Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.




 

Лечение и профилактика острых бронхитов и пневмоний у детей. Лечение и профилактика острого отита, тонзиллита и ангины у детей.

Самостоятельная работа. Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля - по индивидуальному графику).

Цель занятия:

Изучить тактику ведения больных с острыми вирусными инфекциями дыхательных путей (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция т т.п.) в условиях первичного звена здравоохранения.

Студент должен:

знать:

· Общую характеристику болезни, ее место в общей структуре инфекционных заболеваний.

· Этиологию, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение.

· Механизм развития и проявления эпидемического процесса.

· Классификацию, клинические симптомы, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте.

· Исходы, последствия болезни, возможные осложнения.

· Основные и вспомогательные методы лабораторного исследования, их диагностическую ценность.

· Лечение больных с данными инфекциями.

· Организацию и основные противоэпидемические мероприятия в очаге в детских коллективах.

понимать:

· Основы ранней диагностики ОРВИ: клинико-эпидемиологической и лабораторной.

· Организацию стационара на дому.

· Показания к госпитализации.

· Правила забора материала для лабораторного исследования в условиях поликлиники.

· Методы обследования в условиях поликлиники.

· Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

· Профилактика и лечение ОРВИ в домашних условиях.

· Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.

· Правила выписки и допуска в детские учреждения после перенесенных инфекций.

· Сроки диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими ОРВИ.

· Профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проводимые в период реконвалесценции.

уметь:

· Собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез.

· Обосновать диагноз на основании клинических и эпидемиологических данных.

· Назначить лечение больному на дому.

· Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе.

· Выписать рецепты.

· Назначить лечебное питание.

· Наметить план профилактических мероприятий в очаге.

· Провести текущую и заключительную дезинфекцию в очаге.

· Организовать стационар на дому.

· Оформить направление для стационарного лечения, в бактериологическую лабораторию.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

 

Вопросы для самоподготовки:

· В каких показателях проводится расчет инфекционной заболеваемости?

· Характеристика типов и вариантов часто и длительно болеющих детей.

· Расчёт показателей заболеваемости, диспансеризации.

· Тактика ведения ЧДБ в условиях поликлиники.

· В каких показателях проводится расчет младенческой смертности и в том числе от инфекционных болезней?

· Дифференциальная диагностика и принципы лечения ОРВИ на участке. Показания к госпитализации.

· Показания к госпитализации инфекционных больных и способы их транспортировки.

· Основная медицинская документация в поликлинике.

· Обязанности участкового врача и медсестры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

· Противоэпидемические мероприятия в очагах капельных инфекций.

 

Содержание:

Инфекционная патология у детей занимает ведущее место, на ее долю приходится более 90% всей заболеваемости детей до 18 лет. В последние годы при многих заболеваниях лечение все чаще и чаще проводится на дому. Острота взаимодействия между микро- и макроорганизмом, развертывающаяся в течение относительно короткого промежутка времени, скорость проявления и нарастания патологических изменений требует от педиатра соответствующей быстроты терапевтических мероприятий, правильное проведение которых в ряде случаев может сыграть решающую роль еще до установления точного диагноза. Поэтому подготовка врача-педиатра по раннему выявлению инфекционных больных, их лечению, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях первичного звена здравоохранения будет способствовать снижению заболеваемости и младенческой смертности.

Ключевые положения

· Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиологически разнородная группа инфекцион­ных болезней, имеющих сходные эпидемиологи­ческие и клинические характеристики.

· Типичная клиническая картина ОРЗ характери­зуется воспалением слизистых оболочек респи­раторного тракта с гиперпродукцией секрета и активацией защитных реакций дыхательного эпителия с последующим удалением избытка се­крета.

· Выделяют острые заболевания верхних дыха­тельных путей (ОРЗ/ВДП) - воспаление слизи­стых оболочек, расположенных выше голосовых связок (ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, отит), и острые заболевания нижних дыхатель­ных путей (ОРЗ/НДП) - поражение дыхательного тракта ниже голосовых связок (ларингит, трахе­ит, бронхит, пневмония)

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиоло­гически разнородная группа инфекционных болез­ней дыхательных путей, имеющих сходные механизмы развития и много общих клинических черт. Эта группа включает в себя инфекции, вызываемые как вирусами, в основном, респираторными, так и пневмотропными бак­териями, в т.ч. нередко вегетирующими в дыхательных путях.

К ОРЗ не принято относить редкие специфические инфекции, вызывающие острые поражения органов ды­хания, такие как чума, сибирская язва, сальмонеллез, а также актиномикоз, хотя, например, хламидийные ин­фекции, включая орнитоз, легионеллез и микоплазмоз, относят к этой группе. Не входят в группу ОРЗ аллерги­ческие заболевания дыхательных путей, а также микобактериальные инфекции.

В отсутствие характерных клинических черт вызвав­шей ОРЗ вирусной инфекции принято использовать тер­мин «острая респираторно-вирусная инфекция (ОРВИ)». Во многих случаях, однако, вполне возможно и по клини­ческим данным с большой долей вероятности говорить о роли того или иного вируса. В этих случаях (как и при вы­явлении вируса) диагноз ОРВИ уместно расшифровать или дополнить указанием на грипп, аденовирусную, РС-вирусную или иную инфекцию

Поскольку диагноз ОРВИ (как и конкретной вирусной инфекции) обозначает лишь этиологию болезни, его сле­дует дополнять указанием на клинический синдром, обу­словленный инфекцией. Во многих случаях ОРВИ проте­кает с признаками поражения только верхних дыхательных путей (ОРЗ/ВДП); в подобных случаях диагноз должен звучать как «ОРВИ, ринит (фарингит, тонзиллит)». У больных с поражением нижних дыхательных путей (ОРЗ/НДП) соответствующие синдромы (ларингит, трахеит, бронхит) должны в обязательном порядке фигурировать в диагнозе. Чаще всего эти формы поражения есть проявление респираторной инфекции (вирусной, микоплазменной, хламидийной), поэтому их неправомерно считать осложнением ОРЗ.

В тех случаях, когда на фоне характерного для ОРВИ катарального синдрома возникает бактериальная инфекция, формулировать диагноз надлежит следующим образом: «ОРВИ, осложненная средним отитом (синуситом, пневмонией и т.д.)». Хотя правила ВОЗ по формулированию диагноза позволяют опускать упоминание об ОРВИ при наличии пневмонии или другой бола серьезной патологии органов дыхания, на практике полезно включать в диагноз и ОРВИ, если имелись е симптомы. Следует помнить, однако, что далеко не все бактериальные инфекции органов дыхания являются осложнением ОРВИ.

Эпидемиология

Ключевые положения:

· Заболевания респираторного тракта составля­ют до 90% всей инфекционной патологии в дет­ском возрасте.

· В 2000 году заболеваемость гриппом на 100 ты­сяч детей в возрасте до 14 лет составила 5253,4 случаев, из них у детей в возрасте до 1 года -2362, 1-2 лет - 4408, 3-6 лет - 5013.

· Наиболее высокая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) наблю­дается среди детей первых 3-х лет жизни.

· Заболеваемость ОРЗ выше в городах по срав­нению с сельской местностью, а также в зонах с высоким уровнем промышленного загрязнения атмосферного воздуха и у детей, начавших по­сещать детские дошкольные учреждения.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...