Художественный стиль, разговорный стиль, стилевые доминанты, стилеобразующие факторы.
Литературный язык отличается от других проявлений национального языка своим стилистическим богатством, позволяющим использовать его в официальном и неофициальном общении, в сфере науки, делопроизводства и законотворечества, в сфере массовой информации и митинговой стихии, в искусстве и повседневной жизни. Такое разнообразное применение литературного языка приводит к появлению вариантов, которые называются стилями и предназначены для общения н определенной сфере деятельности человека. Общепринято выделение пяти функциональных стилей: делового, научного, публицистического, художественного, разговорного. Существует тесная спаянность использования того или иного стиля и ситуации общения, содержания речи и ее цели (сообщение информации, воздействие, фиксация какого-то знания, собственно общение и т.д.), не допускающая возможности свободного выбора стиля. Не случайно несоответствие стиля ситуации, типу мышления, содержанию речи и ее цели используется в пародиях. Вспомним рассказ В.Шукшина «Чудик». «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – удивился Чудик.- Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена. Вы, наверное, подумали… - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились и Васятка». Стало: «Долетели. Василий». В каждом стиле все его конкретные речевые характеристики и принципы построения текста подчиняются организующей речь в данном стиле доминанте.
Доминанта научного стиля – предельная понятийная точность (поэтому используются системно организованная в каждой отрасли научного знания терминология). Важны подчеркнутая логичность и объективность речи и т.д.
Доминантой делового стиля является предельная предметная точность, не допускающая иного толкования. Отсюда его громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов. Для делового стиля важны неэмоциональность и стандартность изложения, использование специальных терминов и стандартизированного построения речи, вплоть до использования специальных бланков. Доминанта публицистического стиля - социальная оценочностъ актуальных и новых событий и фактов.Она проявляется не только в газетных ярлыках (фашист, демократ, псевдодемократ), не только в словах с оценочной коннотацией (ср.: вожак и главарь; съезд, конгресс и сборище), но и в самом отборе фактов, степени внимания к ним. Для публицистического стиля характерны особая выразительность и эмоциональность. Доминанта художественного стиля - образность и эстетическая значимость каждого его элемента. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, использованию специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи - ритма, рифмы, даже в прозе - к особой гармонической организации речи. Доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, - сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д. Овладение функциональными стилями кодифицированного литературного языка происходит во время специального обучения. Почти все стили используются как в устной, так и в письменной речи.
Стилевые разновидности письменной речи выделяются на основании нескольких факторов. СТИЛЕЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Каждая из прнведенных разновидностей письменной речи имеет свои стилевые особенности. Контрольные вопросы 1. Какие социально-функциональные разновидности (подсистемы) языка вы можете назвать? 2. Дайте определение диалекту и перечислите его основные черты. 3. Дайте определение жаргону и перечислите основные пути его формирования. 4. Что такое «просторечие»? 5. Чем социально ограниченные подсистемы отличаются от литературного языка? 6. Каковы основные функции литературного языка? 7. Каковы основные признаки литературного языка? 8. Какие типы речевой культуры вы можете назвать? 9. Каковы основные черты элитарного и среднелитературного типов? 10. В чем их отличие от литературно-разговорного и фамильярно-разговорного? 11. Какие функциональные стили и на каких основаниях принято выделять в сфере литературного языка? 12. Что такое «стилевая доминанта»? 13. Какие факторы являются стилеобразующими? 14. Перечислите стилеобразующие факторы для каждого стиля письменной речи.
Лекция 6 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|