М., 1985; Гусев С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб., 1994; Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999; Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999; Шкуратов В. А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М., 1997. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

[284] Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. [Нем. изд. вышло в 1913 г.]; Козырьков В. П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999. Новиков А. И. Мещанство и мещане: против мелкобуржуазной философии жизни. Л., 1983.

[285] Козырьков В. П. Указ. соч. С. 326.

[286] См. об этом: Лелеко В. Д. Открытие повседневности: живопись малых голландцев // Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. 27–29 апр. 2005 г. Киров, 2005. С. 327–344.

[287] Власов В. Г. Бидермайер // Власов В. Н. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995. С. 106.

[288] Кес Д. Стили мебели. 2-е изд. на рус. яз. Будапешт, 1981. С. 179–180.

[289] Пушкарева Н. Указ. соч.

[290] Барт Р. Мифологии. М., 1996; Кнабе Г. С. Древний Рим...; Он же. Материалы к лекциям...; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре...; Лотман Ю. М. Погосян Е. А. Великосветские обеды... СПб., 1996. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001; Топоров В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции // Балто-славянские исследования. 1983. М., 1984. С. 164–186. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227–284; Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб., 1998.

[291] Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. 2‑е изд., испр. М., 2005; Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995; Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX – начала ХХ века. Вып. 2. М., 1990. С. 67–135.

[292] Международный коллоквиум «Ästhetik im Alltag: Form und Lebensform. Offenbach a. M., 1978»; Восьмой Международный конгресс по эстетике «Die Ästhetik, das tägliche Leben und die Künste»: Ausgew. Vortr. / 8. Kongr. für Ästhetik. Bonn, 1984.

[293] Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1971; Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

[294] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре...; Лотман Ю. М. Погосян Е. А. Великосветские обеды... Чернова А. «... Все краски мира, кроме желтой»: опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987; Letsch H. Der Alltag und Dinge um uns. Berlin, 1983.

[295] См. относительно полную библиографию проблематики повседневности по состоянию на начало 2002 года в моей работе «Пространство повседневности в европейской культуре» (СПб., 2002).

[296] Библиографический список конференций в хронологическом порядке: Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 18–20 февр. 1998 г. / Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 1998; История российского быта: материалы Четырнадцатой Всерос. заоч. науч. конф. / науч. ред. С. Н. Полторак. СПб., 1999. Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 24–26 февр. 1999 г. Вып. 2. СПб., 1999; Научная рациональность и структуры повседневности: Тез. науч. конф. Санкт-Петербург. 22–23 нояб. 1999. СПб., 1999; Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах: материалы науч. конф. 19–21 февр. 2001 г. / Сост. К. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб., 2001; Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения: междунар. науч. конф. Армавир, 2002. Армавир, 2002; Женская повседневность в России в XVIII–XX\ вв.: материалы междунар. науч. конф., (25 сент. 2003 г.). Тамбов, 2003; Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: материалы 3‑й Всерос. летней шк. «Провинциальная Россия: подходы и методы изучения истории повседневности. Казань. Июнь-июль 2002 г. Казань, 2002; Наука и повседневность: коммуникация, междисциплинарность, металингвистика: материалы Пятой межрегион. науч. конф., (2-4 дек. 2002 г., Н. Новгород). Н. Новгород, 2003; Nobles oblige: праздничная и повседневная жизнь господствующих слоев Европы XVI–XX столетий: материалы науч. конф., 15–17 мая 2002 г., Орел. Орел, 2003; Пушкинские чтения – 2003. Петербургский текст повседневной культуры: материалы Всерос. науч. конф. (СПб., 6 июня 2003 г.). СПб., 2003; Проблемы истории сервиса: здравоохранение, культура, досуг: Всерос. науч. конф.: сб. науч. ст. / Науч. совет РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее»; Феномен повседневности: гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Филология. Искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения – 2005», 6–7 июня 2005 г. / Лен. гос. ун-т им. А. С. Пушкина; ред.-сост. И. А. Манкевич. СПб., 2005; Повседневность как текст культуры: материалы Междунар. науч. конф. 27-29 апр. 2005. ВятГГУ. Киров, 2005.

[297] Неполный список только тех работ, в названии которых есть слова «повседневность», «быт» (в хронологическом порядке): Круглов Д. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 1996; Козьякова М. И. Эстетика повседневности: Западноевропейская городская культура XV–XIX вв.: автореф дис. … д-ра филос. наук. М., 1997; Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально-философский анализ): автореф дис.... канд. филос. наук. СПб., 2000; Ледовских Н. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века (проблемы отношения к власти, церкви и человеку): автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2002; Беловинский Л. В. Культурно-исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика: автореф. дис.... д-ра ист. наук. М., 2003; Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей в 1930-х – начале 1950‑х гг.: автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 2005; Чередникова А. Ю. Повседневная жизнь национальных меньшинств Веймарской республики: автореф. дис.... канд. ист. наук. Иваново, 2005; Белик А. А. Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII – первой половины XIX в. (на материалах Вятского края): автореф. дис.... канд. культурологии. Киров, 2005; Корнев В. В. Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности: автореф. дис.... д-ра филос. наук. Барнаул, 2006. 38 с.

 

[298] Ожегов С. И. Словарь русского языка. 3-е изд. М., 1953. С. 111.

[299] Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 117.

[300] Маковский М. М. Указ. соч. С. 122.

[301] Логос // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 323–324.

[302] Cыромятникова И. С. История прически.2-е изд., доп. М., 1989. С. 76, 92, 101.

[303] Сыромятникова И. С. Указ. соч.С. 211.

[304] Буракова М. В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины (на примере прически):

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...