Основные качества научной речи
Для научной речи характерны следующие качества: объективность, которая проявляется 1) - в изложении разных точек зрения на проблему; 2) - в отсутствии субъективизма при передаче содержания; 3) - в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания; • логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы); • доказательность - научная речь состоит из цепочки рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез; • точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов; • обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова: вопрос, проблема, имена существительные с абстрактным значением), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во вневременном значении: используются, относятся и безличные глаголы: следует считать), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения часто указывают на страдательные обороты); • насыщенность фактической информацией. Языковые средства, используемые в научной речи, отражают ее стремление к точности, объективности, логичности, абстрактности. В лексике научного текста очень много терминов, например: атом, индукция, плюрализм. Став термином, многозначное слово теряет возможность употребляться в нескольких значениях, например: союз, предложение, обстоятельство, дополнение — в лингвистике. Стремление к абстрактности определяет употребительность (частотность) слов с отвлеченным значением. Лексический состав научного стиля формируется за счет нейтральных общеупотребительных слов, а также соответствующих книжных слов. Слова сниженных стилистических пластов в научном тексте не используются, так же как и слова, имеющие субъективно-эмоциональную окраску.
Морфологические средства отбираются с учетом их соответствия основным требованиям стиля—обобщенности, абстрактности. Употребительными глагольными формами являются формы настоящего времени третьего лица, т. е. настоящее вневременное, постоянное, например: Существительные склоняются. Соль растворяется. Первое место по степени употребительности принадлежит существительным среднего рода; а из форм падежа — родительному. Большое количество прилагательных в научной речи порождено обилием двухсловных терминов (сложное предложение, глухие согласные) и необходимостью описать все признаки предмета наиболее детально. Синтаксической чертой научного стиля является использование пассивных конструкций — в роли подлежащего выступает не производитель действия, а объект, например: Нами рассмотрены предложения с однородными членами. В научной речи употребительны глаголы с суффиксом -ся, а также краткие страдательные причастия. Широко распространены в научном стиле безличные и инфинитивные предложения в роли главной, части сложноподчиненного предложения (необходимо заметить, что; может показаться, что). Среди сказуемых преобладают составные именные, причем связка часто "опускается, например: Подлежащее — главный член предложения. Логичность научной речи обусловила употребительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в большинстве случаев главные части информативно не являются главными, так как основное содержание передается придаточной частью, например: Известно, что учение о трех стилях восходит к глубокой древности.
Логичность изложения в научном тексте подчеркивается специальными средствами—вводными словами (во-первых, наконец), словосочетаниями и предложениями (как уже было указано). В отличие от разговорной, в научной речи порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли — от темы сообщения к самому сообщению, от известного к неизвестному, например: Устная речь — это основной вид сообщения (книжн., научи.). Пятерку по алгебре я получила (разг.). Одно из важнейших качеств научной речи - стремление к объективности - связано с умением использовать в своем исследовании научные наработки своих предшественников. Поэтому для студента очень важным умением является правильное оформление (в сносках или в списке) выходных данных использованной литературы. Оформление выходных данных научных работ МОДЕЛЬ 1 Выходные данные книги Фамилия И.О. Название книги. - М: Феникс, 1999. - 356 с. Образцы: 1. Толстая Т.Н. День. - М.: Подкова, 2002. - 416 с. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с МОДЕЛЬ 2 Выходные данные статьи из сборника научных трудов Фамилия И.О. Название статьи // Название сборника / Под ред. проф. В.Ф. Черных. -Саратов: СГТУ, 1999. - С. 35-39. Образцы: 1. Ланцова А.С. Функции невербальных компонентов в речевом общении // Стратегии и практики коммуникации в современном обществе: В 2 ч. -Саратов: Научная книга, 2004. -4.2. -С. 81-85. 2. Плюснина Т.Д. Ораторское искусство и риторика в системе гуманитарной подготовки магистров технических вузов // Проблемы формирования современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. - СПб., 2001.-С. 12-13. МОДЕЛЬ 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|