Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант экзаменационного задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина и




V. ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вступительное испытание по русскому языку является обязательным условием для поступления в академию на все специальности (специализации) высшего профиля подготовки. Испытание длится четыре астрономических часа. В ходе проведения экзамена по русскому языку оцениваются знания фонетики, лексики, состава слова и словообразования, морфологии, синтаксиса.

Вариант экзаменационного задания

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2)Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег<... > равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Мы видим предмет, когда сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, прошедший через зрачок и хрусталик; отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

2) Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий.

3) Сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, который проходит через зрачок и хрусталик, в результате чего мы видим этот предмет, а отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

4) Глаз не видит предмет, который поглощает падающие на него лучи света, ведь поглощённые лучи просто не могут попасть на сетчатку глаза.

5) Мы не можем видеть свет, поглощённый предметом: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег выглядит белым.

Ответ: __________________________.

2 . Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых наоборот к сожалению иными словами хотя бы

Ответ: _________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ . Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ , -а; м.

1) Источник освещения и приспособление для освещенияв домах и на улицах. Зажечь в комнате с.

2) Разг. Рассвет, восход солнца. С. забрезжил.

3) Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Дневной с.

4) Блеск глаз под влиянием какого-л. чувства. Внутренний с.

Ответ: _____________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИт диспансЕр черпАть красИвее снятА

Ответ: ___________________________.

5 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Этот неприхотливый, спокойный и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ красавец относится к тем видам пернатых, которые воспринимают жизнь в клетке как продолжение своего вольного существования.

Сойка очень ПУГЛИВАЯ птица, поэтому любителям природы обычно удаётся увидеть только её хвост, когда она уже улетает.

Государство всегда содействовало осуществлению программ, позволяющих создать ГАРМОНИЧНУЮ интеллектуальную, культурную и духовную среду для обучения и воспитания подрастающих поколений.

Международная торговля переросла в международное разделение труда, стали формироваться ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ и экспортная специализации стран. Верховенский теперь лишь с грустной улыбкой вспоминал, как в юности он мечтал ОТПЛАТИТЬ своему врагу за остроты, которые тот не скупясь отпускал в его адрес.

Ответ: ________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 пачка МАКАРОНОВ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ участниками

килограмм АПЕЛЬСИНОВ

молодые ШОФЁРЫ

ПОСТИГШИЙ главное

Ответ: ______________________.


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное употребление падежной формы существительногоспредлогом В) неправильное построение предложения с причастным оборотом Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью     ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Государственная Третьяковская галерея – настоящая сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры, созданные на протяжении веков. 2)На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи». 3)Со всех сторон озеро Селигер окружено елово-сосновыми лесами, благодаря чему воздух здесь особенный, полный хвойных ароматов. 4)Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии. 5)Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался металлическим сплавом. 6)Находясь на границе Российского государства, крепость в Смоленскеимела очень важное оборонительное значение. 7)Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведеныпрактически все важнейшие церковные книги и молитвы. 8)Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочееместо для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат. 9)На территории Коломенского кремля проводятся как рыцарскиетурниры и игры витязей, состязания борцов и стрелков, так и народные праздники и ярмарки.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

 


8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п.. ровать зам.. реть подг.. рать ф.. номенальный бл.. стеть

Ответ: _____________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр.. морский, пр.. уныл, под.. слать, н.. доить, о.. далить, на.. колоть,         ра.. слоить, и.. бежать, об.. явленный, в.. юнок

Ответ: _____________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл.. вый, рул.. вой, заманч.. вый,  увелич.. вать, отпол.. ровать

Ответ: _____________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

прослав.. шься, помуч.. шь, неприемл.. мый, раскле.. м, независ.. мый

Ответ: _____________________________.

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Иероглифическая письменность распространена в странах Дальнего Востока, число иероглифов, например, в китайском языке составляет (НЕ)ОДИН десяток тысяч.

Изобретение бумаги и, главное, книгопечатания (НЕ)ТОЛЬКО расширило круг лиц, допущенных к знаниям, но и увеличило словарный запас людей.

Есть ещё много замечательных (НЕ)ПРОЧИТАННЫХ книг, спешите их прочитать.

Компьютеры теперь занимают (НЕ)БОЛЬШОЕ, как раньше, а в несколько раз меньшее пространство на письменном столе, и у них появился персональный хозяин.

(НЕ)ТАК давно существовал способ «одновременного» выполнения программ: операционная система обеспечивала самостоятельность программ, выделяя каждой из них отдельную область памяти.

Ответ: _____________________________.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вслед за Германией печатные книги (В)СКОРЕ появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании, в России их ТАК(ЖЕ) стали выпускать в середине XVI века.

Наблюдать спутник Земли очень удобно, ПОТОМУ (ЧТО), если небо не затянуто тучами, Луна, (В)ОТЛИЧИЕ от других спутников, видна в любой день года.

Нашествие саранчи (ИЗ)ДАВНА считалось страшным бедствием для людей, ПОТОМУ (ЧТО) полчища насекомых полностью уничтожали урожай.

Галилей открыл закон, согласно которому тела двигаются по прямым линиям без всякого ускорения, и ТО(ЖЕ) подтвердил Эйнштейн: ТАК(ЖЕ) происходит даже в искривлённом пространстве возле Земли.

(С)НАЧАЛА осень дохнула на деревья прохладным ветром, а потом легко закружила в прозрачном воздухе в волшебном танце первые сорванные листочки, понесла их ТАК(ЖЕ) легко вдоль аллей.

Ответ: _____________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Люди придумали множество неожида(1)ых систем дрессировки собак: готовят из собак отличных охотников, бдительных сторожей и таможе(2)иков, отважных спасателей и увере(3)ых поводырей, запускают в космос, ведь собаки всегда остаются нашими друзьями, преда(4)ыми, честными и простодушными.

Ответ: _____________________________.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложении, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Среди найденных археологами в Переяславце бытовых предметов есть фрагменты ключей и замков детских игрушек черепки глиняной посуды.

2) В XVII веке в городах Севера были созданы лесопильный мыловаренный кожевенный заводы.

3) Русский литературный язык сформировался в основном к середине XIX века и происходило его формирование под воздействием активного языкового творчества народа.

4) Все соляные варницы не только Тотьмы но и всего Севера к середине XVI века принадлежали Строгановым.

5) В колорите фресок преобладают как золотисто-жёлтые голубые синие так и коричневато-красные и зеленоватые цвета.

Ответ: _____________________________.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В России (1) в течение века глубоко и органически впитавшей (2) и (3) критически переработавшей западную культуру (4) наряду с Академией выросла и другая наука–университетская, наука Военно-хирургической академии и других специальных школ.

Ответ: _____________________________.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ты (1) милая (2) Сашенька (3) огорчена (4) конечно же (5) моим внезапным отъездом. Решение покинуть гостеприимный дом (6) признаюсь (7) мне было принять (8) весьма (9) непросто.

Ответ: _____________________________.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Двор в деревне имел приблизительно полдесятины земли и лежал в плоской низине (1) часть (2) которой (3) занимал Широкий пруд.

Ответ: _____________________________.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попутный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоростью 15–20 км в час. Ответ: _____________________________.  
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.  
(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2) Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3) На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4) Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5) И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6) И верным остаётся только материнское сердце. (7) Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила: – Четверо легло из нашего Дома. (8) А по деревне    таки не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10) Сообщали, будто под Великими Луками он. (11) Ну, поехала. (12) В военкомате даже район указали. (13) И верно, стоят там памятники. (14) Дак под которым наш-то? (15) Вечная слава, а кому — не написано. (16) А может, и не под которым. (17) А Лёша наш до сего дня без похоронной... (18) Одна мама всё надеется... (19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила: – Сыграй, милый, сыграй. (20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова: – Шопен, соната... номер... два... (21) Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит, и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки. (23) 3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25) Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26) Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери. (27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою. (28) Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети,  
женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неис-числимыми жертвами... (29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодиюна своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлённо. (31) Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук. (32) Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками. (33) –Ну вот и ладно... – проговорила она. – (34) Хорошо сыграли... (35) Вот и проводили наших... (36) Спасибо. (37) Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38) Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40) Как тогда, в сорок третьем... (По Е. Носову) Евгений Иванович Носов (1925-2002) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.  
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Великая Отечественная война продолжалась четыре долгих года. 2) Музыканты играли для людей, потерявших в войну близких, сонату Шопена – трагически звучащую музыку – в память о погибших. 3) В семье, о которой рассказывает автор, на войне погибло четверо. 4) Музыканты тоже воевали, поэтому хорошо понимали, какая музыка поможет людям пережить потерю близких на войне. 5) Корнетом называли первый офицерский чин в кавалерии, соответствовавший подпоручику в пехоте. Ответ: _____________________________.  
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 3 содержится описание. 2) В предложениях 5–6 представлено рассуждение. 3) В предложениях 7–8 представлено описание. 4) В предложениях 27–31 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 35. 5) Предложения 37–39 содержат рассуждение. Ответ: _____________________________.  
22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм. Ответ: _____________________________.  

23. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) npeдложения(-ий).

Ответ: _____________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите втаблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № l справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными вбланке образцами.

24. «Сдержанная речь рассказчика резко меняется в тот момент, когда передаётся впечатление от музыки Шопена. Тогда в тексте появляются тропы: (А)_______(«звуки стонали» в предложении 23), (Б)________(«неутешным взрыдом» в предложении 24), (В) ______ («будто пали воины все доединого и остались лишь дети, женщины и священнослужители... » в предложении 28). Душевное состояние музыкантов помогает передать синтаксическое средство выразительности – (Г)_______(в предложении 39)».

Список терминов:

1) лексический повтор            6)противопоставление

2)сравнение                        7)олицетворение

3)ряды однородных членов   8)эпитет

4)фразеологизмы                         9)диалог

5)синтаксический параллелизм

А Б В Г
       

 

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...